Презентация "Музыкальная живопись и живописная музыка" 5 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Метапредметные связи на уроках музыки и изобразительного искусства
  • в 5 классе
  • Подготовили:
  • учитель музыки Головнёва Т.В.
  • учитель ИЗО Злобина Л.Д.

  • Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка
  • с музыкальными иллюстрациями Г.Свиридова к повести
  • А.С. Пушкина «Метель»

Цели урока: выявить уровень восприятия школьниками идейно-художественного смысла литературных произведений и музыкальных иллюстраций, и живописного воплощения. -- определить в чем сходство и различие музыки и живописи;

  • Цели урока: выявить уровень восприятия школьниками идейно-художественного смысла литературных произведений и музыкальных иллюстраций, и живописного воплощения. -- определить в чем сходство и различие музыки и живописи;
  • — отобразить реальный мир, настроения людей через художественные и музыкальные образы;
  • — доказать, что литература — это искусство слова, музыка - искусство звука, а живопись – искусство красок
  • -- показать звукоизобразительные возможности музыки в описании пейзажей, стремление передать настроение, краски музыкальных пейзажей через творческую деятельность ( рисование акварелью).
  • -- развитие способности к эмоционально- ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражено в творческих работах своего отношения к окружающему миру
  • -- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия музыкальных, художественных и литературных произведений; нравственных и эстетических чувств: любовь к родной природе, родине, уважение к ее истории и героическому прошлому
  • Цели и задачи:

Наша программа в 5 классе состоит из двух разделов: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве с предметами: литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой , русским языком...

  • Наша программа в 5 классе состоит из двух разделов: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве с предметами: литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой , русским языком...

В своей работе мы взяли за основу видео запись выступления

  • В своей работе мы взяли за основу видео запись выступления
  • Большого симфонического оркестра под управлением В. Федосеева
  • в концертном зале имени П.И. Чайковского, так как считаем, что интерпретация, а именно определенный порядок номеров наиболее достоверно раскрывает замысел Пушкина:
  • Тройка
  • Пастораль
  • Вальс
  • Венчание
  • Марш
  • Весна и осень
  • Романс
  • Отзвуки Вальса
  • Зимняя дорога

Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки, литературы и живописи очень много общих точек соприкосновения, и потому мы стараемся как можно больше уделить внимания связям этих искусств.

    • Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки, литературы и живописи очень много общих точек соприкосновения, и потому мы стараемся как можно больше уделить внимания связям этих искусств.
  • Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства позволяет наблюдать тесную связь литературы с музыкой и живописью.
  • Благодаря этому уроку, учащиеся учатся анализировать интонации вопроса и ответа, повествования и восклицания, радости и отчаяния, призыва и тоски в музыкальной и разговорной речи. Здесь закладываются представления о речитативности музыки и музыкальности слова.
  • Вводная часть
  • Т.В. Головнёва

Целью нашего занятия не является углубленное изучение литературного произведения , «Метель» Пушкина для нас становится тем творческим толчком, который позволяет учащимся эмоционально, чувственно передать свои впечатления от прослушивания музыкальных произведений, и как результат, перенос внутреннего состояния на живописное полотно.

  • Целью нашего занятия не является углубленное изучение литературного произведения , «Метель» Пушкина для нас становится тем творческим толчком, который позволяет учащимся эмоционально, чувственно передать свои впечатления от прослушивания музыкальных произведений, и как результат, перенос внутреннего состояния на живописное полотно.
  • Т.В. Головнёва
  • Именно поэтому сегодняшний урок является итогом значительной длительной работы. На уроках музыки учащиеся прослушивали произведения Свиридова:
  • Тройка
  • Пастораль
  • Вальс
  • Венчание
  • Марш
  • Весна и осень
  • Романс
  • Отзвуки вальса
  • Зимняя дорога
  • Л.Д. Злобина
  • А на уроках живописи учащиеся воплощали в цвете свой эмоциональный посыл, также на уроках рисования закрепляли умение рисовать человека в движении для более выразительной передачи восприятия окружающего мира. В ходе урока активно используются технологии интонационно-образного анализа музыкального произведения и ассоциативно-образного мышления,
  • Л.Д. Злобина

1. Зрительный ряд: на доске портреты А.С. Пушкина, Арины Родионовны, музыкальный портрет Г.В. Свиридова.

  • 1. Зрительный ряд: на доске портреты А.С. Пушкина, Арины Родионовны, музыкальный портрет Г.В. Свиридова.
  • 2. Музыкальный ряд: (Звучит музыка Г.В. Свиридова. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и осень», «Пастораль», «Вальс».
  • Методическое сопровождение
  • Гуашь, акварель, уголь, пастель, простые карандаши, компьютер, музыкальный центр, видеоряд к музыкальному произведению
  • Обуродование и материалы

Ход урока

  • По программе музыка Свиридова идет в 6 классе, но так как этой теме уделено лишь всего 1 час, а музыка очень красивая, мы решили использовать ее в 5 классе на теме музыкальная живопись.
  • А сейчас мы с вами приступим к прослушиванию фрагментов. После каждого фрагмента будем давать небольшой анализ произведению.
  •   1. Вальс
  •  
  • 1.Вспомните сколько мелодий получают свое развитие в музыке? Почему композитор не ограничился развитием лишь одной мелодии?
  •  
  • Ответ: Потому что в данном произведении композитор попытается передать сначала образ воспоминания о первой юношеской любви, а затем эта любовь уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.
  • 2. Представьте себя дирижером оркестра, который играет на балу ( продирижировать начало фрагмента).Постарайтесь движениями рук передать контраст вступлений и первый темп вальса.
  •  

  • 2.Пастораль
  •  
  • 1. Что означает пастораль? (пастушеский)
  • 2. Какие картины рисует данное произведение (картины природы, сцены безмятежной сельской жизни).
  • 3. А какая эта музыка по характеру? (трепетная, чуткая, лирическая)
  •  3. Весна
  •  
  • 1. Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (чувство покоя, по характеру эта тема очень напевная проникновенная, звучит легко, нежно, лирично, мечтательно...)

Итог урока

  • Итог урока
  • Учитель предлагает учащимся провести как анализ своих работ, так и анализ работ одноклассников для выявления более точного воплощения в рисунке музыкального произведения.
  • Закончить нашу работы мы хотим все-таки цитатой из учебника Г.П. Сергеевой, потому что с этими словами мы целиком и полностью согласны – « Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям.
  • Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести,, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинению.
  • Так что же объединяет А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова?...
  • Любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Все это выражено глубокую, по-русски задушевно, как у великого поэта А.С. Пушкина так и в музыке Г.В. Свиридова .

Вывод:

  • Мы увидели, что литература, музыка и живопись могут быть вдохновением  для творческих людей. Есть общие жанры, есть общие средства выразительности.
  • Литература, музыка и живопись всегда Союз искусства и добра, Союз великого, земного, Такого близкого, родного… Удрас А.Ф.