Конспект занятия "Работа над объектом. Выжигание декоративной рамки «Синички»" 6 класс

Тема занятия: «Работа над объектом. Выжигание декоративной рамки
«Синички» 6 класс
Цель занятия: сформировать у учащихся основные знания о приемах
выжигания и навыки работы по выжиганию
декоративной рамки.
Задачи занятия: обеспечить в ходе занятия усвоение следующих
основных понятий: электровыжигатель, пирография,
пиротипия, развивать навыки работы с инструментами
для выжиганию, научиться выжигать рисунки,
воспитывать внимательность, аккуратность в работе.
Оборудование: электровыжигатель, рисунки для выжигания
«Синички», лак, клей, заготовки фанеры и древесины.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (
объявление темы и целей занятия). Нацеливание на работу.
2. Изучение материала по теме:
Выжигание по дереву
Техника выжигания по дереву - несложное и увлекательное занятие среди
художественных ремёсел, которое тесно связано с традициями русского
народного творчества. В настоящее время существует несколько способов
выжигания: пирография (горячее рисование), пиротипия (горячее печатание),
выжигание в горячем песке или на огне, увеличительным стеклом на солнце,
выжигание кислотой и трением на токарном станке.
Лучше всего подходит для выжигания липа, ольха, тополь или каштан. У них
светлая и однородная структура древесины. Она должна быть сухой и без
сучков. Обязательно отциклюйте и зачистите наждачной бумагой
поверхность перед выжиганием; потом отшлифуйте порошком мела с водой;
затем древесину покройте мебельным лаком и ещё раз отшлифуйте. Это
удалит все ворсинки и заусенцы с поверхности.
Чтобы избежать загрязнения поверхности во время работы, необходимо
наклеить лист прозрачной бумаги с рисунком на подготовленную дощечку.
Теперь можно начать работу. Бумага будет сниматься по мере того, как будет
выжигаться рисунок. (Вот так загрязнения удалятся вместе с бумагой). Рука,
держащая выжигательный инструмент, должна опираться на стол.
Закончив работу по выжиганию, необходимо тщательно и осторожно
зачистить мелкой наждачной бумагой всю поверхность.
Готовый рисунок можно расписать красками (акварельными, акриловыми
или масляными) - это прекрасный декоративный приём, который
замечательно дополнит выжженный рисунок, сделает его ещё более
нарядным и ярким.
Для придания матового шелковистого блеска и для сохранности
натурального цвета дерева используют восковую отделку, т.н. вощение.
Также можно выжигать на таком мягком материале, как кожа.
Прибор для выжигания по дереву и ткани "Узор". Прибор для выжигания
"Узор" предназначен для выполнения художественных работ:
а) Выжигание по дереву для изготовления различных художественных
гравюр, картин, рамок, роспись по самодельной мебели с применением
краски и лака (детские стулья и столы, полочки на кухню, дверцы шкафов,
столы для шахмат и шашек и т.д.)
б) Выжигание рисунков и аппликаций на изделиях из синтетических тканей
(платьях, кофтах, фартуках, воротниках, бантах, занавесках, платочках и
т.д.), изготовление картин, ковриков из разноцветных лоскутков, раскрой
изделий и обработка швов. Прибор можно использовать для резки и сварки
изделий из полиэтиленовой плёнки, а также для обработки изделий из
пластмассы, пенопласта и т.д.
Технические данные
Номинальное напряжение - 220 V
Род тока - переменный
Номинальная мощность - 0,025 кВт
Класс защиты - II по ГОСТ Р МЭК 335-1-94
Габаритные размеры прибора - 195х105х107
Масса - 1,6 кг.
Класс изоляции обмоток трансформатора - А
Срок службы лет - 10
Комплектность
Прибор для выжигания - 1 шт.
Запасные нагревательные элементы - 12 шт.
Планка фанерная - 3 шт.
Рисунки - 21 лист
Шкурка шлифовальная - 1 лист
Руководство по эксплуатации - 1 шт.
коробка - 1шт.
ПРИБОР ДЛЯ ВЫЖИГАНИЯ "УЗОР" СООТВЕТСТВУЕТ ГОСТ 14087-88 И
ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ИГ2.940.005ТУ. ПРИ СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
БЫЛ УДОСТОЕН "ЗНАКА КАЧЕСТВА".
3. Практическая работа
Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем.
При выжигании в результате обугливания образуется едкий дым, поэтому не
следует слишком наклоняться над работой. По возможности надо сидеть
прямо.
Помещение, в котором происходит выжигание, необходимо чаще
проветривать.
Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на
одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием
контурных линий и затенений в виде штриха, точек и т. п. Приемы
выполнения этого вида выжигания напоминают собой контурную резьбу, где
чистота и лаконичность линии решают успех дела.
Двигая штифт медленнее или быстрее, получают различные по ширине и
глубине линии. Меняя регулировку накала штифта и придавая штифту
различный наклон, можно добиться глубокого насыщения линий и едва
заметных штрихов. При этом сила окраски линии меняется от темно-
коричневого цвета до светлых желтовато-коричневых тонов. Нельзя
продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по
рисунку. Если края выжженных канавок обуглились, то видимо, движение
штифта было слишком медленное или штифт перегрет. В этом случае надо
уменьшить напряжение тока или уменьшить подачу воздуха. Охладить
наконечник штифта также можно, соприкоснув его с поверхностью
мраморной плитки или подержать некоторое время в вертикальном
положении. Вообще раскалять штифты не следует, так как наконечник может
помяться. Нужно помнить, что испорченную линию или ошибочно
нанесенный штрих исправить или убрать невозможно, поэтому проявляя
смелость в работе, нельзя забывать и об осторожности. Лучше несколько
недожечь линию, чем пережечь.
Недожженные линии, а также штрихи для доделки нельзя откладывать на
конец работы, так они могут завуалироваться и останутся незамеченными.
Кроме того, нагар раннего обжига затвердевает и затрудняет доделку.
ДЕКОРАТИВНАЯ РАМКА «СИНИЧКИ»
Рамка у «Синичек» выжигается и обрабатывается другим способом. Сначала
обожгите на плите или при помощи раскалённого чугунного утюга всю
внешнюю поверхность зачищенной фанеры до тёмно-коричневого цвета.
Фанеру протирайте тряпкой до тех пор, пока её поверхность не перестанет
пачкаться. Затем на обожжённую фанеру переведите контурные линии
рамки, по которым она выпиливается. После этого зачистите рёбра. Далее
при помощи острой полукруглой стамески шириной 5—7 мм сделайте
произвольную выборку на обожжённой древесине вдоль волокон на глубину
не более одного слоя фанеры. Рамка, обработанная таким способом (белые
пятна), хорошо видна на рисунке.
Фон у картинок покройте масляной краской, которую следует развести на
льняном масле с добавлением небольшого количества даммарного лака (для
блеска) и сиккатива (для ускорения сушки). Цвет может быть ярким, но
обязательно мягким, приятным для глаза. Когда краска высохнет, всю
поверхность надо покрыть светлым масляным лаком. Отделка тарелочек
будет ещё лучше, если у вас найдётся бесцветный нитролак. В этом случае
всю поверхность изделия, ещё до окраски, покройте 4—6 раз этим лаком.
Лакировать и красить в обратном порядке не следует, так как нитролак
размывает масляную краску.
Если у вас не найдётся масляной краски поверхность можно покрасить
анилиновым или акварельными красками. После окраски изделие
покрывается светлым спиртовым лаком.
4. Контроль выполнения работы.
5. Проверка выполнения работы.