Исследовательская работа "Наушники - это дань моде или опасность для организма человека?" 9 класс

МОУ Ключевская СОШ им. А.П.Бирюкова
Исследовательская работа
по теме:
«Наушники – это дань моде или
опасность для организма
человека
Выполнила обучающаяся 9 класса-
Дегтярёва Виктория
Руководитель работы – учитель физики
Дегтярёва С. А.
с. Ключи 2011 г.
Содержание:
1. Цель, задачи и актуальность работы………………………………. стр.2
2. Введение………………………………………………………………стр.3
3. Историческая справка……………………………………………….стр.4
4. Классификация наушников………………………………………….стр.6
5. Технические характеристики и оценка наушников………………стр.10
6. Наушники – это дань моде или опасность для организма?.................стр.12
7. Исследование……………………………………………………………стр.15
8. Заключение……………………………………………………………...стр.18
9. Литература………………………………………………………………стр.19
10. Приложение………………………………………………………………………..стр.20
Цели и задачи работы:
-раскрыть вредное воздействие наушников на человека;
-дать представление о допустимых нормах звука в наушниках ;
-провести практические и социологические исследования:
- «Влияние наушников на самочувствие людей»,
-«Влияние прослушивания музыки на успеваемость учеников»
- довести до сведения учеников Ключевской школы информацию об
отрицательном воздействии наушников при прослушивании
Актуальность:
Люди проводят в наушниках много часов подряд, слух у них ухудшается не
так радикально, как у поклонников плееров. Почему?
Данная тема является актуальной в наши дни, т.к. каждый пятый человек в
нашей стране пользуется таким средством, как наушники. Но мало кто из них
знает о том, как наушники действуют на наш организм. В данной работе я
попыталась собрать все общие сведения о влиянии наушников на организм
человека.
Наушники или головные телефоны стали неотъемлемой частью жизни
сегодняшней молодежи. Работа знакомит обучающихся с историей
изобретения наушников, их классификацией, техническими
характеристиками и влиянием на здоровье подростка.
Введение
Современные технологии неумолимо движутся вперед, делая нашу жизнь
все более интересной и удобной. Если в 80-е и 90-е иметь плеер считалось
престижным, и не всякий мог позволить себе его приобрести, то сегодня
мобильные телефоны, игровые приставки, CD и MP3- плееры есть почти у всех.
Кроме того, они стали намного компактнее (современные флэш - плееры легко
умещаются в кармане) и гораздо экономичнее (время беспрерывной работы
плеера увеличилось во много раз), а их память позволяет хранить десятки часов
музыки. Таким образом, плееры для многих людей стали привычным атрибутом
повседневной жизни, начиная от школьников, слушающих музыку в перерывах
между уроками, и людей, желающих занять время в общественном транспорте по
пути на работу, до пожилых людей, слушающих на природе радио или
ностальгирующие под песни своей молодости. При таком частом повседневном
использовании у многих возникает вопрос а не вредно ли так часто
использовать наушники? Насколько серьезно это может отразиться на слуховом
аппарате?
Эти же вопросы задала себе и я, когда поняла что каждое утро, выходя из
дома, я надеваю наушники от сотового телефона и, включив любимую мелодию,
иду в школу. На всех переменах и по дороге домой, а также на прогулке с
друзьями неизменным моим попутчиком являются наушники – капельки.
После моего открытия я решила изучить историю создания,
классификацию, технические свойства и функции этого атрибута повседневной
жизни. А также узнать для себя, как и насколько серьёзно наушники влияют на
моё здоровье и здоровье людей не мыслящих жизнь без этого чуда цивилизации.
Историческая справка
Головные телефоны обиходной речи повсеместно
нау
́
шники) устройство для персонального прослушивания
речи, музыки или иных звуковых сигналов. В комплекте с
микрофоном могут служить гарнитурой средством для
ведения переговоров по телефону или иному средству
голосовой связи. Кроме того, наушники используются в
звукозаписывающих студиях для точного контроля записываемого трека
музыкальной композиции.
Наушники (беруши) - приспособление, защищающее от шума.
Материалы из коллекции Центрального музея связи им. А. С. Попова,
одного из старейших научно-технических музеев мира, свидетельствуют, что 26
октября 1861 года Филипп Рейс (Philipp Reis), преподаватель школы для
глухонемых, предложил членам Физического общества г. Франкфурта
изобретенный им электрический аппарат для проверки возможностей
человеческого слуха. Следует отметить, что именно Рейс впервые применил
название «телефон» (telephone, от греч. tele вдаль, далеко, и phone звук).
Однако, так как аппарат мог передавать по электрическим проводам лишь
отдельные, определенные звуки, он не получил практического применения и в
историю вошел как «музыкальный телефон» Рейса.
Но через несколько лет это изобретение попало в руки А. Беллу, который в
то время преподавал физиологию органов речи в университете Бостона.
Ознакомившись с идеей, практичный Белл задумал использовать принцип
телефона Рейса в другом приборе, который бы превращал звук в световые
сигналы и мог передавать по одному телеграфному проводу одновременно семь
телеграфных сообщений. Число семь было не случайным и увязывалось с
количеством нот в октаве. С каждой стороны аппарата, передающей и
принимающей, Белл парами использовал по семь гибких металлических
пластинок; каждая пара настраивалась на определенную частоту. Как-то раз в
процессе настройки конец одной из пластинок на передающей стороне системы
случайно приварился к контакту. При этом помогавший А. Беллу механик Уотсон,
пытаясь устранить неисправность, выражался громко и нецензурно. Сам Белл тем
временем «налаживал» приемные пластинки в другой комнате, и смог уловить
едва слышные ругательства своего помощника. Вот так, в результате
случайности, он в 1877 г. смог получить ряд патентов на телефон целиком и на
элементы его конструкции (Приложение 1.( рис. 1) ).
Кстати, в 1884-1886 годах на основе этой разработки Белл получил
несколько патентов в области записи и воспроизведения звука. Такова в
историческом контексте этимология многоязыкого слова «телефон».
Интересно бы было также рассмотреть возможные причины появления
семантически чудовищной приставки к нему — «головной».
В коллекции музея им. Попова имеется датированный 1899 годом экспонат
под названием «Приемник телефонных депеш». Это один из первых
радиоприемников, созданных Поповым, принимавший радиосигналы без усиления
с помощью точечного угольного детектора и преобразовывавший их в колебания
звуковой частоты. Согласно описанию, последние прослушивались через
головной телефон (Приложение 1( рис. 2) ). Известно, что детекторные приемники
собирались не только в России и не только из российских комплектующих. В
частности, они могли комплектоваться английскими Headphone («голова-
телефон»). Отсюда, возможно, по-военному неуклюжий, но весьма живучий
перевод иностранного технического слова.
А теперь перейдем от семантики к технике. Конструктивно телефон А. Белла
представлял собою трубку, внутри которой находилась мембрана, магнитная
система и катушка индуктивности (на рис. 1 телефон Белла представлен в
разрезе). Нетрудно заметить, что преобразователь данного типа, называемый
электромагнитным, отвечает сформулированному Гельмгольцем принципу
взаимности и работает «в обе стороны». Однако производимый устройством ток
слишком мал для преодоления больших сопротивлений. Первые телефоны Белла
работали на расстояние не более 500…600 м. Это привело, с одной стороны, к
скорому созданию угольных микрофонов (1886), а с другой к
усовершенствованию самих излучателей. Судя по тому, что уже во втором
десятилетии ХХ века был налажен массовый выпуск головных телефонов,
конструктивные особенности электромагнитных излучателей звуковой частоты
стали оптимальными. Кстати, они практически без изменений сохранились до
наших дней, как и название «головные телефоны» (Приложение 1 (рис. 3) ).
Очевидно, что конструкция накладывает на качество звучания
электромагнитных излучателей определенные ограничения, несовместимые
с использованием в современной звуковой индустрии. Здесь используются
устройства со звуковыми излучателями другого принципа действия
электродинамическими.
Кто первым соединил последовательно два звуковых излучателя и укрепил
их на оголовье, доподлинно неизвестно. На фото представлены несколько
моделей головных телефонов различных производителей с различными
оголовьями и типами креплений излучателей. А вот использовать в наушниках
электродинамические громкоговорители (DT48, выпускались с 1937 года) первым
догадался знаменитый немецкий электроакустик Байер, создатель компании
Beyerdynamic.
На рисунке1(приложение 1) схематично показано устройство динамического
наушника закрытого типа (один из пары). Внутри корпуса 1 расположен
электродинамический громкоговоритель 2 (3 диффузор). В целях
предотвращения возникновения резонансных колебаний объем под диффузором
заполняется демпфирующим материалом 4. Диффузор защищен акустически
прозрачной решеткой 5. К краю корпуса и одновременно к ушной раковине
примыкает мягкий амбушюр (на рисунке не показан, как и оголовье).
За 70 лет, прошедших с момента появления первых динамических
наушников, принципиальных конструктивных изменений не произошло. Составные
части остались теми же это оголовье, чашки (англ. earcups) с излучателями
(диафрагмой, катушкой и магнитной цепью) внутри и амбушюры. Однако
сегодняшние требования к рабочим параметрам и дизайну наушников гораздо
выше. В связи с этим производителям пришлось радикально пересмотреть
технологию и материалы, применяемые для производства всех компонентов
наушников.
Классификация наушников
Наушники принято классифицировать по нескольким основным критериям,
к которым относятся тип акустического преобразователя, стиль ношения
и область применения.
Классификация наушников по типу акустического преобразователя.
Динамические наушники имеют звуковые излучатели, конструкция которых
практически аналогична электродинамическим головкам громкоговорителей.
Звуковые колебания в них производятся при помощи специальной мембраны,
которая соединена со звуковой катушкой, находящейся в поле постоянного
магнита. При прохождении переменных электрических импульсов через катушку
она начинает совершать колебательные движения, а следовательно, колеблется
и мембрана, генерирующая звуковые волны. Электродинамическая конструкция
излучателей головных телефонов является наиболее распространенной на
сегодняшний день. Удобство использования динамической конструкции
заключается в том, что такие наушники не требуют дополнительного питания — их
достаточно просто подключить к соответствующему выходу усилителя, плеера
или другого аудио устройства.
Электростатические наушники являются достаточно редкими. В их
излучателе используется тонкая мембрана, которая поляризуется при помощи
специального источника тока высокого уровня. Поляризованная мембрана
помещается между двумя пластинами, на которые подается высокое напряжение,
и вибрирует в электростатическом поле, производя звуковые колебания.
Электростатические наушники обладают очень точным и быстрым, кристально
чистым звучанием, но обладают невысокой эффективностью и требуют
применения дополнительных повышающих трансформаторов для получения
высоких значений напряжения, которое требуется для их работы. Такие наушники
ценятся, в первую очередь, аудиофилами, готовыми мириться с любыми
недостатками ради получения заветного качества
воспроизведения.
Электретные наушники являются по сути,
частным случаем электростатических, однако в них
используется мембрана из поляризующего
материала, поэтому дополнительный источник
поляризующего напряжения не нужен.
Для тех, кто желает получить большую
свободу передвижения относительно
воспроизводящего аудио устройства, производятся
беспроводные наушники. Передача сигнала в них
производится по радиоканалу или с помощью ИК-
луча.
В последнее время многие производители
приступили к достаточно активному продвижению
моделей головных телефонов с теми или иными
механизмами шумоподавления. Наушники с
активным шумоподавлением оснащены
устройствами, улавливающими окружающие звуки с помощью миниатюрных
микрофонов и генерирующими обратный сигнал внутри наушника для
нейтрализации шума (до 70% или 10 дБ). Технология активного шумоподавления
наиболее эффективно справляется с низкочастотными шумами, например, со
звуком двигателя самолета. В данном случае, хорошие результаты показывают
накладные наушники, целиком обхватывающие ушную раковину, обеспечивая тем
самым дополнительное пассивное шумоподавление внешних высокочастотных
звуков. Пользователи могут почувствовать смену давления в ушах, почувствовать
«хлопок». Сообщают, что некачественные наушники такого типа передают
заглушенный звук. HeadWize также имеет в планах
производство наушников с активным
шумоподавлением.
Наушники с системой пассивного
шумоподавления это закрытые наушники,
конструкция которых разработана специально для
достижения максимальной фильтрации внешних
звуков. Такие наушники тяжелее, чем обычные
накладные или мониторные наушники, поэтому
могут доставлять некоторое неудобство при длительном ношении. Их оголовье
должно обеспечивать плотное прилегание чашек наушников к ушам пользователя,
при этом его давление на поверхность головы может показаться слишком
сильным. Такие наушники используются на фабриках, гоночных трассах и других
местах с сильным широкополосным шумом внешней среды. Вынужденным
недостатком этих наушников является то, что звукопоглощающий материал может
влиять на качество звука, например, ослаблять басы.
Классификация наушников по стилю ношения
По стилю ношения наушники принято классифицировать на открытые,
закрытые и наушники-вкладыши. Впрочем, четкой классификации здесь дать
невозможно в силу того, что многие производители, видя удачную идею,
воплощают ее в жизнь, не заботясь о том, как эти наушники будут
классифицироваться (полуоткрытые наушники или
мониторные вкладыши являются тому примером).
Наушники открытого типа, как правило,
оснащаются легкими накладными амбушюрами, чашки
которых слабо изолируют окружающие звуки. С точки
зрения качества звуковоспроизведения такие
наушники, как правило, имеют ослабленный бас
и беспрепятственно пропускают окружающий шум,
а следовательно, вряд ли подойдут особо
требовательному слушателю. В то же время именно
такими наушниками
очень часто
комплектуются персональные
аудиоплееры, поскольку эти модели легки и не
причиняют особых неудобств даже при
длительном ношении. Для
закрепления открытых наушников обычно
используют вертикальную дужку,
охватывающую верхнюю часть головы,
впрочем, часто встречаются
и конструкции с затылочной дужкой, проходящей
в нижней части затылка, а также модели, и вовсе лишенные дужки и крепящиеся
на ушах при помощи специальных крючков-зажимов.
Закрытые наушники обеспечивают хорошую звуковую изоляцию от
внешнего мира и поэтому пользуются заслуженной популярностью у ценителей
качественного звука. Они способны воспроизводить достаточно глубокий
и мощный бас, обеспечивают чистое и детальное звучание. Вместе с тем, модели
закрытого типа имеют, как правило, довольно громоздкую конструкцию, они
тяжелые и неудобные при длительном ношении. Довольно часто на улицах города
все же можно увидеть таких звуковых фанатов, идущих по улице в здоровенных
закрытых наушниках. Сложно сказать, какое удовольствие от прослушивания они
испытывают, но вид имеют достаточно нелепый.
Наушники-вкладыши можно в свою
очередь подразделить на обычные
вкладыши и вкладыши-затычки. Обычные
вкладыши размещаются в ушной раковине
перед слуховым каналом. Как правило,
вкладыши используют совсем без
дужки фиксация в ушной раковине
обеспечивается самой их конфигурацией.
Впрочем, часто вкладыши используются
и с оголовьем или же специальными
крючками для дополнительной фиксации.
В отличие от обычных вкладышей, вкладыши-
затычки предусматривают расположение
непосредственно в слуховом канале. Они
производят эффективную изоляцию канала от
окружающих звуков и отличаются чистым детальным
звучанием. Такие наушники можно эффективно
использовать в шумных местах, где они
обеспечивают хорошее качество воспроизведения
при более низком уровне громкости по сравнению
с обычными вкладышами.
Классификация по области применения
Что касается областей применения, то среди
всего многообразия наушников можно выделить
несколько основных категорий.
Во-первых, это аудиофильские модели,
которые предназначены для максимально точного
воспроизведения звука. Как правило, это достаточно
массивные наушники закрытого типа, мало подходящие для использования вне
дома.
Модели для портативной техники должны быть легкими и удобными при
длительной носке, поэтому они обычно имеют открытый тип излучателей или же
конфигурацию вкладышей или
затычек. В свою очередь среди
портативных моделей можно
отдельно выделить спортивные
модели, обеспечивающие
надежную фиксацию и стойкость
к вибрациям, а также
влагозащищенные модели.
Естественно, существует
огромное количество наушников
для компьютерных игр, многие из
которых снабжены встроенными микрофонами и даже вибрирующими модулями
для более качественной передачи сверхнизких частот. При вибрации такого
модуля человек получает более адекватное ощущение воспроизводимого баса,
поскольку в реальной жизни мы слышим низкие частоты не только ушами, но
и ощущаем их вибрацию всем телом.
Мониторные наушники, используемые в студиях звукооператорами, могут
иметь различные конфигурации, но должны обладать прецизионными
характеристиками (ровная частотная характеристика, правильный тайминг и пр.)
и быть максимально комфортными при длительном ношении, ведь звукорежиссер
носит наушники не для удовольствия, а в силу своих профессиональных
обязанностей.
И, конечно, стоит
упомянуть, что все
вышеперечисленные типы
наушников бывают как
проводными, так и
беспроводными. Чаще всего от
проводов избавляют мониторные
наушники. Беспроводная связь
обеспечивается через
инфракрасный луч, радиосигнал
или по Bluetooth.
Радионаушники подойдут
любителям слушать музыку дома
или в офисе, перемещаясь при
этом по комнатам. Радиосигнал, в зависимости от модели, бьет до 100 метров.
Впрочем, это на словах (или на открытых пространствах). На деле в дальнем
конце квартиры прием будет очень хорошим, хотя уже возможны помехи.
Например, от мощных электроприборов или даже радиопередатчиков на улице.
Инфракрасный сигнал исключает любые помехи, но, соответственно,
требует прямой видимости между наушниками и передатчиком.
К сожалению, качество звука в беспроводных версиях оставляет желать
лучшего. Их частотные характеристики не выходят за пределы 20-20000 Гц,
причем по факту эти значения завышены. Беспроводникам плохо удается
передавать «объем», позиционирование инструментов в пространстве. Проще
говоря, беспроводные наушники лучше всего подойдут для человека
непритязательного. Или для игр на компьютере чтобы в пылу битвы не
мешались провода.
Технические характеристики наушников.
1. Частотная характеристика (АЧХ) диапазон
частот, которые могут воспроизводить наушники. Средний
человек может слышать частоты в диапазоне 20-20 000 Гц.
Звуки, за пределами этих границ доступны только редким
профессионалам и аудиофилам, которые иногда способны
слышать даже мегагерцы. Ультранизкие частоты (менее 20
Гц) можно скорее почувствовать, чем услышать.
2. Коэффициент искажений, измеряемый как процент неверно
передаваемого сигнала, показывает, насколько аккуратно наушники передают
звук. Обычно этот показатель составляет 1% и ниже (на максимальной мощности).
Тесты показывают, что 1% искажений находится практически за границей
слышимости. Следует заметить, что при высокой громкости наушники
воспроизводят сигнал более точно, чем колонки.
3. Чувствительность (громкость) показывает эффективность работы
наушников, то есть отношение громкости воспроизводимого звука (уровень
звукового давления, в децибелах) к силе входного сигнала милливаттах).
Низкий показатель чувствительности говорит о том, что для обеспечения
заданного уровня громкости таким наушникам нужно больше электричества, чем
наушникам с более высокой чувствительностью. Электрический сигнал
портативной техники обычно довольно слабый, поэтому соответствующие ей
наушники должны иметь достаточно высокую чувствительность. У современных
динамических наушников этот показатель составляет 90 дБ и выше.
4. Импеданс измеряется в Омах и показывает, какую нагрузку оказывают
наушники на усилитель. Этот показатель не так важен, когда речь идёт о
транзисторных усилителях, которые могут выдержать нагрузку практически любых
наушников. Ламповые усилители, напротив, достаточно чувствительны к величине
импеданса. Обычно импеданс наушников составляет менее 100 Ом. Существуют,
впрочем, профессиональные модели с импедансом в 200 Ом и более,
используемые для минимизации нагрузки на усилитель, что особенно актуально,
когда к одному усилителю подключено большое количество головных телефонов.
Оценка наушников.
Базовыми критериями при оценке наушников являются качество звучания и
удобство.
Ушная раковина является
основным естественным
механизмом локализации звука
в пространстве
Как известно, ощущение 3-мерности звукового пространства появляется
у нас за счет взаимодействия звуковой волны с головой, плечами и ушными
раковинами. В зависимости от направления распространения звук по-разному
взаимодействует с ними и изменяет свои фазовые, частотные и амплитудные
характеристики. На основе анализа этих изменений наш мозг делает выводы
о месторасположении звукового источника.
При прослушивании музыки через наушники практически все естественные
механизмы человека по локализации звука в пространстве оказываются
незадействованными. Наушники одеваются прямо на ушные раковины, поэтому
ни голова, ни туловище человека не оказывают влияния на характеристики
слышимого звука. Накладные наушники достаточно плотно прижимаются к ушной
раковине, в свою очередь, прижимая ее к голове. Такое положение является
неестественным для внешнего уха, и ушная раковина, представляющая собой, по
сути, пространственное частотное декодирующее устройство, не может
определить расположение звукового источника. Если рассмотреть наушники-
вкладыши, или, тем более, затычки, то с ними ситуация еще сложнее, поскольку
они работают непосредственно в слуховом канале и сложнейшая геометрия
ушной раковины вообще не участвует в формировании звукового образа. Все эти
обстоятельства приводят к тому, что звуковое поле, передаваемое головными
телефонами, как бы заключается «внутрь головы слушателя», а не локализуется
в пространстве перед ним, как должно быть в идеале
О качестве звучания говорят следующие признаки:
чистый звук, без искажений и помех
глубокие, чёткие басы
наушники с системой «мегабас» звучат несколько приглушённо
наушники с вибрацией должны передавать физические ощущения от низких
частот
в беспроводных наушниках присутствует «шипение»
в surround-наушники, звучание должно быть реалистичным и ярким
Удобство наушников заключается в следующих фактах:
комфорт любой дискомфорт будет только усиливаться при длительном
ношении. Если это наушники-вкладыши убедитесь, что они не выпадают из
ушей и не доставляют неприятных ощущений.
настраиваемость насколько легко оголовье и чашки наушников могут
подстраиваться под форму головы пользователя.
вид и длина провода различают два вида проводов: «Y-образный»,
раздваивающийся и подходящий отдельно к каждой чашке наушников,
и «односторонний», подходящий к чашкам наушников только с одной стороны.
Средняя длина провода 1,5-3 м.
надёжность.
Наушники – это дань моде или опасность для организма?
Повредить слух, используя наушники, к сожалению,
гораздо проще, чем с помощью обычных
громкоговорителей. По оценкам Всемирной организации
здравоохранения, 120 миллионов человек во всем мире
страдают от различной степени нарушения слуха.
Исследование, проведенное Центром Шума нью-йоркской
Лиги Проблем Слуха, показало, что 26% учащихся старших
классов средней школы, которые играли в рок-группах,
имели заметные нарушения слуха по сравнению с 13%
обычных учащихся. Многие специалисты считают, что
даже 15-минутное воздействие чрезмерно громкого звука
может стать причиной потери слуха.
Согласно проведенному недавно в Великобритании опросу половина
молодых людей от 16 до 24 лет проводят в наушниках более одного часа в день, и
почти 20% - не меньше 21 часа в неделю. Тем не менее, 68% опрошенных
понятия не имеют, что громкая музыка может стать причиной потери слуха. Если в
предыдущем поколении люди теряли слух в среднем в 60-70 лет, то нынче
встречаются оглохшие в тридцать.
Вряд ли в 1979 году конструкторы первого портативного кассетного
магнитофона Walkman из японской компании Sony задумывались над тем, что их
изобретение приведет через несколько лет к возникновению целых поколений
людей, потерявших слух смолоду. К сожалению, на плеерах нет грозных
надписей, что их использование наносит непоправимый вред здоровью, в лучшем
случае упоминания об этом содержатся в инструкциях. Так в США житель
Луизианы подал иск против компании Apple, обвиняя компанию в том, что она не
пошла на шаги по нейтрализации максимального звукового давления среди
владельцев iPod. Одним из главных требований истца выпуск программного
обновления, которое бы запретило проигрывать музыку на плеере при громкости
свыше 100 децибел, а также создание наушников, которые бы блокировали все
внешние шумы.
Впрочем, в некоторых европейских странах был принят закон,
ограничивающий максимальное звуковое давление, производимое наушниками
портативных плееров 100 децибелами, а та же компания Sony, опомнившись,
стала применять в своих плеерах систему принудительного ограничения
громкости. Тем не менее, из всех владеющих и владевших такими плеерами,
никто не признался в том, что когда-либо пользовался этой системой. Напротив,
все в один голос заявляли: "получается слишком тихо".
Напомним, что человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного
слухового канала, а также среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри
черепа. Звуковые волны, попадающие в ухо через слуховой канал, при помощи
барабанной перепонки преобразуются в колебания и передаются на улитку,
находящуюся во внутреннем ухе, где эти
колебания, в свою очередь,
трансформируются в нервные импульсы,
воспринимаемые мозгом. Природа
предусмотрела механизм, защищающий
от повреждения внутреннее ухо: при
воздействии громких низких и
высокочастотных звуков две мышцы,
стременная и напрягающая барабанную перепонку сокращаются и, при помощи
слуховых косточек, перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо.
Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто
утомляются, и они перестают защищать внутреннее ухо, приводя к повреждениям
нервных волосковых клеток улитки (точнее, органа Корти), ответственных за
передачу импульсов в мозг.
Мы окружены шумом нежелательными и раздражающими звуками. В
нашем доме, на работе, на улицах, по которым мы ходим каждый день, буквально
везде, царит шум. Поэтому нарушение слуха может, в принципе, произойти в
любой момент.
Мы настолько привыкли к шуму, что уже воспринимаем его как
неотъемлемую часть нашей жизни. Наш мозг, в конце концов, просто перестает
обращать на него внимание. Но независимо от того, осознаем мы это или нет,
шум воздействует на нас психологически и физиологически. Уровень шума
накапливается специфическим образом.
Из таблицы ( приложение 3) видно, какие звуковые явления приводят к
нарушению здоровья, причем наушники в этом процессе играют не маловажную
роль.
В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от
кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно
приводит к снижению слуха. Как отмечают специалисты компании Siemens,
которая, помимо прочего, занимается выпуском слуховых аппаратов, после
кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки
внутреннего уха регенерируются, а острота слуха снижается лишь временно и
незначительно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые
сенсорные клетки повреждаются более серьезно, и восстановление их становится
невозможным. По мнению медиков, возрастные изменения слуха начинаются
примерно с тридцати лет, но длительное воздействие громкого звука способно
привести к гораздо более трагическим последствиям.
Одной из распространенных реакций на длительное и сильное шумовое
воздействие является субъективный тиннитус - звон или назойливый шум в ушах,
который слышит только сам пациент. Медики отмечают, что большая часть
пациентов с этим заболеванием - люди 30-40 лет, множество которых были
одними из первых пользователей плееров Walkman. Тиннитус - это очень опасный
симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха.
Доктор Брайан Флайгор из Гарвардской медицинской школы провел
исследование влияния различных типов наушников на здоровье потребителей.
Результаты этого исследования были опубликованы в декабрьском номере
научного журнала Ear and Hearing за 2004 год. Ученый пришел к выводу, что, как
правило, чем меньше головные телефоны, тем выше уровень звукового давления
вне зависимости от заданных значений громкости. По сравнению с большими
наушниками, в которых ухо полностью закрыто корпусом, вкладыши такого типа,
как, например, поставляемые в комплекте с плеерами Apple iPod, повышают
уровень звукового давления на внушительную величину, достигающую 9 дБ.
Цифра может показаться незначительной, если не знать, что децибелы -
это логарифмическая единица измерения относительного уровня сигнала. Иными
словами, увеличение уровня звукового давления на 9 дБ означает его без малого
двукратное увеличение! Для сравнения, максимальный уровень звучания очень
громкого мужского пения составляет порядка 90 дБ, а поп-ансамбль со всеми его
многочисленными усилительными установками выдает звуковое давление всего
на 10 дБ больше.
В ходе другого исследования, проведенного австралийской Национальной
акустической лаборатории из Сиднея уже в этом году, выяснилось, что из-за
открытого типа массовых наушников-вкладышей, они позволяют слышать то, что
происходит вокруг, а это служит стимулом повышения громкости на шумных
городских улицах или в транспорте. Результаты исследования, в котором
принимали участие австралийские владельцы плееров iPod в возрасте от 18 до 54
лет, показали, что около четверти из них выставляют такой уровень громкости,
который способен вызвать долговременные повреждения слуха. Как говорится в
пресс-релизе Национальной акустической лаборатории, у некоторых поклонников
iPod были зафиксированы такие превышения допустимого уровня громкости,
которые уже должны были вызвать повреждения слуха.
Александр Евтушенко (журнал Stereo&Video, #6, 2007) приводит
интересные результаты исследований, в ходе которых установлено, что уровень
звукового давления, создаваемый портативной аппаратурой, в области,
непосредственно примыкающей к барабанной перепонке, составляет от 70 до 128
дБ. При этом, как показали исследования, любителям рок-музыки свойственно
увеличивать необходимый для комфортного прослушивания уровень сигнала на
35-45 дБ сто раз!). После плееров с таким уровнем громкости у большинства
наблюдалось временное снижение слуха на 5-10 дБ 2-3 раза) на одной или
нескольких частотах, причем после 24 часов отдыха показатели слуха пришли в
норму. В другой группе после часового прослушивания музыки с уровнем звука от
90 до 106 дБ снижение слуха достигало 30 дБ!
Кроме того, помимо проблем со слуховым аппаратом, существует еще одна
серьезная проблема, связанная с использованием наушников - не редко можно
услышать о том, что люди, слушающие на плеере музыку, чаще других становятся
участниками дорожных происшествий. Так ли это? Отчего это происходит?
Мнение психолога по этому поводу выглядит следующим образом: «Зрительный
анализатор у большинства людей ведущий. Считается, что посредством зрения
человек получает до 70% информации об окружающем. Даже если где-то
раздается звук, мы рефлекторно поворачиваем голову, чтобы посмотреть. При
использовании наушников создается искусственная замена ведущего зрительного
на ведущее слуховое восприятие - зрительное уходит на второй план. Таким
образом, мозг, получая информацию «с ушей», всю остальную расценивает как
второстепенную. Все, что человек видит, теперь приобретает смысл музыкального
клипа, сопровождающего музыку. То есть подчиняется аудиальному. Это и
приводит к снижению внимания, неадекватности восприятия окружающего,
человек перестает получать информацию из окружающего мира, что чревато
попаданием под машину и т.д.»
Исследование.
Цель
Доказать, что наушники крайне негативно влияют на здоровье школьника.
Задачи исследования:
1. Выяснить как часто и сколько времени опрошенные находятся в наушниках.
2. Установить, что испытывают учащиеся, после того как снимают наушники.
3. Дать рекомендации по сохранению слуха.
Ход исследования.
Для решения поставленных задач по выяснению, как влияют наушники на
учащихся и как часто они используют наушники я провела анкетирование среди
26 старшеклассников нашей школы в возрасте от 15 до 17 лет
Возраст опрашиваемых.
Вопросы анкеты.
1. Что такое наушники и для чего они нужны?
2. В каких бытовых технических средствах встречаются и используются
наушники?
3. Как часто вы используете наушники в своей жизни?
А. Ежедневно
Б. Еженедельно
В. Ежемесячно
4. Сколько времени, в среднем, в день вы проводите в наушниках?
5. Какие ощущения у вас возникают после того, как вы их снимаете?
6. Как вы думаете, наушники приносят вред или пользу? Объясните.
Приведем результаты, полученного анкетирования:
1. Что такое наушники и для чего они нужны?
Наушники это прибор для прослушивания информации, с целью не беспокоить
окружающих тебя людей. Это клевая вещь!
Наушники прибор для прослушивания звуковых файлов.
Наушники это прибор, для того чтобы слушать музыку
Наушники это прибор, служащий для преобразования электрических волн в
звуковые.
Наушники это прибор, он на уши одевается
15 лет
16 лет
17 лет
8 учащихся
6 учащихся
12 учащихся
2. В каких бытовых технических средствах встречаются и используются
наушники?
Учащиеся давали несколько ответов.
1) Телефон – 20 учащихся;
2) Компьютер –15 учащихся;
3) Плеер – 12 учащихся;
4) DVD 1 учащийся;
5) Радио – 2 учащихся;
6) Телевизор – 2 учащихся;
7) Электрон. книги – 1 учащийся;
8) Ничего – 1 учащийся;
9) Магнитофон – 1 учащийся;
3. Как часто вы используете наушники в своей жизни?
Ежедневно
Еженедельно
Ежемесячно
4. Время использования наушников:
Менее часа –3 человек
1 час – 10 человек
2 часа –5 человек
3 часа - 4 человек
4 часа –2 человек
5 часов –1 человека
Более 5 часов –1 человека
0 5 10 15 20
более 5 часов
5 часов
4 часа
3 часа
2 часа
1 час
Менее часа
Ежедневно
Еженедельно
Ежемесячно
20
4
2
5.Какие ощущения у вас возникают после того, как вы снимаете наушники?
Учащиеся давали несколько ответов.
1. Нервные ощущения: удовольствие, успокоение 35 человек
2. Притупление слуха и глухота испытывают 33 человека
3. Боль и шум в ушах – 10 человек
4. Головная боль - 1 человек
5. Ничего – 1 человек
6.Как вы думаете, наушники приносят вред или пользу? Объясните.
Польза
Вред
И то и другое
Ничего
7
11
7
1
Польза
Вред
И то и другое
Ничего
Вывод:
Опрос показал: наушники стали неотъемлемой частью повседневной жизни
сегодняшней молодежи. С одной стороны это оснащение ими бытовых приборов,
и технические средств, а с другой, с психологической точки зрения, это способ
побыть подростку одному находясь, тем не менее, среди людей. 43%
Респондентов знают о пагубном влиянии наушников на их организм, но в тоже
время 77% всех опрошенных ежедневно в среднем от 1ч до проводят в этом
чуде техники. Головные телефоны стремительно и на долго вошли в нашу жизнь.
Вопрос, «Какие ощущения у вас возникают после того, как вы снимаете
наушники?» показал, что после снятия их, многие испытывают боль в ушах,
временную глухоту, притупление слуха. Я считаю, что наушники приносят больше
вреда, чем пользы, поэтому их использование нужно свести к минимуму.
Заключение
Если вы все-таки решились продолжать использовать наушники с плеером
или телефоном, обязательно познакомьтесь с правилами слуховой гигиены.
Помните, что для предотвращения потери слуха:
- в шумном месте следует пользоваться копеечными "берушами";
- во-вторых, не делать громко музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний
шум, ведь уровень шума в общественном транспорте достигает 105 дБ, а чуть-
чуть прибавив громкости, можно получить опасный для здоровья уровень в 110
дБ;
- в-третьих, пользоваться закрытыми наушниками, позволяющими не достигать
опасной громкости;
- в-четвертых, давайте своим ушам отдыхать, используйте наушники реже 1 раза
в неделю и время прослушивания музыки выбирайте от 40 до 60 мин, не больше.
Иначе ваш слух не будет успевать восстанавливаться.
А также помните ещё несколько моментов.
Первый - этический. Человек, едущий в метро или автобусе и слушающий
орущий плеер - это не просто человек, твердо решивший лишиться слуха. Он еще
и не уважает окружающих, вынужденных выслушивать раздражающее шипение из
его наушников. Проще говоря, он обыкновенный невежда, хотя, возможно, даже и
не понимает этого в силу изъянов в воспитании.
Второй - это вопрос выживания человека в наушниках на улицах большого
города. Такой человек существует одновременно в двух измерениях: тело его
находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух, - в
виртуальном зале, созданном усилиями звукорежиссеров. Разумеется, эти миры
никак не пересекаются, поэтому его мозг неспособен адекватно оценить
окружающую обстановку. На него несется трамвай, а в наушниках слышно, что он
стоит на сцене рядом с гитаристом. Более того, в результате такого "раздвоения"
можно просто упасть на ровном месте.
Третий - вопрос уважения к музыке. Привычка к постоянному
прослушиванию музыки рано или поздно приводит к убеждению в том, что музыка
- всего лишь ненавязчивый фон, а это прямой путь к принижению ее роли в жизни
человека. Такие "меломаны" перестают видеть в музыке не просто набор звуков и
ритмов, но идею, картину, образ, призыв.
Что касается меня, конечно, полностью отказаться от использования
наушников в повседневной жизни я не смогу, но правила, которые помогут мне
сохранить слух, я буду применять.
Литература:
1. Алдошина И. А. Громкоговорители // Звукорежиссер, 2/2002.
2. Билич Г. А., Назарбо Л.В // Популярная медицинская энциклопедия Человек и
его здоровье – Мвече, 2002.
3. Вуджат Дж. Настольная книга по громкоговорителям и наушникам, Изд-во
Hearnet, 1988.
4. Жуковские вести. Общественно – политический еженедельник. №51 (895), 16.12
- 22.12 2008г
5. Каталог ЦМС им.А.С.Попова, С.-Пб, 1995.
6. Справочник врача общей практики Н. П. Бочнов, В. А. Насанова и др// Под
редакцией Н. Р. Палеева – М Издательство Эксмо 2002 – 2 тома
7. Члиянц Г. Ретроэтюд начала прошлого века // журнал «Радио-хобби», 6/2002.