План-конспект урока "Культура России в первой половине XIX века. Архитектура, живопись, музыка" 8 класс

1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
ФИО: Харламова Светлана Анатольевна
Предмет: история Класс: 8 Дата: 22.03.2018
Тема урока: Культура России в первой половине XIX века. Архитектура,
живопись, музыка.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: экскурс в историю культуры России.
Цели урока:
- рассмотрение направлений культуры рассматриваемого периода, знакомство с
шедеврами и выдающимися деятелями «золотого века» русской культуры в
области архитектуры, живописи, музыки;
- формирование культурно-исторических ориентиров, воспитание бережного
отношения к историческому наследию и гордости за Отечество.
Оборудование: мультимедийные средства обучения, музыкальные файлы,
портреты и репродукции шедевров живописи и архитектуры.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Мотивация
учебной
деятельности.
2. Актуализация
знаний.
Формулирование
темы и цели урока.
Приветствие учителя.
Пожелание успехов на уроке.
Вопрос: Подумайте, что для
этого нам нужно?
Вопрос:
Почему первую половину XIX
века можно назвать «золотым
веком» русской литературы?
Вопрос: как вы думаете, какие
ещё направления искусства
первой половины XIX века
можно отнести к «золотому
веку» русской культуры? Чему
будет посвящён наш урок?
Выслушать высказывания детей.
Ответ:
В первой половине XIX века
доминирующее положение в
системе духовной культуры
занимала литература.
В этот исторический период жили и
творили величайшие гении:
А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю.
Лермонтов и др. которые стали
символом высших достижений
отечественной культуры. Основой
литературных произведений
служили как реальные
исторические события, так и
обращение к сокровенному
народному творчеству.
Подтверждают примерами.
Называют: живопись, музыка,
архитектура.
Формулирование темы и цели урока
самими обучающимися.
2
3. Реализация плана
открытие новых
знаний:
а) основные
направления в
архитектуре;
б) живопись первой
половины XIX века;
в) развитие музыки
в первой половине
XIX века.
Действительно, ни один из
предшествующих периодов
русской истории не знал такого
бурного расцвета культуры, как
XIX век, начавшийся с
творчества гениального
Пушкина. Феноменальный взлет
духовной культуры России
означал достижения высочайших
вершин не только в литературе,
но и в архитектуре, музыке,
живописи.
Проблемный вопрос:
- Согласимся ли мы с этим
высказыванием или опровергнем
его? На этот вопрос мы
попытаемся найти ответ в конце
урока.
Текст. Своеобразие русской
культуры XIX века таится в
исторических особенностях этой
эпохи.
Вопрос: как вы считаете, какие
исторические события начала
XIX века могли вызвать мощный
толчок к развитию
архитектурной мысли в России?
В начале XIX века в русском
зодчестве преобладал
Классицизм – культурное
направление, ориентированное
на античное искусство,
литературу и мифологию. Для
зданий в стиле классицизма
характерны строгие пропорции,
уравновешенность, симметрия,
гармоничное сочетание целого и
частей. Типичная черта –
парадный вход в центре,
оформленный в виде портика.
Ответ. На культурную жизнь
России в первые десятилетия XIX
века огромное влияние оказали
Отечественная война 1812 года и
движение декабристов.
Освободительная война с
французами явилась важным
этаном развития русского
национального самосознания,
вызвала мощный патриотический
подъем по всей стране. Победа
русского оружия осознавалась как
важнейшая веха в судьбах страны и
народа, предотвращение
чужеземного порабощения.
3
Вершиной классицизма в начале
XIX века стал стиль ампир -
массивные монументальные
формы, богатые украшения,
строгость линий. Ампир отражал
идеи политического триумфа и
мощи России.
Задание: по ходу
иллюстрированного рассказа
(слайды) выпишите примеры
архитектурного зодчества и их
авторов в стиле классицизма:
в Санкт-Петербурге
в Москве
В конце 30-х годов столетия
наблюдался упадок
классического стиля:
архитектура все более
приобретала чисто
функциональный характер.
Особенно это чувствовалось в
провинции, где массовое
строительство доходных домов
все больше вытесняло усадебное
строительство.
Заполнение таблицы:
Классицизм
Архитектурные
памятники
Петербурга
Архитекторы
Исаакиевский собор,
Александровская
колонна.
Адмиралтейство.
Казанский собор.
ансамбль Дворцовой
площади, здание
Сената,Михайловский
дворец.
Монферран А.А
Захаров А.Д.
Воронихин А.Н
Росси К.И.
Классицизм
Архитекурные
памятники Москвы
Реконструкция
Красной площади
после пожара 1812г.,
Манеж,Триумфальные
ворота, Большой театр
Московский
университет после
пожара 1812г.,
Дом Лунина.
Памятник К. Минину
и Д. Пожарскому.
Сообщение ученика.
В период героических устремлений
национального искусства в 1818 г. в
Москве на Красной площади был открыт
памятник Минину и Пожарскому,
которому суждено было стать не только
самым значительным его монументом, но и
величайшим творением русской
монументальной скульптуры. Новаторство
автора заключалось в том, что подобный
мемориальный памятник сооружался
впервые в Москве и ставился не в честь
главы государства, но главными героями
Мартоса были граждане – патриоты Кузьма
Минин, вдохновитель нижегородского
ополчения, и князь Дмитрий Михайлович
Пожарский, возглавивший изгнание
поляков из Москвы. Мемориал покоится на
гранитном пьедестале. Кузьма Минин,
указывая жестом руки на Кремль и как бы
призывая к спасению Отечества, вручает
князю Пожарскому меч. Отвечая на при-
зыв, Д. Пожарский принимает меч,
поднимается со своего ложа, он готов
встать грудью на защиту оккупированной
Родины. Воплощенная в мемориале идея
гражданского подвига была созвучна
настроениям и чувствам русского народа.
после победы над французским
нашествием.
4
Наглядным воплощением в
русской архитектуре идеи
«православия, самодержавия и
народности» стал так
называемый «русско-
византийский стиль».
Основателем его в московской
архитектуре был замечательный
архитектор К. А. Тон (1794-1881),
которому принадлежали проекты
Большого Кремлевского дворца,
Оружейной палаты, Храма
Христа Спасителя (слайды).
Задание. Самостоятельно
выясните, в честь какого
события был воздвигнут Храм
Христа Спасителя в Москве?
Вопрос: какой вывод можно
сделать о развитии русской
архитектуры первой половины
XIX века?
Классицизм в живописи получил
название академизма. Для работ
художников-академистов
характерны декоративный
пейзаж, театральность
композиции и непременный
сюжет из античности.
Запись в тетради:
Русско-византийский стиль
возник во второй четверти XIX века
и представляет собой синтез
традиций русского народного
зодчества и элементов
византийской культуры.
Ответ. Русская архитектура 19 века
характеризуется такими
направлениями, как классицизм,
ампир – последний этап развития
классицизма, а также русско-
византийский стиль.
Великими архитекторами создаются
прекрасные ансамбли города, в
Петербурге завершают
планирование основных площадей:
Дворцовой и Сенатской.
Интенсивно идет восстановление
Москвы после пожара 1812 г.
Крупнейшими архитекторами этого
времени являются: А. Д. Захаров,
К.И. Росси, А.Н. Воронихин, А.А.
Монферран, О.И. Бове, Д. И.
Жилярди, К.А. Тон и многие другие.
Патриотические идеи этого времени
получили яркое воплощение в
героико-торжественном облике
русской архитектуры, призванном
воплотить светлую мечту
построения гармонического и
свободного общества.
5
Задание. Проследите и
отметьте в таблице новые
направления в живописи, имена
художников и названия картин.
Иллюстративный рассказ (слайды).
Ярким представителем классицизма
в живописи являлся К. П. Брюллов
(1799-1852).
Одной из лучших
картин мастера явилось полотно,
выполненное в Риме в 1831 - 1833гг.
- «Последний день Помпеи». В нем
художник в качестве главного героя
впервые выводит хоть и
идеализированный, но образ народа.
Возвращение К. П. Брюллова в
Россию из Италии было его
настоящим триумфом. Как
портретист художник был более
реалистичным, чем в исторических
композициях. Таковы его
«Всадница» (1832), «Автопортрет»
(1848), отличающиеся высоким
мастерством рисунка и
психологизмом.
Вопрос: как вы думаете, почему
Брюллов выбрал тему гибели
Помпеи, что «читали»
современники на этом полотне?
Новым направлением,
противоположным классицизму,
стал романтизм. Романтизму
был свойственен уход от реаль-
ных проблем реальной
действительности и
противопоставление им
обобщенного идеального
художественного образа. Яркими
представителями этого
направления являются О.А.
Кипренский, В.А. Тропинин,
А.А. Иванов.
Орест Кипренский исполнил
целую серию портретов лучших
людей своего поколения-героев
Заполнение таблицы:
Направление
живописи
Художники
Картины
Ответ. Художник писал картину
после жестокого подавления
восстания декабристов, в стране
воцарился николаевский режим.
Брюллов решил отобразить
трагедию русского народа, которую
он мог раскрыть лишь на материале
античной истории. Лучшие умы
России разгадали скрытый смысл
картины и устами Герцена указали,
что идею картины, её мрачный дух
породила российская
действительность.
6
Отечественной войны 1812 г.
(«Давыдов»), поэтов, писателей.
В них художник воспел
духовную красоту и достоинство
личности. В 1827 г. он создал
портрет А. С. Пушкина,
выполненный по заказу поэта
А. Дельвига (слайд).
Влияние романтизма сказалось
на творчестве прославленного
портретиста Василия
Тропинина (1776-1857)
крепостного художника,
получившего свободу в возрасте
47 лет. В своих картинах он
воспевает гармонию и чувство
внутреннего достоинства,
присущее человеку труда и
сохраняемое им на протяжении
всей жизни: «Кружевница»,
«Гитарист», «Золотошвейка».
Знаменит портрет А.С. Пушкина.
Художник показывает зрителям,
что ценность человека не в
знатности рода, не в богатстве, а
в его нравственных побуждениях,
чувстве долга, способности быть
полезным народу (слайды).
Делом жизни Александра
Иванова (1806-1858) стала его
картина «Явление Христа
народу», отражающая
направление романтизма в
живописи. Монументальное
произведение живописи
изображает берег реки Иордан:
иудейский пророк, говоря о
пришествии Мессии - избавителя
народа, того, которого ожидали
многие поколения верующих,
вдруг показывает толпе на
приближающегося никому
неизвестного человека. Всеобщее
внимание устремлено туда, куда
указывает жест пророка... С
каким психологическим и
живописным мастерством
художник изобразил оттенки
чувств на лицах людей:
неподдельную радость,
зарождающуюся надежду,
7
интерес, иронию, насмешку,
лицемерие... Каждый из
многочисленных персонажей -
апостол Петр, юный Иоанн,
древние старцы, рабовладелец и
его раб, фарисей, группа женщин
под кроной дерева -
психологически неповторим.
Вопрос: какая идея нашла
воплощение в картине
А. Иванова «Явление Христа
народу»?
Школа реалистической живописи
явилась значительным явлением
художественной культуры
России 30-40-х годов и
способствовала становлению
бытового жанра. Жизнь и быт
русской деревни, галерею
правдивых крестьянских образов
создал Алексей Венецианов
(1780-1847). Картины художника
«На пашне. Весна», «На жатве.
Лето», «Жнецы», «Гумно» и др.
характеризуют мастера как певца
русского народа и родной
природы.
Павел Федотов (1815-1852)
является основоположником
нового жанра в русской живописи
критического реализма.
Художники пытались не только
правдиво воспроизвести жизнь
во всех ее проявлениях, но
акцентировать свое внимание на
ее социальных сторонах,
показывая несправедливость и
безнравственность, царящие в
обществе, пытаясь тем самым
активно воздействовать на него.
Художник был идейно связан с
социальными и литературными
движениями 40-х годов XIX в. и
сумел поставить крупнейшие
социальные проблемы своего
времени в небольших жанровых
произведениях.
Задание. Рассмотрите его
картины «Свежий кавалер»,
Ответ. В картине отразились
самые насущные проблемы русской
жизни - идея освобождения народа
от крепостничества, его
общественного пробуждения.
Запись в тетради.
Критический реализм (от
греч.kritike суждение, вынесение
приговора и лат.Realis
вещественный, действительный) –
творческий метод изображения в
искусстве окружающей
действительности с позиции
демократических идеалов.
8