Конспект урока "Правила воздушной и линейной перспективы" 6 класс


6 класс
Конспект урока ИЗО
Тема: «Правила воздушной и линейной перспективы»
Цели и задачи:
формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в
изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной
перспективы.
развитие воображения, образного мышления, пространственного представления,
способности к художественному творчеству.
воспитание чувства красоты к окружающей природе и бережного отношения к ней.
Оборудование для учителя:
мольберт
компьютер,
презентация «Правила линейной и воздушной перспективы»
Оборудование для учащихся: бумага, карандаш, ластик
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
А что такое пейзаж?
ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage - страна, местность) – жанр изобразительного
искусства а, в котором основным предметом изображения является природа.
Название жанра распространяется на изображение естественной или преобразованной
человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов,
полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия
растительности.
III. Изучение новой темы.
Цель урока не просто нарисовать близкий сердцу уголок природы, а постараться
разобраться в правилах и законах построения пейзажа. Да, на уроках изобразительного
искусства вам тоже придется изучать законы. И законы эти законы перспективы. Но не
будем забегать вперед… заглянем в историю…
1. Древний Египет
2. Древняя Греция
3. Эпоха Возрождения. Италия
4. Пейзаж 19 века
Прежде чем мы посмотрим на следующий слайд, давай вспомним железнодорожный
вокзал…
Практическая работа совместно с учителем.
- А теперь попробуем сформулировать, что такое перспектива и каковы ее правила.
ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio ясно вижу) — учение о способах
передачи прострнства на плоскости.
(Вместе с детьми подойти к определению таких понятий как: линейная перспектива,
воздушная перспектива, видимый горизонт, линия горизонта, линии схода, точка схода.)
Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения
разноплановых объектов расположенных на плоскости.
Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко
бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку,
которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной
перспективой и находит отражение в трех взаимосвязанных явлениях:
Видимый горизонт - это линия, на которой сходятся земля и неба.
Линия горизонта прощенный истинный горизонт) - это воображаемая прямая,
условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.
Линии схода - это линии, образующие края формы объекта с учетом их
удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.
Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.
При рисовании пейзажа первой задачей представляется выделить в натуре границы
пространства, подлежащего изображению, и связать его с листом бумаги. Иногда помощь
в установлении границ рисунка может оказать "видоискатель" - картонное окошко с
подвижной заслонкой, дающее возможность варьировать отношения сторон
прямоугольника окна, обычно между одним и двумя квадратами. Стоя на улице
обсаженной деревьями можно наблюдать, как по мере удаления деревья становятся всё
меньше и меньше, и самое большое дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То
же происходит и с машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди,
по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше.
Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы вертикальные предметы. А что
происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на проезжей части, линии
тротуаров по обе стороны улицы, линии горизонтальных архитектурных элементов
зданий, удаляясь от нас, начинают постепенно сближаться и в самой дали, сходятся в
одной точке, которую мы назвали точкой схода. Через эту точку проходит линия
горизонта. Каждый дом на улице, повёрнутый к зрителю боком, имеет две точки схода на
линии горизонта, которые в рисунке могут быть расположены далеко за пределами листа
бумаги, У художника глаз тренированный и он может убедительно определить
перспективные сокращения размеров зданий и предметов на улице, без каких либо
вспомогательных приёмов построения перспективы. Начинающему художнику, что бы
развить чувство перспективы надо постоянно сравнивать и сопоставлять размеры и
формы предметов относительно друг друга. Если изобразить в пейзаже фигуру человека,
животных или их несколько, то очень важно правильно учесть перспективное сокращение
несколько пренебрегать законами линейной перспективы.
Приступая к выполнению самостоятельной работы, первое выберите тему для пейзажа .
1. Прежде всего, определите в пейзаже плоскость земли и неба.
2. Затем уточните положение линии горизонта. Относительно ее определи место
основных элементов композиции. Никаких мелких деталей не должно быть на
данном этапе. Думайте о выразительности композиции. Не перегружайте формами
какую-либо часть изображения. Это может привести к нарушению
композиционного равновесия.
3. Помните об основных положениях линейной перспективы:
o чем дальше предмет, тем меньше он кажется;
o все горизонтальные параллельные линии, уходящие от вас вдаль, сходятся в
точке схода, принадлежащей линии горизонта;
o линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться
вниз к горизонту ,и стремиться к точке схода;
o линии, расположенные ниже уровня горизонта будут подниматься вверх к
линии горизонта и стремиться к точке схода;
o мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на
горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные,
o если объект находится очень близко, то его передняя часть будет
казаться больше, чем дальняя.
IV. Самостоятельная работа.
V. Анализ работ.
Каждый из вас видит природу по – своему, каждый изобразил излюбленный мотив,
подобрал цветовой строй пейзажа наиболее близкий по своему настроению. Работы
получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы, свой
колорит. Старались передать линейную и воздушную перспективу. Ваши пейзажи: поля,
леса, наполнены воздухом, ароматом цветов, которые изображены в ваших картинах.
Рисунки заслуживают положительной оценки, но есть и недостатки в работах. Давайте их
найдём и проанализируем.
VI. Выставка лучших пейзажей.