Презентация "Религия древних славян" 6 класс
Подписи к слайдам:
Религия древних славян
Язычество
Характеристика духов
хранитель лесов
Леший
- Язычество – «народная вера»
- Язычество – это вера в разных БОГОВ.
- 1 этап - представления славян об упырях и берегинях
- 2 этап - многобожие и впоследствии культ Перуна
- Боги
- Духи
- Ярило
- Перун
- Сварог
- Велес
- Мокошь
- и др.
- Леший
- Домовой
- Водяной
- Лихо
- Банник
- и др.
- Они (духи) не принадлежали ни подземному миру, ни небу, место их было рядом с людьми – в близлежащих лесах, в распаханных полях, в знакомых всем водоемах, в жилищах, дворах, в хозяйственных постройках.
- Если власть богов распространялась, по языческим понятиям, на весь свет, то нечисть хозяйничала на ограниченных участках. Домовой за пределами «своего» дома никакой силой почти не обладал; ни леший, ни водяной не покидали своих владений. Зато в этих пределах они обладали немалой властью и могли оказывать людям поддержку или причинять им зло.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Место жительства духа — глухая лесная трущоба, но иногда и пустырь. Однако этот дух обитает в лесу не постоянно, а только в тёплое время года. «На Ерофея», — считали крестьяне, — «лешие с лесом расстаются». В этот день дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой леший беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам и свирепствует. По русскому поверью леший любит сидеть в дуплах деревьев.
- Командует русалками. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
- Относящийся к дому, семье, хозяйству;
- Наши предки не могли представить себе дома без чудесного покровителя. У каждого жилища был свой домовой. Каждый домовой жил сам по себе: домовые-соседи не дружили, а нередко враждовали.
- Внешность домового описывали по-разному. Чаще всего он изображался глубоким стариком с седой бородой. Обычно домовой похож на хозяина дома, и даже носит хозяйскую одежду и перенимает хозяйские привычки. Самое же необычайное – это способность домового менять облик: принимать вид кошки, собаки, превращаться в ворох сена или мешок с хлебом.
- Семья, перебираясь в новый дом, должна была взять с собою и своего домового. Ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы в новом жилище оказался другой домовой,
- Берегиня чаще всего изображается как молодая светловолосая девушка в простом платье светлых оттенков. Она всегда имеет грустно-доброе выражение лица и немного прозрачна, как и положено духу. По одной из версий Берегинями становятся молодые девушки, просватанные, но погибшие до замужества в результате происков злых сил.
- Берегиня – персонаж положительный. Это понятно даже из ее имени, которое явно происходит от слова «беречь». Видимо, в образе Берегини наши далекие предки скрыли символ природы, помогающей достойному человеку бороться со злом. Это добрый и открытый образ, насквозь пронизанный любовью. Береза и плакучая ива – деревья Берегини.
- Перун – это, прежде всего, бог грозы. В белорусском и украинском языках слово «Перун» означает «гром», «удар грома». Если молния зажигала какую-то постройку, то говорили: «Перуном спалило». Такой пожар тушить было нельзя. Известно проклятие, ходившее в народе: «Чтоб тебя Перун убил!»
- Покровитель домашних животных. Именно к нему следовало обращаться с просьбами о благополучии скотины, об избавлении ее от болезней. Ему приносили в жертву коней, быков, овец. .
- В XIX веке на юге России был обычай: перед началом жатвы старые женщины в поле «завивали бороду Велесу», то есть, не вырывая колосьев из земли, сплетали их в узел и оставляли в знак надежды на богатый урожай. По другим данным, жертвовали «Велесу на бороздку» последнюю горсть колосьев или последний сноп. Этот обычай заставляет взглянуть на Велеса как на божество, связанное с земледелием, с надеждами на хороший урожай.
- Особые люди, которые напрямую общались с богами, совершали обряды
- Коляда
- Масленица
- Ивана Купала
- В славянском календаре крупные праздники были связаны в первую очередь с круговоротом солнца. Весеннее и осеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние символизировали цикличность природы и начало нового периода в жизни человека.
- До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего Равноденствия, и 7 дней после этого дня. Масленица — это время, когда пробуждается Природа и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Последний день Масленицы — прощёное воскресенье.
- Религиозные верования наших дней напрямую восходят к прошлому. Как известно, современное православное христианство в России соседствует и переплетается с языческими поверьями и обрядами, которые зачастую совершаются людьми, считающими себя истинными христианами.
- Например: оставление на могиле умершего конфет, печенья и прочего съестного ассортимента, праздничный стол с обильной едой сразу после погребения человека, устраиваемый его родственниками и некоторые другие обычаи настоящего времени.
История - еще материалы к урокам:
- Самостоятельная работа "Сословия в эпоху средневековья и их образ жизни"
- Самостоятельная работа "Средневековая деревня"
- Презентация "Крымская война" 8 класс
- Презентация "Думиничане - герои Советского Союза" 5 класс
- Классный час "Думиничане - герои Советского Союза" 5 класс
- Рабочая программа "История Донского края" 6-7 класс