Конспект урока "Общественный договор и естественное право в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка" 10 класс

Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва
Тема: Общественный договор и естественное право в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка. Сходство и различия
Цель урока
Показать особенности и характерные черты общественного договора и естественного права в трудах Т.Гоббса и Д.Локка
Задачи урока
знакомство с основными деятелями эпохи Английского Просвещения
объяснить ученикам, что такое общественный договор и естественное право
показать общее и различие в идеях просвещения Т.Гоббса и Д.Локка
привить ученикам уважение к европейской культуре
заинтересовать учеников в изучении европейской философии
Материал можно использовать как дополнительный на уроках истории в 7 классе «Просвещение» и 10 классе «Эпоха Просвещения и
просвещенный абсолютизм»
Дополнительный материал:
СЛАЙД 2
Виднейшим мыслителем середины 17 века являлся Томас Гоббс (1588—1679 гг.). Основными его трудами являлись
«Философское начало учения о гражданине» (1642 г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного
и гражданского» (1651 г.). Его взгляды сформировались под влиянием Английской революции XVII века.
Политические и правовые проблемы нашли теоретическое обоснование в трудах другого видного английского
буржуазного идеолога XVII в. Джона Локка (1632—1704 гг.). Он был основоположником либерализма. Джон Локк стал
первым радикальным критиком абсолютной монархии и первым теоретиком неотчуждаемых прав человека, разделения
властей и законности. Его взгляды сформировались в постреволюционный период, в период реставрации монархии.
Политико-правовое учение Джона Локка изложено в работе «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.)
ОБЩЕЕ:
СЛАЙД 3
1. Возникновению государства предшествует естественное состояние людей, «состояние полной свободы в отношении
их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью»
2. Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора
СЛАЙД 4
Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва
3. Учение о естественном состоянии не выступает в качестве теории о появлении государства, о том, как оно
действительно возникло, а является теорией, которая объясняет, что такое государство, и таким образом легитимирует
государство.
4. Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению
большинства. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно "двигалось
туда, куда его влечет большая сила, которую составляет согласие большинства". Отсюда заключение: каждый человек,
согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет
на себя "обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным". (Локк)
Меньшинство связано также крепко повиновением государству, как и большинство, так как договор обязывает
повиноваться правительству, избранному большинством. (Гоббс)
РАЗЛИЧИЕ:
СЛАЙД 5
Томас Гоббс
Джон Локк
В своих трудах Гоббс ставит вопрос о
происхождении человеческого общества, его развитии и
возникновении различных его институтов таких, как
государство, законы, учреждения (полиция, армия и т.д.).
Первоначально все люди находились в так называемом
естественном состоянии, т.е. каждый человек обладал
абсолютной свободой и, соответственно, абсолютным
правом. Гоббс считал, что все люди равны от природы.
Природа устроена так, что каждый индивид преследует в
своей деятельности лишь собственные эгоистические
интересы.
И в естественном состоянии, до появления какой-
либо власти, каждый человек хочет не только сохранить
свою собственную свободу , но и приобрести господство над
другими; оба этих желания диктуются инстинктом
самосохранения. Абсолютное право и абсолютная свобода
сталкиваются с заложенным в человеке природой
Государство, по Локку, создается для преодоления
недостатков естественного состояния путем
заключения общественного договора: «Люди вступают
в соглашение с другими людьми, чтобы удобно, мир-
но, совместно жить, спокойно пользуясь своей
собственностью и находясь в большей безопасности,
чем кто-либо, не являющийся членом общества».
Чтобы нормы (законы) общения, действующие в
естественном состоянии, соблюдалась, природа
наделила каждого возможностью судить
преступивших закон и подвергать их
соответствующим наказаниям. Однако в естественном
состояний отсутствуют органы, которые могли бы
беспристрастно решать споры между людьми,
осуществлять надлежащее наказание виновных в
нарушении естественных законов и т. д. Все это
порождает обстановку неуверенности,
Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва
принципом самосохранения, вступают с ним в
противоречие. Ибо любой человек, реализуя свое
абсолютное право, стремится к обладанию чем-то другим,
что может потребовать убийства себе подобного, так что
каждый человек может ожидать от другого, в силу и его
абсолютной свободы и абсолютного права, притязаний на
свою жизнь. Таким образом, в первоначальном,
естественном состоянии люди были врагами друг другу
(«Человек человеку волк»). Для самосохранения они
должны ограничить свою свободу и вместо абсолютного
права ввести право относительное, ограничив его
некоторыми обязанностями. Естественное состояние - это
война всех против всех, которая ведет к взаимному
уничтожению. Выходом из этой ситуации является
общественный договор, предусматривающий ограничение
прав и свобод индивидов в пользу государства. Поэтому
люди заключают договор, в котором они отказываются от
части своих прав, ограничивая себя в свободе. Они передают
государству свои естественные права в целях
самосохранения. Каждый человек доверял носителю общей
власти делать все, чтобы обеспечить общий мир и
безопасность, и каждый подчинялся носителю этой власти.
дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В
целях надежного обеспечения естественных прав,
равенства и свободы, защиты личности и
собственности люди соглашаются образовать
политическое сообщество, учредить государство. Дж.
Локк особенно акцентирует момент согласия: "Всякое
мирное образование государства имело в своей основе
согласие народа".
Государство представляет собой, по Дж. Локку,
совокупность людей, соединившихся в одно целое под
эгидой ими же установленного общего закона и
создавших судебную инстанцию, правомочную
улаживать конфликты между ними и наказывать
преступников.
Государство отличается тем, что лишь оно
воплощает политическую власть, т. е. право во имя
общественного блага создавать законы
(предусматривающие различные санкции) для
регулирования и сохранения собственности, а также,
право применять силу сообщества для исполнения
этих законов и защиты государства от нападения
извне.
Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва
СЛАЙД 5
Эти права и свободу они передают одному человеку,
избираемому всеобщим согласием, — монарху. Договор
должен даровать власть одному человеку или собранию лиц,
так как иначе он не сможет принуждать к повиновению.
В целях предотвращения злоупотреблений
государством своими полномочиями и упорядочения
взаимоотношений между его различными органами
Локк первым обосновывает принципы разделения
властей.
Мыслитель выделял три ветви власти:
законодательную, исполнительную и федеративную.
Законодательная власть действует непродолжительное
время, однако она является верховной по отношению
ко всем другим видам власти. Законодательная власть,
по Локку, отвечает нескольким характеристикам: она
является доверенной властью; законодательный орган
не может передать право издавать законы в чьи-либо
другие руки, ведь это право доверено народом; не
может быть абсолютно деспотической в отношении
жизни и достояния народа; не может лишить человека
какой-либо части его собственности без его согласия.
Исполнительная и федеративная власть у Локка
действует непрерывно, так как требуется постоянное
исполнение законов. Федеративная власть — это
исполнительная власть, ведающая вопросами внешней
политики.
Суд Джон Локк не относил к числу самостоятельной
ветви власти. Но полагал, что верховная власть
должна править с помощью справедливых судей,
опирающихся на законы и обладающих властью
разрешать все затруднения на их основе.
Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва
СЛАЙД 6
Только монарх обладает абсолютным правом и абсолютной
свободой: он может казнить или привлечь к наказанию за
нарушение договора, который люди заключили в целях
самосохранения.
Впрочем, эта свобода может быть передана не одному
человеку, а группе людей.
Принцип разделения властей
Договор, заключенный гражданами между собой о том,
чтобы повиноваться такой правящей власти, которую
изберет большинство (Гоббс) Избранием этой власти их
политические полномочия заканчиваются
Договор происходит между гражданами и правящей
властью
Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва
СЛАЙД 7
Когда правительство избрано, граждане теряют все права, за
исключением тех, которые сочтет целесообразным
предоставить им правительство
В учении Гоббса идет речь о полном, тотальном отказе
индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и
свобод в пользу государства
У Дж. Локка об этом нет и речи. Право на жизнь и
владение имуществом, свободу и равенство человек не
отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах.
Эти неотчуждаемые ценности – окончательные
границы власти и действия государства, преступать
которые ему заказано.
Локк: Государство должно было руководствоваться
тем же «законом природы», который регулировал
отношения людей в естественном состоянии, и
поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые
права граждан. Локк выдвинул тезис о наличии у
человека от рождения целого ряда неотъемлемых
естественных прав, таких как право на свободу слова,
совести, мысли, право на жизнь и личную
неприкосновенность, а также на собственность и труд.
При создании государства индивиды не жертвуют
своими естественными правами. Руководствуясь
разумом, люди передают государству такое
количество полномочий, которое достаточно для
гарантии неотчуждаемых прав и свобод. Эти
естественные права никому и ни при каких
обстоятельствах не передаются и никем не
ограничиваются.
Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва
СЛАЙД 7
Отрицается право восстания, потому что правитель не
связан никаким договором, тогда как его подданные связаны
им. Подданные не имеют прав в отношении монарха, за
исключением тех, которые суверен уступит добровольно.
Подданные свободны там, где не распространяется действие
законов
Свобода личности тесно связана у Локка и со всеми
остальными правами: ее утрата влечет потерю
гражданином и всех остальных
прав. Поэтому
обязанностью каждого народа является борьба с
тиранической властью, которая не считается с
естественными правами граждан. Наделяя власть
значительными полномочиями, Локк не лишал народ
суверенитета, а также права отстранять власть
имущих, не оправдавших его доверия. Если
большинство народа решает положить предел
наглости нарушивших общественный договор
правителей, то вооруженное народное восстание с
целью вернуть государство на путь свободы, закона,
движения к общему благу будет совершенно
правомерным
СЛАЙД 8
Гоббс являлся сторонником абсолютной монархии
Джон Локк в своих работах активно выступал с
критикой абсолютной монархии, которая, по его
мнению, была абсолютно несовместима с
гражданским обществом и вообще не могла быть
формой гражданского правления
Гоббс различал понятия «право» и «закон». Если сущность
права состоит в свободе делать или не делать чего-либо, то
сущность закона выражается в предписании и обязанности
что-либо делать или не делать.
Гоббс считал, что понятие «право» шире понятия «закон».
Право включает в себя:
1. естественные (моральные) законы, т. е. предписания
естественного разума (не есть результат соглашения
людей), обращенные к сознанию, чувству долга
индивида и не опирающиеся на принуждение; Разум
подсказывает людям тот путь, который может
Джон Локк разделял понятия естественного и
гражданского закона, а различия между ними сводил к
проблеме соотношения права и закона.
Естественный закон, по Локку, является воплощением
прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод
человека, которые нигде формально не закреплены и
не обеспечены принуждением со стороны публичной
власти.
Гражданский закон — это формально закрепленный
акт законодательного органа, выражающий волю
общества, имеющий общеобязательный характер.
Гражданский закон не должен противоречить
Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва
обеспечить им мирную жизнь и процветание.
2. гражданские законы, т. е. приказы суверена, которые
основаны на принуждении верховной власти и
которым необходимо повиноваться.
Гоббс подчеркивает, что, хотя естественные законы
касаются человека, как такового, т. е. могут быть
сформулированы и постигнуты людьми и в естественном
состоянии, соблюдение и уважение этих законов «может
быть гарантировано лишь государственным законом и
принудительной властью государства» В естественном же
состоянии они остаются лишь благими пожеланиями людей,
вынужденных самими обстоятельствами уповать на
собственные силы и делать все то, что кажется им
необходимым для сохранения своей жизни. Томас Гоббс
отстаивал идею единства государства и права, власти и
закона, которое необходимо для достижения мира и
согласия в гражданском обществе
естественному, а наоборот, должен основываться на
его требованиях, т. е. гарантировать неотчуждаемые
права и свободы граждан. Титул закона имеет лишь
тот акт, который указывает разумному существу
поведение, соответствующее его собственным
интересам и служащее общему благу. Если такой
нормы-указания предписание в себе не содержит, оно
не может считаться законом. Кроме того, по Дж.
Локку, закону обязательно должны быть присущи
стабильность и долговременность действия.
Ратуя за режим законности, он настаивал на
следующем положении: кто бы конкретно ни обладал
верховной властью в государстве, ему вменяется
"управлять согласно установленным постоянным
законом, провозглашенным народом и известным ему,
а не путем импровизированных указов". Законы тогда
способствуют достижению "главной и великой цели"
государства, когда их все знают и все выполняют. В
государстве абсолютно никто, никакой орган не может
быть изъят из подчинения его законам.
Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва
СЛАЙД 9
Согласно Томасу Гоббсу, страх людей перед другими
людьми заставляет их искать защиту у государства, чьим
законам они дают согласие подчиняться. Когда все равны
перед законом, исчезает основа для страха перед
согражданами.
Однако, как указал Джон Локк, государство само по
себе тоже может вызывать страх. Следовательно,
необходимо, чтобы государство не только обладало
властью, но держало её в определённых рамках, с тем
чтобы не допускать произвол. Известным Локку
решением этой задачи было требование, чтобы
правители руководили с помощью выполнимых
законов и сами их соблюдали. Согласно этому
аргументу, в отсутствие верховенства закона граждане
не защищены от насилия с применением оружия, а
соперники внутри правящего класса не имеют рычагов
взаимного контроля. Локк также полагал, что
справедливые законы должны признавать
естественные права человека и что они должны не
ограничивать, а защищать свободу.
Положения Джона Локка о разделении властей, верховенстве закона, суверенитете народа ныне рассматриваются в
качестве основополагающих принципов правового государства.
Взгляды философа в значительной мере воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий после
революции 1688 г.: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная
терпимость, неприкосновенность собственности. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных
перемен в общественном развитии, включая рост предпринимательской активности, повышение благосостояния,
дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя. Все это в полной мере соответствовало целям
просвещения.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции по истории правовых и политических учений:
http://gendocs.ru/v22822/лекции_по_истории_правовых_и_политических_учений?page=3
2. Политические и правовые учения в Англии и Италии в Новое время: http://bargu.by/41-politicheskie-i-pravovye-
ucheniya-v-anglii-i-italii-v-novoe-vremya.html
3. История политических и правовых учений: http://bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-2/33.htm
4. Философия Нового времени: http://freepapers.ru/10/filosofiya-novogo-vremeni/183725.1100070.list3.html
Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва
5. Б.Рассел «История Западной философии», часть 2. М.: МИФ, 1993