Презентация "«И КИСТЬ С ВРАГОМ СРАЖАЛАСЬ». Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны"

Подписи к слайдам:
«И КИСТЬ С ВРАГОМ СРАЖАЛАСЬ» Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны.
  • Выполнил: ученик 7 класса Ремезов Эдуард Руководитель: учитель истории Ремизова Т.В.
Цель работы: углубить знания о роли изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны, художниках, работавших в этот период,
  • Цель работы: углубить знания о роли изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны, художниках, работавших в этот период,
  • и их произведениях.
У памяти старой в плену,
  • У памяти старой в плену,
  • Не зная к себе снисхожденья,
  • Художники пишут войну,
  • Живую картину сраженья.
  • И видят опять наяву
  • Разбитых траншей повороты,
  • Через ледяную Неву
  • Бросок беззаветной пехоты.
  • Гудит на ветру полотно
  • От жаркого грохота стали.
  • Погибшие в битвах давно
  • Живыми из мертвых восстали.
  • Покорные кисти пошли
  • В атаку по старому следу,
  • Уже различая вдали
  • Добытую дважды Победу.
  • М.Дудин.
65 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Около 900 художников были призваны в армию, на фронт. Они не только сражались с оружием в руках, но и работали во фронтовой печати, создавали листовки, плакаты, фронтовые зарисовки. Художники, которые работали в тылу, тоже выезжали на фронт и писали свои картины. Прежде всего художники своим творчеством должны были содействовать разгрому врага, они призывали народ на борьбу с фашистскими захватчиками и освобождению своей Родины, то есть искусство играло агитационную роль. Эту задачу, особенно в первые дни войны, выполнял такой вид изобразительного искусства, как графика, фронтовые зарисовки, рисунки и плакаты.
  • 65 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Около 900 художников были призваны в армию, на фронт. Они не только сражались с оружием в руках, но и работали во фронтовой печати, создавали листовки, плакаты, фронтовые зарисовки. Художники, которые работали в тылу, тоже выезжали на фронт и писали свои картины. Прежде всего художники своим творчеством должны были содействовать разгрому врага, они призывали народ на борьбу с фашистскими захватчиками и освобождению своей Родины, то есть искусство играло агитационную роль. Эту задачу, особенно в первые дни войны, выполнял такой вид изобразительного искусства, как графика, фронтовые зарисовки, рисунки и плакаты.
Всю войну боевые плакаты, созданные советскими художниками, «воевали» наряду с бойцами Красной Армии. Сложив до размеров тетради, их носили в военных сумках. Наклеенные на «лбы» танков плакаты вели за собой в атаку.
  • Всю войну боевые плакаты, созданные советскими художниками, «воевали» наряду с бойцами Красной Армии. Сложив до размеров тетради, их носили в военных сумках. Наклеенные на «лбы» танков плакаты вели за собой в атаку.
За годы войны было создано очень много плакатов. Главные их герои – солдат, отдающий жизнь в борьбе, партизан в тылу врага, рабочий-тыловик, мать с ребенком – все они призвали к защите Родины. Даже названия и надписи говорили сами за себя. .
  • Один из самых первых и самых известных плакатов 1941 года – «Родина-мать зовет!», автор - Ираклий Тоидзе.
  • …Шли женщины, и на плечах лопаты,
  • Окопы рыть под городом Москвой.
  • Страна смотрела на меня с плаката
  • Седая, с непокрытой головой…
  • На фоне грозной стены штыков художник создал образ простой женщины-матери того времени. В руке у женщины – текст с военной присягой, и она призывает своих сыновей выполнить долг защиты Отечества.
  • Образ женщины-матери символизирует образ Родины, ведь недаром в русском языке есть такие пословицы: «Одна у человека мать, одна у него и Родина», «Родина любимая – мать родимая», «Родина – мать, умей за нее постоять»,
Ираклий Моисеевич Тоидзе
  • Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902 – 1985), народный художник Грузии (1980), заслуженный деятель искусств России (1951); картины, иллюстрации, плакаты. Государственные премии СССР (1941, 1948, 1949, 1951).
На второй день после начала войны, одновременно с песней-клятвой А.В.Александрова и И.В.Лебедева-Кумача «Священная война» появился плакат, написанный в жанре сатирической графики «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Авторы – творческий союз трех художников – Кукрыниксов. Название этого творческого союза произошло от первых букв фамилий художников: М.Куприянов, П.Крылов и Н.Соколов.
  • В чем сатира плакатов, написанных в жанре сатирической графики? Образы врагов изображены карикатурно. Художники их высмеивают, изображают трусливыми, жалкими, ничтожными.
  • Разорвав пакт о ненападении на СССР и сбросив маску, Гитлер тянется костлявой лапой к СССР, но красноармеец накалывает его на штык, как паука на булавку.
  • Это был первый плакат, появившийся в первые дни войны на улицах Москвы. В течение нескольких дней этот плакат стал известным во всей нашей стране, а еще через неделю – и всему миру. Его переиздавали в Англии, США, Китае, Иране, Мексике, печатали в журналах, газетах, клеили на улицах, и везде он вызывал веру в Победу.
Образ великого прошлого воспет и в картине Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода», где отступающие варвары поджигают Новгородский детинец, а на снегу разбросаны фигуры распиленного захватчиками памятника «Тысячелетию России». В грозной и величавой красоте монументального храма Святой Софии, кажется, воплотилась идея неотвратимого исторического возмездия захватчикам.
  • Образ великого прошлого воспет и в картине Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода», где отступающие варвары поджигают Новгородский детинец, а на снегу разбросаны фигуры распиленного захватчиками памятника «Тысячелетию России». В грозной и величавой красоте монументального храма Святой Софии, кажется, воплотилась идея неотвратимого исторического возмездия захватчикам.
Кукрыниксы
  • КУКРЫНИКСЫ (псевд. по первым слогам фамилий), творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903—1991), I Крылов Порфирий Никитич (1902— 1990), Соколов Николай Александрович (1903—2000). Действительные члены Академии художеств СССР 1 (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда (Куприянов — 1973, Крылов -1972, Соколов — 1973). Острогротескные злободневные карикатура на темы внутренней и международной жизни (серии "Транспорт", 1933-1934, "Поджигатели войны", 1953— 1957}, агитационные, в том числе антифашистские, плакаты ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" 1941), иллюстрации к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина (1939), А. П. Чехова (1940—1946), М. Горького (1933,194В—1949), картины ("Старые хозяева", 1936—1937; "Конец", 1 1947—1948), Работали методом коллективного творчества (индивидуально — над портретами и пейзажами). Ленинская премия (1965), Государственные премии СССР (1942, 1947,' 1949,1950,1951,1975).
В. Б. Корецкий в плакате «Воин Красной Армии, спаси!» (1942) поместил на черном глухом фоне документально портретную группу матери с ребенком, на которых направлен окровавленный штык со свастикой. Решение этого плаката, полное гнева к фашистским захватчикам, мобилизовывало нравственную волю советских бойцов.
  • В. Б. Корецкий в плакате «Воин Красной Армии, спаси!» (1942) поместил на черном глухом фоне документально портретную группу матери с ребенком, на которых направлен окровавленный штык со свастикой. Решение этого плаката, полное гнева к фашистским захватчикам, мобилизовывало нравственную волю советских бойцов.
Вместе с мастерами полиграфического плаката — В. С. Ивановым, А. А. Кокорекиным, Л. Ф. Головановым, В. Н. Дени, Н. Н. Жуковым и другими — самоотверженно трудились художники плаката рисованного, возродившие в первые дни войны боевую традицию «Окон РОСТА».
  • Вместе с мастерами полиграфического плаката — В. С. Ивановым, А. А. Кокорекиным, Л. Ф. Головановым, В. Н. Дени, Н. Н. Жуковым и другими — самоотверженно трудились художники плаката рисованного, возродившие в первые дни войны боевую традицию «Окон РОСТА».
  • Разящим оружием сатиры сражались с врагом ленинградские художники «Боевого карандаша»— В. А. Серов, В, И. Курдов Н. А. Тырса, Г. С. и О. Г. Верейские Г. Н. Петров, И. С. Астапов и другие.
Свыше тысячи пятисот выполненных вручную плакатов создали за годы войны П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, Н. Э. Радлов П. М. Шухмин, Г. К. Савицкий и другие мастера «Окон ТАСС», имевших отделения во многих крупных городах РСФСР и национальных республиках («Окна УЗТАГ», «Окна КИРТАГ» и другие).
  • Свыше тысячи пятисот выполненных вручную плакатов создали за годы войны П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, Н. Э. Радлов П. М. Шухмин, Г. К. Савицкий и другие мастера «Окон ТАСС», имевших отделения во многих крупных городах РСФСР и национальных республиках («Окна УЗТАГ», «Окна КИРТАГ» и другие).
Признанными мастерами фронтового рисунка стали военные художники Студии имени М. Б. Грекова: Н. Н. Жуков, А. В. Кокорин, В. С. Климашин, В. В. Богаткин, П. Я. Кирпичев, И. А. Лукомский. Фронтовые зарисовки складывались в авторские тематические серии. Таковы «Севастополь» Л. В. Сойфертиса, «Ленинград в дни блокады» С. С. Боима, «Сталинград» Е. А. Кибрика, «По дорогам войны» В. И. Курдова, «Берлин» Д. К, Мочальского. В 1942 — 1946 гг. О. Г. Верейский создал получившие всеобщую известность иллюстрации к поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».
  • Признанными мастерами фронтового рисунка стали военные художники Студии имени М. Б. Грекова: Н. Н. Жуков, А. В. Кокорин, В. С. Климашин, В. В. Богаткин, П. Я. Кирпичев, И. А. Лукомский. Фронтовые зарисовки складывались в авторские тематические серии. Таковы «Севастополь» Л. В. Сойфертиса, «Ленинград в дни блокады» С. С. Боима, «Сталинград» Е. А. Кибрика, «По дорогам войны» В. И. Курдова, «Берлин» Д. К, Мочальского. В 1942 — 1946 гг. О. Г. Верейский создал получившие всеобщую известность иллюстрации к поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».
Художники вели на войне боевые дневники, накапливали и осмысливали впечатления, у них рождались замыслы обобщающих работ. Так по велению сердца творилась правдивая художественная летопись Великой Отечественной. Правдой и конкретностью лично пережитого захватывают даже самые скромные зарисовки из огромного военного «архива» тем сюжетов и образов.
  • Художники вели на войне боевые дневники, накапливали и осмысливали впечатления, у них рождались замыслы обобщающих работ. Так по велению сердца творилась правдивая художественная летопись Великой Отечественной. Правдой и конкретностью лично пережитого захватывают даже самые скромные зарисовки из огромного военного «архива» тем сюжетов и образов.
  • Изображая ужасы фашистской оккупации, советские художники выражали непримиримую, священную ненависть к врагу, который топчет нашу землю. В полных драматизма листах графической серии «Не забудем, не простим!» (1942) Д. А. Шмаринов повествует о необъятности горя и страданий, выпавших на долю населения оккупированных районов, о несломленности духа народа.
Яркий художественный документ героической обороны Ленинграда—полотно Я. Д. Ромаса «Зимние залпы Балтики» (1942). Основой его решения стали материалы графической серии, созданной автором на кораблях сражающегося Балтийского флота. Композиция полотна строится на выразительном контрасте морозного безмолвия, окутывающего заваленный снегом, по­груженный в ночь, кажущийся нежилым город, и слепящего огня вмерзших в невский лед боевых кораблей, залпы которых сотрясают и озаряют город, ассоциируясь с непрестанным биением его живого гневного сердца.
  • Яркий художественный документ героической обороны Ленинграда—полотно Я. Д. Ромаса «Зимние залпы Балтики» (1942). Основой его решения стали материалы графической серии, созданной автором на кораблях сражающегося Балтийского флота. Композиция полотна строится на выразительном контрасте морозного безмолвия, окутывающего заваленный снегом, по­груженный в ночь, кажущийся нежилым город, и слепящего огня вмерзших в невский лед боевых кораблей, залпы которых сотрясают и озаряют город, ассоциируясь с непрестанным биением его живого гневного сердца.
Ефимов Борис Ефимович
  • Ефимов Борис Ефимович (наст. фам. Фридлянд р. 1900г.), российский график, народный художник СССР (1967), действительный член Академии художеств (1975), Герой Социалистического труда (1990). Брат М.Е. Кольцова. Автор злободневных политических карикатур. Лауреат Государственных премий СССР (1950, 1951, 1972). С 1922 сотрудничал в газетах «Правда», «Известия», журнале «Крокодил». С 1966 был главным редактором творческо- производственного объединения «Агитплакат». Рисунки и карикатуры Бориса Ефимова изданы в многочисленных альбомах. В 2000 вышла его книга мемуаров «Десять десятилетий».
Художник Борис Ефимов работал в жанре сатирической графики. Его первые карикатуры появились еще после революции и 50 лет высмеивали врагов советского Союза. В годы Великой Отечественной войны Ефимову не изменило чувство юмора. Чего стоит рисунок 1942 года «В партизанском крае. Ловля на живца», изображающий жадного гитлеровского солдата, который в погоне за жирной свиньей попадает на мушку к партизану.
  • Художник Борис Ефимов работал в жанре сатирической графики. Его первые карикатуры появились еще после революции и 50 лет высмеивали врагов советского Союза. В годы Великой Отечественной войны Ефимову не изменило чувство юмора. Чего стоит рисунок 1942 года «В партизанском крае. Ловля на живца», изображающий жадного гитлеровского солдата, который в погоне за жирной свиньей попадает на мушку к партизану.
Борис Иванович Пророков
  • ПРОРОКОВ Борис Иванович (1911— 1972), российский график, народный художник СССР (1971), член-корреспондент Академии художеств СССР(1954). В 1930-х сотрудничал в газет "Комсомольская правда", журналах "Смена" и "Крокодил", в Великую Отечественную войну — во фронтовой печати. Серии остропублицистических, экспрессивных рисунков ("За мир", 1950; "Это не должно повториться!", 195В—1959). Ленинская премия (1961), Государственные премии СССР (1950,1952). Художник-график Борис Иванович Пророков прошел всю войну с первого дня и до последнего. Он был пехотинцем, сапером, военным моряком. Участвовал в обороне Ленинграда, в десантной операции на Балтике и Черном море. Получил две тяжелые контузии. В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовой газете и сделал очень много зарисовок.
После войны по зарисовкам Пророков создавал свои рисунки. Рисовал он чаще всего карандашом и черной тушью. У него нет больших картин, но есть серии рисунков, объединенных общим заголовком, например, серия «Это не должно повториться!» За эту серию художнику была присуждена Ленинская премия. Борис Иванович о своей серии сказал так: «Рисунки серии напоминают о кошмаре войны не для того, чтобы войной пугать, а для того, чтобы мобилизовать на борьбу с ней! Это было и остается главной моей задачей художника-пропагандиста и в мирное время». В этих словах Пророкова и заключается главная задача художников во время войны – «мобилизовать на борьбу с войной!»
  • После войны по зарисовкам Пророков создавал свои рисунки. Рисовал он чаще всего карандашом и черной тушью. У него нет больших картин, но есть серии рисунков, объединенных общим заголовком, например, серия «Это не должно повториться!» За эту серию художнику была присуждена Ленинская премия. Борис Иванович о своей серии сказал так: «Рисунки серии напоминают о кошмаре войны не для того, чтобы войной пугать, а для того, чтобы мобилизовать на борьбу с ней! Это было и остается главной моей задачей художника-пропагандиста и в мирное время». В этих словах Пророкова и заключается главная задача художников во время войны – «мобилизовать на борьбу с войной!»
В графической серии А. Ф. Пахомова «Ленинград в дни войны и блокады» (1942—1944) изобра­жены кадры жизни осажденного города: «За водой на Неву», «В стационар», «В очаге поражения». В этих произведениях отобраны и сконцентрированы ставшие типическими, неотделимыми от облика города-героя события и приметы. В характерах своих персонажей художник неизменно подчеркивает чувства товарищества, готовности прийти на помощь, братскую сплоченность перед лицом смертельной опасности. В заключительном листе серии — «Салют в честь снятия блокады 27 января 1944 года» — автор изобразил на израненной набережной Невы людей, вместе выстоявших в нечеловеческих испытаниях.
  • В графической серии А. Ф. Пахомова «Ленинград в дни войны и блокады» (1942—1944) изобра­жены кадры жизни осажденного города: «За водой на Неву», «В стационар», «В очаге поражения». В этих произведениях отобраны и сконцентрированы ставшие типическими, неотделимыми от облика города-героя события и приметы. В характерах своих персонажей художник неизменно подчеркивает чувства товарищества, готовности прийти на помощь, братскую сплоченность перед лицом смертельной опасности. В заключительном листе серии — «Салют в честь снятия блокады 27 января 1944 года» — автор изобразил на израненной набережной Невы людей, вместе выстоявших в нечеловеческих испытаниях.
В годы войны художники, как и кинематографисты, музыканты, обратились к истории страны, ее героическому прошлому.
  • В годы войны художники, как и кинематографисты, музыканты, обратились к истории страны, ее героическому прошлому.
Грозно-современный образ древнерусского князя-воина, возглавлявшего новгородскую дружину, создал в монументальном полотне «Александр Невский» (1942—1943) П.Д.Корин. Закованный в броню, опираясь на тяжелый меч, герой русской истории словно говорит своим потомкам, сражающимся с фашистской ордой: «Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет земля русская».
  • Грозно-современный образ древнерусского князя-воина, возглавлявшего новгородскую дружину, создал в монументальном полотне «Александр Невский» (1942—1943) П.Д.Корин. Закованный в броню, опираясь на тяжелый меч, герой русской истории словно говорит своим потомкам, сражающимся с фашистской ордой: «Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет земля русская».
ЮОН Константин Федорович
  • ЮОН Константин Федорович (1875— 1958), российский живописец, народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств СССР (1947). Член Союза русских художников. Жизнерадостные пленэрные пейзажи ("Мартовское солнце", 1915), жанрово-пейзажные и тематические картины ("Утро индустриальной Москвы", 1949). Театральный художник. Государственная премии СССР (1943).
В 1942 году получила легендарную известность картина Константина Федоровича Юона о событии еще более легендарном – военном параде 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве. Парад состоялся в честь 24-й годовщины Великой октябрьской социалистической революции. Проходил парад в условиях, когда советские войска вели тяжелые оборонительные бои с фашистами, которые находились в70-100 км от столицы. По Красной площади торжественно, под звуки марша военного оркестра, мерным, чеканным шагом, стройными рядами прошли войска. Сначала курсанты военных училищ, затем стрелковые дивизии, кавалерия, артиллерийский полк, зенитный полк, танковый батальон. Из-за снегопада авиация в параде участия не принимала.
  • В 1942 году получила легендарную известность картина Константина Федоровича Юона о событии еще более легендарном – военном параде 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве. Парад состоялся в честь 24-й годовщины Великой октябрьской социалистической революции. Проходил парад в условиях, когда советские войска вели тяжелые оборонительные бои с фашистами, которые находились в70-100 км от столицы. По Красной площади торжественно, под звуки марша военного оркестра, мерным, чеканным шагом, стройными рядами прошли войска. Сначала курсанты военных училищ, затем стрелковые дивизии, кавалерия, артиллерийский полк, зенитный полк, танковый батальон. Из-за снегопада авиация в параде участия не принимала.
  • В твердой поступи войск – сила, уверенность в победе над врагом. Этот парад, единственный в истории всех войн, проходивший в таких тяжелых условиях, оказал огромное влияние на моральный и боевой дух советских воинов и народа. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт с верой в Победу.
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
  • ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899—1969), российский живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта ("Оборона Петрограда" 1928; "Будущие летчики", 1938; "Оборона Севастополя", 1942; "Хорошее утро", 1959—1960; панно, росписи в общественных интерьерах).
  • Героический образ создает в своей монументальной картине «Оборона Севастополя» художник А.А.Дейнека.(1942г.) Оборона Севастополя продолжалась в течение 8 месяцев – с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года. Фашистская армия насчитывала 200 тыс. человек, танки, самолеты, артиллерия, корабли наносили удары и с воздуха, и с моря. Фашисты блокировали город с моря, и когда вошли в Севастополь, в июне, то защитники по приказу Ставки Верховного главнокомандующего отошли к бухтам. Некоторой части удалось спастись на катерах и других мелких судах, другие ушли в горы к партизанам. Оставшиеся на берегу защитники города (около 5500 человек), имевшие только стрелковое оружие, самоотверженно отражали атаки противника, пока не кончились боеприпасы, продовольствие и питьевая вода.
Этот момент и изобразил художник в своей картине: моряки, морские десантники идут в штыковую атаку. На фоне дымного, закопченного неба, темно-синей воды моря, руин домов – гневная, мощная и светлая фигура советского матроса с непокрытой головой. В яростном порыве он бросает связку гранат, а у его ног – распластанное тело поверженного фашиста. В протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде. Все это говорит о том, что враг будет побежден. Художник четко прорисовал жесты, мимику лиц моряков, а группа фашистов дана безликой, сплошной массой. Моряки показаны в светлой форме, фашисты - в темной. Этот цветовой контраст олицетворяет извечную борьбу светлых сил с темными.
  • Этот момент и изобразил художник в своей картине: моряки, морские десантники идут в штыковую атаку. На фоне дымного, закопченного неба, темно-синей воды моря, руин домов – гневная, мощная и светлая фигура советского матроса с непокрытой головой. В яростном порыве он бросает связку гранат, а у его ног – распластанное тело поверженного фашиста. В протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде. Все это говорит о том, что враг будет побежден. Художник четко прорисовал жесты, мимику лиц моряков, а группа фашистов дана безликой, сплошной массой. Моряки показаны в светлой форме, фашисты - в темной. Этот цветовой контраст олицетворяет извечную борьбу светлых сил с темными.
  • Город Севастополь был освобожден от фашистов в 1944году, а за героическую оборону ему было присвоено звание города-героя.
НЕПРИНЦЕВ Юрий Михайлович
  • НЕПРИНЦЕВ Юрий Михайлович (р. 1909). российский живописец и график, народный художник СССР (1965), действительный член Академии художеств СССР (1970). Выразительные жанровые картины ("Отдых после боя", 1951) и драматические офорты (серия "Ленинградцы" 1960—1967). посвященные Великой Отечественной войне. Государственная премия СССР (1952).
  • Ю.М. Непринцев ушел на войну добровольцем, в минуты затишья рисовал своих боевых товарищей. Среди которых и был вот такой простой, русский солдат, сумевший сохранить доброту и юмор, несмотря на тяготы войны. Все решили, что на картине изображен Василий Теркин, герой поэмы А.Твардовского. Но это не было иллюстрацией к поэме. Ведь, наверное, в каждом взводе был такой весельчак и балагур.
  • Жить без пищи можно сутки,
  • Можно больше, но порой
  • На войне одной минутки
  • Не прожить без прибаутки,
  • Шутки самой немудрой.
  • А.Твардовский.
На картине изображены и танкисты в шлемах, и разведчики в белых маскхалатах, и стрелки. Сколько различных характеров! Одни уже пообедали, это самые активные слушатели. Другие только что возвратились с передовой, а пожилой боец – ротный «папаша» - неторопливо хлебает солдатские щи, но тоже слушает краем уха. О каждом с любовью рассказывает художник в картине. Яркое пятно, которое тоже привлекает внимание к главному герою, - это красный кисет в руках у Теркина.
  • На картине изображены и танкисты в шлемах, и разведчики в белых маскхалатах, и стрелки. Сколько различных характеров! Одни уже пообедали, это самые активные слушатели. Другие только что возвратились с передовой, а пожилой боец – ротный «папаша» - неторопливо хлебает солдатские щи, но тоже слушает краем уха. О каждом с любовью рассказывает художник в картине. Яркое пятно, которое тоже привлекает внимание к главному герою, - это красный кисет в руках у Теркина.
Бытовой жанр живописи во время Великой Отечественной войны тоже изменился. Художники этого жанра стремились показать мужество и стойкость гражданского населения и показать, какое зло могут принести война и фашизм.
  • Мать партизана. Художник
  • С, В. Герасимов. 1943 г.
  • Частично переработана в 1949—1950 гг.
  • Бытовой жанр живописи во время Великой Отечественной войны тоже изменился. Художники этого жанра стремились показать мужество и стойкость гражданского населения и показать, какое зло могут принести война и фашизм.
  • В 1943 году появилась картина С.В.Герасимова «Мать партизана». В картине художник противопоставляет два образа: гордая, стойкая, пожилая крестьянка с достоинством, мужеством смотрит на жестокого фашистского карателя. Она не склонила перед ним головы. Позади нее другой каратель держит ее схваченного, совсем еще юного сына-партизана. Что же будет дальше? Чем закончится эта сцена?
ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич
  • ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич(1885—1964), российский живописец, народный художник СССР (1958). Учился в Строгановском центральном художественно –промышленном училище (1901—1907) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907—1912) у С. В. Иванова и К. А. Коровина. В первые послереволюционные годы участвовал в оформлении массовых праздников в Москве. Писал эпические исторические полотна ("Клятва сибирских партизан", 1933), картины, посвященные жизни деревни ("Колхозный праздник", 1937; "Мать партизана", 1943), тонкие по колориту поэтичные пейзажи ("Лед прошел", 1945). Иллюстрировал произведения Н. А. Некрасова, М. Горького других. Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1920—1929), в Московском полиграфическом институте (1930— 1936), Московском художественном институте (1936—1950), Московском высшем художественно-промышленном училище (1950—1964). Ленинская премия (1966, посмертно).
ПЛАСТОВ Аркадий Александрович
  • ПЛАСТОВ Аркадий Александрович (1893—1972), российский живописец, основоположник особого направления в искусстве середины второй половины XX в., посвященного делам и дням русской деревни, народный художник СССР (1962), действительный член Академии художеств СССР 1947). Цикл «Люди колхозной деревни», 1951-1965. удостоен Ленинской премии (1966).
  • Государственная премия СССР (1946).
  • Каждое из его наиболее значительных полотен – это, по сути, целый этап российской истории, выраженный жанрово-будничном облике. «Жатва» (1945) с изображением крестьянской семьи за скудной трапезой – еще одна печальная поэма о сельском бедствии и нищете.
Образ вражеского нашествия создал в своих произведениях А.А.Пластов. Композиции в его полотен «Немцы идут. (Подсолнухи)». (1941) и «Фашист пролетел» (1942) построены на «взрывном» контрасте изображения прекрасной мирной земли и злодеяний фашистских агрессоров.
  • Образ вражеского нашествия создал в своих произведениях А.А.Пластов. Композиции в его полотен «Немцы идут. (Подсолнухи)». (1941) и «Фашист пролетел» (1942) построены на «взрывном» контрасте изображения прекрасной мирной земли и злодеяний фашистских агрессоров.
Известный художник Аркадий Александрович Пластов в 1942 году написал картину «Фашист пролетел». В ней он изобразил сцену убийства фашистским летчиком беззащитного, ни в чем не повинного мальчика-пастушка.
  • Известный художник Аркадий Александрович Пластов в 1942 году написал картину «Фашист пролетел». В ней он изобразил сцену убийства фашистским летчиком беззащитного, ни в чем не повинного мальчика-пастушка.
  • На картине убитый мальчик-пастух, лежащий на фоне осенних перелесков и полей, он воплощает идею чудовищной противоестественности войны, равно как и печаль обо всех бедах, обрушившихся на деревню в целом.
  • В картине художник выразил всю свою скорбь: « Это – из тех картин, что пока пишешь – наплачешься», -говорил художник.
  • Небо подернуто облачками, и в глубине его виден удаляющийся фашистский самолет. А на опушке леса, на земле, уткнувшись, лежит мальчик с простреленной головой, в траве, по-осеннему пожелтевшей, и кажется, что плачут о нем вся природа и его верный друг – маленький, смешной, лохматый щенок.
Напротив, мажорный «Сенокос» (1945), где группа крестьян - старики, подростки, женщины - выкашивает залитую солнцем лужайку, зримо выражает те радостные чаяния, что всколыхнулись с победоносным окончанием войны.
  • Напротив, мажорный «Сенокос» (1945), где группа крестьян - старики, подростки, женщины - выкашивает залитую солнцем лужайку, зримо выражает те радостные чаяния, что всколыхнулись с победоносным окончанием войны.
ЛАКТИОНОВ Александр Иванович (1910—1972
  • ЛАКТИОНОВ Александр Иванович (1910—1972), российский живописец, народный художник России (1969) действительный член Академии художеств СССР (1958). Жанровые картины ("Письмо с фронта", 1947) и портреты ("В. М. Комаров", 1967} отличаются иллюзорно точной передачей предметного мира. Государственная премия СССР (1948).
Картина художника А.И.Лактионова «Письмо с фронта» написана после войны в 1947 году.
  • Картина художника А.И.Лактионова «Письмо с фронта» написана после войны в 1947 году.
  • На освещенном солнце крыльце, на фоне чисто-голубого неба, мальчик читает письмо отца с фронта. Письмо получили по почте, а может быть, его принес солдат, который после ранения приехал домой. Судя по радостным лицам слушателей, у отца все в порядке, война заканчивается, и скоро все вернутся домой.
  • Мы верили, что письма вновь
  • придут
  • С знакомою печатью на конверте,
  • Мы знали: каждый дом наш –
  • наш редут.
  • И каждая семья - сильнее смерти.
  • К.Бельхин.
Петр Александрович Кривоногов
  • Известный художник-баталист из студии имени М.Б.Грекова военный художник (с1940) Петр Александрович Кривоногов (1911-1967) в своих картинах описывал могучую силу Красной Армии в Великой Отечественной войне. П.А.Кривоногов , российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1955).Государственная премия СССР (1949).Его кисти принадлежат картины, изображающие героические сражения.
  • «Защитники Брестской крепости», «Корсунь-Шевченковское побоище».
  • «Зверства в Речицах» написана по горячим следам. Он видел солдат, на которых шли фашисты, гоня перед собой, как живой щит, советских людей. Он слышал очевидцев, рассказавших ему, как девушка, толкаемая вперед штыками, кричала: «Стреляйте, товарищи красноармейцы, стреляйте! Позади нас фашисты!»
На картине «На Курской дуге» (1949) художник изобразил танковое сражение: на фоне горящей ржи разбитые фашистские танки: «фердинанды», «пантеры», «тигры».
  • На картине «На Курской дуге» (1949) художник изобразил танковое сражение: на фоне горящей ржи разбитые фашистские танки: «фердинанды», «пантеры», «тигры».
Прошло время, и в картины Кривоногова пришла Победа. Его картина так и называется «Победа» (1948). Весной 1945 года художник был в Берлине и стал очевидцем штурма Рейхстага. Пять дней фашисты оборонялись, и Рейхстаг был взят, и над его куполом советские солдаты водрузили красное знамя. Война закончена. Солдаты бросают в воздух свои пилотки, шапки, шлемы, в победном кличе поднимают вверх свое оружие.
  • Прошло время, и в картины Кривоногова пришла Победа. Его картина так и называется «Победа» (1948). Весной 1945 года художник был в Берлине и стал очевидцем штурма Рейхстага. Пять дней фашисты оборонялись, и Рейхстаг был взят, и над его куполом советские солдаты водрузили красное знамя. Война закончена. Солдаты бросают в воздух свои пилотки, шапки, шлемы, в победном кличе поднимают вверх свое оружие.
  • В ратной форме,
  • В огне и дыме –
  • К нам Победа явилась так.
  • И автографами своими
  • Мы украсили тот Рейхстаг.
  • Мир сбратает сердца и стяги.
  • Лик земли обновят века,
  • Но автографы на Рейхстаге
  • Не погасит ничья рука!
  • С.Смирнов.
Вывод:
  • Вывод:
  • Писатель Виктор Петрович Астафьев сказал: «Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней». Эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству художников, живших и работавших в годы Великой Отечественной войны, испытавших на себе все ее тяготы и беды.
  • Конечно, в одной работе невозможно рассказать обо всех художниках и их произведениях, но даже то, что мне удалось представить, подтверждает мысль о том, что художники своим творчеством содействовали разгрому врага, призывали народ на борьбу с фашистскими захватчиками и освобождению своей Родины. А в настоящее время эти произведения являются и историческим документами, свидетельствами той поры.
Список литературы.
  • Беседа с мастером.// Художник. – 1989. -№2.- С.7-14. (Ю.М.Непринцев)
  • Великая Отечественная война в произведениях советских художников./Сост. А.А.Юферов. Альбом.- м.,1995.
  • Демосфенова Г.Л. Советские плакатисты – фронту. –М.: Искусство, 1985.
  • Салтанова Н.Г. «И кисть с врагом сражалась». //Читаем, учимся, играем. – 2005. -№7. С.19-26.
  • 1941-1945. Избранные фотографии Александра Устинова./А.В.Устинов. Альбом.- М.,1978.