Презентация "Цивилизация Древнего Китая"
Подписи к слайдам:
Цивилизация Древнего Китай
Презентацию подготовила
Пожарова Надежда Владимировна,
Студентка 1-го курса ИФиЖ
131 группа
Руководитель: Шиндина Ольга Викторовна
Возникновение древнекитайской цивилизации
- Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции.
- Лишь с середины I тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами. Они постепенно распространяются в южном направлении, сначала в район бассейна Янцзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры древнекитайское государство выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев оставалась .почти неизменной.
- Пересекая с севера на юг лессовое плато, лежащее на уровне 400—1500 м, река Хуанхэ поворачивает на восток, течет по Среднекитайской равнине и впадает в Бохайский залив. Русло Хуанхэ в его нижнем течении на протяжении последних тысячелетий неоднократно перемещалось; изменялась и конфигурация береговой линии Бохайского залива, непрерывно отступающего под воздействием речных наносов.
- Несколько тысячелетий тому назад вся долина Хуанхэ была покрыта лесами, полностью истребленными к настоящему времени. Климат этого региона последовательно изменялся от более высоких к более низким среднегодовым температурам при общем понижении уровня увлажненности. В IV—II тысячелетиях до н. э. в районе среднего течения Хуанхэ водились слоны и носороги, тапиры и бамбуковые крысы, в поймах рек были обширные заросли бамбука. В эпиграфических памятниках второй половины II тысячелетия до н. э. мы находим сведения об обильных осадках — «длительных дождях», которые шли с перерывами весь год.
- Мягкие аллювиальные почвы в долинах Хуанхэ и ее притоков создавали весьма благоприятные условия для занятия земледелием. Поэтому до I тысячелетия до н. з. поселения размещались в непосредственной близости от русла рек на невысоких лессовых террасах, а значительные пространства Среднекитайской равнины оставались неосвоенными. Пойменное земледелие привязывало людей к реке, и это было чревато серьезной опасностью. Не случайно в ранних памятниках письменности древнекитайское слово «несчастье» записывалось иероглифом, изображавшим разлившуюся водную стихию. Повышение уровня воды в реках постоянно грозило губительными наводнениями, бороться с которыми люди еще не умели.
- Существенные изменения произошли лишь с середины I тысячелетия до н. э., когда широкое распространение железных орудий позволило древним китайцам выйти за пределы речных пойм. Они научились возделывать твердые почвы, что создавало условия для более равномерного размещения населения и освоения всей территории современного Северного Китая. Палеоантропологические находки, относящиеся к эпохам неолита и бронзы, свидетельствуют, что восточные монголоиды преобладали на этой территории.
- В нашем распоряжении нет и, надо полагать, никогда не будет прямых данных о том, на каких языках говорили люди, населявшие бассейн Хуанхэ в неолитическое время; можно лишь предполагать, что создатели культуры крашеной керамики Яншао (V—IV тысячелетия до н. э.) были протосинотибетцами, вытеснившими и частично ассимилировавшими более древнее палеоазиатское население. Вероятно, иньская этническая общность (II тысячелетие до н. э.) возникла в результате смешения одной из групп протосинотибетцев с племенами южного происхождения. Другая, более западная группа протосинотибетцев стала основой формирования чжоуской этнической общности. На базе взаимодействия иньцев и чжоусцев в I тысячелетии до н. э. в среднем течении Хуанхэ складывается древнекитайский этнос. В формировании его принимали участие также и соседние этнические общности, говорившие на палеоазиатских (на севере) и аустроазиатских (на юго-востоке) языках.
- Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летосчисления. Начиная с I тысячелетия до н. э. даты обозначались по годам правления вана (верховного правителя), поэтому установление абсолютной хронологии наталкивается порой на значительные трудности. Так, современные исследователи по-разному датируют чжоуское завоевание, приведшее к падению государства Инь: это событие относится одними историками к 1122 г. до н. э., другими — к 1066, 1050 или к 1027 г. до н. э. Лишь с 341 г. до н. э. в истории Древнего Китая начинается вполне достоверная хронология.
- С I в. н. э. древние китайцы начали использовать для обозначения лет особые знаки шестидесятиричного цикла, до того служившие для наименования дней. Шестидесятилетний цикл, использующийся с тех пор в Китае непрерывно, полностью устранил возможность сколько-нибудь серьезных ошибок в датах. Для уточнения хронологии более раннего периода в настоящее время используются новые методы исчисления абсолютных дат, в частности записи о солнечных и лунных затмениях и т. д.
- Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Так, за эпохой мифических «пяти императоров» следовало время правления «трех династий» (Ся, Шан-Инь и Чжоу). По традиции эпоха Чжоу делится на две части — Западное Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.) и Восточное Чжоу (VIII—Ш вв, до н. э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (III в. до н. э.) приходит династия Хань, время правления которой также делится на Западный и Восточный периоды. Династийная периодизация не может полностью удовлетворить требования современного исследователя.
- Поэтому мы пользуемся археологической периодизацией, членящей этапы развития общества по уровню производительных сил и основному материалу, из которого изготавливались орудия труда. Следовательно, эпоха, предшествующая «трем династиям», должна быть отнесена к неолиту, тогда как с шан-иньского времени древнекитайское общество вступает в эпоху бронзы, В конце периода Чуньцю (VI—V вв. до н. э.) в Древнем Китае получают распространение железные орудия — начинается эпоха железа.
- Для нас, разумеется, наиболее существенна периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. Мы выделяем пять основных периодов истории древнекитайского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э„). 2. Древний Китай в VIII—III вв. до н. э. 3. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. з.). 4. Империя Хань (III—I вв. до н. э.). 5. Древний Китай в I—III вв. н. э.
- Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.
- В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Будда. Это высшая верховная всеобщность, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подрожать. В системе китайской мысли существовали, кроме Неба, и Будда, и Дао. Жрецов Древний Китай не знал.
- Обязанности первосвященника в ритуалах исполнял сам правитель, а функции ассистировавших ему жрецов выполняли служившие правителю чиновники.
- Эти жрецы-чиновники в первую очередь были чиновниками государственного аппарата, помощниками правителя. Жреческие функции они обычно выполняли в дни обрядов и жертвоприношений.
- Конфуций (551-479гг. до Н.Э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека - цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Истинный цзунь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде.
- "Благородный человек" Конфуция - умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Общество должно состоять из двух основных категорий: верхов и низов - тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства - Мэн-цзы считали вечным и неизменным.
- Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка изменённых древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия.
- Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - основа всего китайского образа жизни. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь.
- Даосизм возник в Китае практически одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всём, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни.
- Буддизм проник в Китай из Индии. Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Уже в IV веке китайские буддисты, пытались доказать, что Будда - воплощение Дао. Дао-ань - первый известный китайский патриарх буддизма. Он ввёл для китайских буддистов-монахов фамильный знак Ши. Вторым после Дао-аня авторитетом китайских буддистов был Хуэй-юань. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа Будды Запада-Амитабы. Буддизм просуществовал в Китае почти 2 тысячелетия. Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру (искусство, литература, архитектура).
- Характерной чертой древнекитайской мифологии является историзация мифологических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения начали истолковываться как реальные деятели древности. Главные персонажи мифов превращались в императоров, а второстепенные персонажи — в сановников, чиновников. Эвгемеризация мифов способствовала антропоморфизации героев, который продолжался в поздней народной мифологии. Большую роль играли тотемистические представления. Племена инь считали своим тотемом ласточку, племена ся — змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождем, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами. Дракон стал символом императора, а мифическая птица фэнхуан — символом императрицы.
- Древний Китай – это одно из мест, где письменность развивалась независимо, также как в Месопотамии, в которой была развита клинопись, в Египте и в цивилизации Майя, где были развиты иероглифы. Ранние примеры письменности древнего Китая пришли из костей, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания в Аньянге, столице династии Шанг и бронзовых надписей того же времени. Древние китайцы писали на бамбуке и прочих твердых поверхностях.
- Кембриджская история древнего Китая, написанная Майклом Лоуэ и Эдвардом Л. Шонесси, говорит о том, что самые ранние гадальные кости относятся к 1200 до н.э. и совпадают со временем правления короля Ву Динга. Это предположение основывается на самых ранних упоминаниях о происхождении письменности, которые относятся к 3 веку до н.э. Легенда, повествующая о том, что писец Желтого императора изобрел письменность после того, как заметил следы птиц. Ученные времени Династии Хан полагали, что самая ранняя китайская письменность была пиктографической, что означало, что для описания чего-либо использовались образы, картинки. Квинг полагал, что для первоначального письма использовались цифры. Сегодня письменность древнего Китая считается пиктографической или зодиографической. Так как письменность древнего Китая эволюционировала, к пиктографии был добавлен фонетический компонент, также как и к парной системе письменности Майя.
- Письменность древнего Китая на гадальных костях называется Джиагувен, согласно древним шрифтам, которые описывают изображения пиктографии. Писание на бронзе называлось Даджувен. К 500 веку до н.э. заостренный шрифт, характерный для современной китайской письменности появился в форме, которая носила название Ксиаожуан. Бюрократы династии Квин использовали шрифт Лишу, который до сих пор используется в Китае.
- Исконно китайской религией считается даосизм, однако китайцы исповедовали и другие религии, такие как ислам, буддизм и даже христианство. Культовые сооружения у каждой религии значительно отличаются друг от друга и называются по-разному в китайском языке. Тем не менее, именно буддистские храмы можно встретить в любой точке страны и, несомненно, являются высокой культурной, религиозной и архитектурно-художественной ценностью.
- При постройке храмов в древности использовался один и тот же принцип или план: по центру передней стены располагались главные ворота «шаньмэнь», а во дворе храма, по обе стороны от ворот, строили две колокольни. Если следовать дальше, то по центральной оси располагался «Павильон Небесного бога», затем «Павильон главных сокровищ», и «Хранилище сутр» в третьем дворе. По бокам от дворов располагались кельи и трапезная. По своему архитектурному облику буддистские храмы Китая близки к императорским дворцовым застройкам, они так же блистательны и великолепны – в этом важное отличие китайских буддистских храмовых комплексов.
- Китайские пагоды поначалу имели форму квадрата, позже стали использоваться шестиугольные, восьмиугольные и даже круглые формы, возводили их из всевозможных материалов: от дерева до камня и даже есть пагоды из железа и меди, а так же из обливного кирпича. Количество Древнекитайские пагоды обычно имеют нечётное количество уровней, наиболее распространены постройки 5-13 уровней.
- Наиболее известные пагоды Китая: Деревянная пагода в провинции Шаньси, Пагода «Больших Журавлей» в Сиане, Железная пагода в Кайфэне, Пагода в Ароматных горах в Пекине, Пагода в монастыре Кайюаньси в уезде Цзиньсянь.
- Деревянная 9-уровневая пагода в провинции Шаньси построена почти тысячу лет тому назад и имеет высоту 70 метров. Это самая древняя сохранившаяся деревянная башня в мире, при этом она построена по уникальной анти-сейсмической технологии, за все эти годы ни одно землетрясение её не разрушило.
- Дабы акцентировать внимание на высоком положении императора, в стилистике дворцовых построек обязательно присутствует особое величие и пышность.
- Старинные китайские дворцы как правило разделяются на две части –парадную или официальную, и повседневную или жилую. План дворца выстраивался вокруг оси, которая определяла принцип расположения всех остальных построек.
- Крыши дворцов часто делали многоуровневыми, с загнутыми вверх углами, которые часто украшали фигурками птиц и зверей. Такие крыши придавали контуру постройки изящество и одновременно несли защитные функции – под такими крышами внутренние сооружения были долговечнее. Дождевую воду, стекавшую с крыш, отводили подальше от стен и фундаментов, за счет чего деревянные стены не портились от влаги. Императорские дворцы накрывали жёлтой черепицей, что было символом императорской власти.
- На протяжении многих тысячелетий императоры не жалели человеческого труда и материальных затрат на возведение дворцов, поражающих своей масштабностью. К великому сожалению, большинство из них стали жертвами огня, поскольку такие постройки традиционно возводились из дерева. По сей день полностью уцелел лишь Дворец Гугун в центре Пекина (другое название дворцового ансамбля – «Запретный город»). Его вы можете часто видеть в китайском историческом кино. Сейчас там находится государственный музей. В Запретном городе жили императоры Миньской и Цзиньской династий. Парадный павильон Тайхэцзянь во дворце Гугун – крупнейший подобный павильон в Китае.
- Скульптура Китая представлена во многих древних скульптурных памятниках, которые говорят о высоком уровне творчества китайского народа. Разнообразные многоярусные сооружения (пагоды), являющиеся символами буддийских небес, а также захоронения и пещерные комплексы с найденными там древними скульптурами считаются ценнейшими памятниками архитектуры Китая. Пещерные монастыри возле Лояна, Бинлинсы и многих других мест, хорошо сохранили произведения высокоразвитого древнего изобразительного искусства: скульптуры и превосходную настенную живопись.
- Появление скульптурного искусства было тесно связано с развитием ремесел, в частности, изготовлением погребальных урн, ритуальных сосудов, и других предметов культа. Самые старые скульптуры Древнего Китая были обнаружены при раскопках в северо-западной части страны. Там были найдены предметы “культуры Яншао” - древней неолитической культуры, развившейся в бассейне р. Хуанхэ в 5-3 тыс. до н.э. Часто встречались глиняные сосуды, красочно расписанные сетками, спиралями и раковинами, являющиеся воплощением древних представлений о мире. К изобразительным мотивам Яншао относятся рисунки стилизированных природных объектов и стихий, воплощенных в орнаменте и формах сосудов.
- Развитие скульптуры в Древнем Китае было тесно связано не только с ремеслами, но и с возникновением бронзовой металлургии. По мнению большинства ученых, бронзовая металлургия в бассейне реки Хуанхэ возникла, основываясь на достижениях древней неолитической культуры Луншань. Одной из самых ранних бронзовых культур на территории Северного Китая принято считать культуру Эрлитоу. К этой культуре относится большое поселение протогородского типа в районе г. Лоян. Там археологи впервые обнаружили фундамент монументального сооружения со следами колонн. Это говорит о развитом в Эрлитоу местном бронзолитейном производстве. Особый вызывает интерес сосуд для вина типа цзюэ, так как он является пока что самым древним из комплекта традиционных ритуальных сосудов, которые принадлежат к классическим образцам бронзовых изделий Древнего Китая.
- Ханьское изобразительное искусство резко отличается от символического в основном искусства предшествующих периодов со свойственными ему строгими условными формами. Для ханьского искусства характерна более реалистическая трактовка образов и сюжетов, взятых из жизненных наблюдений.
- Китайская живопись наполнена философским содержанием, заложенной в ней, его поэтической интерпретацией и особенно этической символикой. основные жанры в китайской живописи это человеческие образы, пейзаж, фауна или флора. Тут уместна параллель с западной живописью, где имеются портретный жанр, пейзажный жанр и натюрморт.
- Китайские художники пишут тушью на бамбуковой или рисовой бумаге, шелке. Обязательный элемент каждой картины: изображение, каллиграфическая надпись и печать с именем художника, которую нужно было предварительно вырезать их дерева или кости.
- Первые упоминания о музыке китайцев восходят к IV - III тыс. до н. э. (легенды и мифы). Документальные свидетельства о древней ритуальной музыке относятся к 16 - 11 вв. до н.э. О развитых формах вокального творчества свидетельствует "Книга песен" ("Шицзин", 11 - 6 вв. до н.э.), где собраны магические песни, оды (чжэн-я, сяо-я и др.) и гимны сун. Замечательные образы 350-ти песен «Шицзина» охватывают все стороны народной жизни.
- Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религии и философии. В конфуцианских трактатах («Юэцзи») разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её социально-политическая роль (музыка как одно из средств управления rocударством, существенный фактор воспитания людей и достижения социальной гармонии). Древние китайцы использовали музыку в качестве средства воспитания, улучшения человеческих нравов. Они устанавливают связь эстетического принципа с этическим: «Музыка – это благоуханный цветок добродетели»
- Согласно представлениям даосизма, музыка должна была способствовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой. Буддистское мировоззрение подчёркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека. Понятие «юэ» означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации.
- Символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания, социально-политическими системами. Так, в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На её основе была обоснована пентатоника, ступени которой связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, рангами социальной иерархии и т. п.. В V-III вв. до н. э. к пентатонике были добавлены два дополнительных звука – так образовалась семиступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу.
- Под воздействием конфуцианской доктрины формируется разработанная система придворных церемониалов, которым соответствовали установленные последовательности вокальных и инструментальных композиций. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой высот, нарушение которой, по мнению китайцев, могло иметь космологические и социально-политические последствия
- Музыкальный инструментарий:
- струнные щипковые: сэ (25 струн), чжэн (13-16 струн) – семейство гуслей, цинь (7) – род цитры, пипа (4) – род лютни;
- струнные смычковые: эрху (2 струны), сыху (4) – играют такую же роль, как европейская скрипка;
- духовые: продольные флейты – сяо, поперечные – ди и чи, сона – род гобоя.
- Во II тысячелетии до н. э. иньским ремесленникам было известно производство шелка, лаковых изделий, однако большего совершенства достигли они в производстве черной и белой керамики, а также в технике отливки бронзы. О высоком развитии ремесла свидетельствует и факт производственной специализации отдельных областей еще в период формирования централизованного китайского государства (V—III вв. до н. э.).
- Дальнейшее более быстрое развитие получило ремесло с утверждением в Китае феодальных производственных отношений. Тогда такие продукты труда ремесленников, как шелк, парча, железо, белая керамика и лакированные изделия, Китай начал вывозить по Великому шелковому пути далеко на запад, ведя торговлю ими даже со странами Средиземноморья. В VII — IX в. было уже много крупных городов, ставших центрами феодального ремесленного производства.
- Расцвет ремесленного производства падает на XIV—XVII в., когда оно стало играть преобладающую роль в производстве промышленных товаров. В это время возникли новые отрасли производства, большого совершенства достигло художественное ремесло. Тогда в Китае насчитывалось уже свыше 50 городов с населением более 100 тыс. человек, а такие города, как Чанъань (ныне Сиань), Лоян, Пекин, Нанкин, Кайфын, Ханчжоу, имели свыше миллиона жителей.
- Со второй половины XIX в. начинается кризис китайского ремесла, вызванный ввозом дешевых промышленных товаров из капиталистических стран, появлением капиталистических предприятий и превращением Китая в полуколониальную страну.
- Во время господства реакционного гоминьдановского режима ремесла Китая все больше приходили в упадок, многие замечательные мастера вынуждены были менять профессию и заниматься случайной работой. Однако ремесло и домашняя промышленность продолжали существовать наряду с капиталистическим производством. Почти все предметы широкого потребления и домашнего обихода, а также примитивные орудия труда для сельского хозяйства, охоты, рыболовства и средства передвижения являлись продуктами ручного труда многочисленных ремеслен- ников - кустарей.
- Если после первой мировой войны индустриальных рабочих насчитывалось около 2 млн человек, то в кустарно-ремесленных предприятиях рабочих было 8—12 млн. человек. Даже в таких индустриальных городах, как Шанхай, Гуанчжоу, ремесло уживалось рядом с технически превосходящей его крупной промышленностью. Еще больший удельный вес имело ремесло в районах, удаленных от центров крупной промышленности. Во многих провинциях Китая более 50% китайских крестьян для повышения своих доходов занимались кустарными ремеслами. Наиболее распространенными подсобными занятиями являлись ткачество и плетение.
- Даже в экспорте товары ремесленного производства составляли значительный процент. Большую роль играл вывоз циновок, соломенных шляп, волосяных сеток для причесок, кружевных изделий, вышивок, вееров и других кустарных изделий.
- Хотя невозможно хронологически точно определить появление плетения, несомненно, оно относится к числу древнейших китайских ремесел. Плетение и в настоящее время очень широко распространено по всему Китаю. Умело используются самые разнообразные местные материалы: бамбук, солома, камыш, тростник, листья пальмы. Многие ремесленники занимаются и художественным плетением, особенно в провинции Сычуань (центр этого вида ремесла — г. Цзыгун).Это изумительно тонкой работы плетения — полотна из волокон бамбука, на которых пишутся традиционные китайские картины, веера, подстаканники, коробочки, сумочки, корзины для цветов, судки для пищи и т. д. Из одного и того же материала мастер делает самые различные вещи. Широко используют цветную соломку. Из травы хуанцао изготовляют более 200 видов изделий: веера, подстаканники, тарелки для фруктов, сумки, шляпы, тапочки, корзинки. В уезде Енань провинции Шаньдун из соломенной тесьмы делают более 100 разных видов продукции (шляпы, веера и другие предметы). .Плетеные изделия находят широкий сбыт как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
- Ко II в. до н. э. относится изобретение бумаги. Бумагу изготовляли из отходов коконов шелкопряда, а также из волокнистого материала растительного происхождения (соломы, стеблей бамбука, древесной коры и т. д.). Используя подобные материалы, применяя своеобразные методы переработки, китайские мастера-бумагоделы достигли большого совершенства, особенно в изготовлении художественно выделанной бумаги, конвертов, пригласительных карточек, книжных заставок и т. д.
- Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын (150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний.
- Конец эпохи древности отмечен изобретением механических двигателей, использующих силу падения воды, водоподъемного насоса, усовершенствованием плуга.
- К выдающимся успехам материальной культуры относится древнекитайское лаковое производство. Лаковые изделия составляли важную статью внешней торговли Ханьской империи.
- Со времен «открытия» Великого шелкового пути империя Хань Становиться всемирно известным поставщиком шелка. Китай был единственной страной древнего мира, освоившей культуру шелкопряда.
- Великим вкладом Древнего Китая в общечеловеческую культуру явилось изобретение бумаги. Изобретение бумаги и туши создало условие для техники эстампов, а затем и возникновению печатной книги. С бумагой и тушью было связано и усовершенствование китайской письменности.
- В период Хань производится сбор, систематизация и комментирование древних памятников. По сути все, что осталось от древнекитайского духовного наследства, дошло до нас благодаря записям, осуществленным в это время. Тогда же зародились филология, поэтика, были составлены первые словари. Появились крупные произведения художественной прозы, прежде всего исторической.
- Некоторые достижения Древнего Китая – бумага, порох, компас и пр. – были заимствованы у китайцев другими цивилизациями. Благодаря этим достижениям мир претерпел значительные изменения. И тот мир, который мы видим сейчас, является результатом тех изменений, которые произошли благодаря открытиям разных цивилизаций, в том числе и цивилизации Древнего Китая.