Конспект урока "Мелодия костюма"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Лобаскинская средняя школа»
Атяшевского муниципального района
Республики Мордовия»
Урок ИЗО в 9 классе
с использованием ИКТ
Тема:
Провела: Трошина Наталья Николаевна,
МОУ «Лобаскинская СОШ»,
с. Лобаски, Атяшевский
муниципальный район
2
Цели урока:
Обучающие:
Сформировать представления об истории возникновения народного костюма.
Познакомить с историей национального костюма народов Мордовии.
познакомить с основными видами декоративного украшения одежды.
Развивающие:
Развивать навыки исследовательской деятельности, навыки работы с
художественными материалами (анализ произведений искусства, собственная
практическая работа по созданию народного орнамента в технике рисунка).
Воспитательные:
Воспитывать уважение и интерес к национальной культуре, народному
творчеству и истории своего народа.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование ПК, мультимедийный проектор, экран.
Фонотека: записи мордовских народных песен.
Образцы прикладного творчества местных мастериц: рушники, подзоры,
наволочки, вязаные вещи.
Выставка работ детей по мотивам мордовского орнамента.
3
По преданию, когда древний мордовский правитель Тюштя
покинул землю и вознесся на небеса, он оставил народу свою
медную трубу. И сказал Тюштя мордовскому племени:
«Будет нужно – трубите в эту трубу, зовите меня».
Сегодня сама Россия отыскала эту трубу в исторической
памяти своего мордовского народа и трубит в нее.
Сегодня Россия зовет Тюштю, чтобы он сказал: мы 1000 лет
в России. Более того – мы всегда вместе!
Ребята, а что вы можете сказать о дате 1000 лет?
Мордва ли 1000 лет назад вошла в Русь? Русь ли пришла в мордву? Они по воле
истории встретились на одной земле, чтобы сохранять и укреплять друг друга, чтобы
через тысячу лет русский поэт Сергей Есенин мог сказать: «Край мой! Любимая Русь и
Мордва!..»
История и культура мордовского народа вызывала и вызывает интерес у
представителей регионов России и финно-угорских стран. Знакомство с яркой и
самобытной культурой народа, богатыми языковыми традициями, самобытной историей,
делает каждого из нас духовно богаче и мудрее, побуждает бережнее относиться к
ценностям межнационального согласия, любить и приумножать культурное богатство
России.
Важным шагом в развитии культуры мордовского народа стал Указ Президента
России Д.А.Медведева о праздновании в 1012 году 1000-летия единения мордовского
народа с народами Российского государства.
За годы существования страны мы отмечали много замечательных дат. Но даже такая
большая и яркая, как празднование тысячелетия Казани (1005 2005г.г.), была
«приурочена» к юбилею только одного города. А сейчас впервые в истории России
обозначена особая дата тысячелетие единения народов. В этих ключевых словах
заложен великий смысл. Россия многонациональное государство, и в этом ее
уникальность. А мир и вековая дружба между народами великое достояние и главный
ресурс, неизменно помогающий преодолевать любые трудности, созидать и побеждать.
И в настоящее время мордовский народ является одним из крупнейших,
миллионных народов Российской Федерации. В ряду коренных народов нашей страны,
которых более полутора сотен, миллионных по численности народов всего пять это
русские, татары, чуваши, башкиры и мордва. Численность каждого из всех остальных
народов не превышает миллиона.
Мордва - не только самый большой, но и самый распыленный по территории страны
народ из финно-угорской группы. Она расселилась по всей территории России. В
настоящее время в Мордовии проживает лишь третья ее часть 284 тысячи человек.
Остальные выбрали местами жительства Москву и Подмосковье, Самарскую,
Пензенскую, Оренбургскую, Ульяновскую, Нижегородскую, Саратовскую, Челябинскую
области, Башкортостан, Татарстан, Чувашию. Немало мордвы и за пределами Российской
Федерации: в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Украине, в
государствах Закавказья и Прибалтики. И даже за океаном, например в Канаде, встреча с
земляком не такая уж большая редкость.
Распределение мордвы по территории преимущественного проживания в Российской
Федерации (согласно данным переписи населения 2002 г. см. таблицу стр.177).
Рассмотрим национальный состав населения Республики Мордовия (согласно данным
переписи населения 2002 г. см. таблицу стр. 177).
4
Ребята, а вы знаете, когда будет перепись населения? (в 2010 г.). Очередную
Всероссийскую перепись населения в соответствии с распоряжением Правительства
Российской Федерации от 11.01.2006 г. №7-р предстоит провести в октябре 2010 г.
а) Поволжские этнические группы и их народные костюмы.
Длительное проживание русских, татар, чувашей, мордвы в близком соседстве в
одинаковых природных условиях и сходные пути исторического развития, привели к
общности занятий, семейного быта, материальной и духовной культуре.
Особенно большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде.
Сравнивая одежду мордвы с русской, татарской, чувашской и других живущих по
соседству народов, в ней можно найти много сходных элементов.
Известный этнограф Гаген-Тюри в своей книге “Женская одежда народов Поволжья”,
идя путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений приходит к
выводу, что чуваши лучше все сохранили древний стиль одежды.
Женщина - хранительница домашнего очага, ее пышный наряд, включая
разнообразные украшения шумящими подвесками, гривны, разноцветные бусы,
величественный головной убор, височные подвески, серьги.
5
в) Мордовский костюм.
Показ иллюстраций мордовского костюма
6
Красочностью, самобытностью, оригинальностью отличается национальная
мордовская одежда, которая сохраняется во многих селах и поныне. Как предмет
национальной гордости мордовский костюм входит в ритуалы семейных праздников,
фестивалей народного творчества. Мордовские крестьяне при свете лучины создавали
подлинные шедевры.
Несколько отличная друг от друга культура мокши и эрзи вызывает и появление
особенностей национальной одежды. Различные ее варианты во многом можно объяснить
обширными территориями расселения и контактами с народами-соседями,
Наиболее общими чертами мордовского костюма являются туникообразная рубаха с
красивой вышивкой, застежки-пряжки рубах сюлгамы; обильные нагрудные и поясные
украшения. У эрзи был распространен передник с нагрудником (запон). В верхней одежде
и в головных уборах имеются сходные черты с удмуртами и марийцами. Тюркское
влияние ярче всего проявляется в мокшанском костюме длинные штаны из холста,
приталенные жилетки и курточки, украшения из монет, жетонов.
До наших дней дошли, прежде всего, праздничные женские наряды, которые
изготовляются вручную и передаются от матери к дочери, но в некоторых селах носят и
повседневную национальную одежду.
Мужская одежда состояла из белых или синих в полоску холщовых портков, белой
холщовой рубахи с косым срезом ворота на левой стороне груди. Рубаха одевалась
навыпуск и подпоясывалась пояском.
Особенной устойчивостью отмечается праздничный мордовский костюм по своему
покрою и общей структуре напоминает традиционную в наши дни.
7
б) Что собой представляет мужская и женская чувашская одежда?
Показ иллюстраций чувашского костюма.
Мужчины носили длинную рубаху из белого холста и штаны, поверх которых зимой
надевали суконные штаны. Верхняя летняя одежда напоминала поддевку со сборами
сзади, которую шили из холста либо сукна на холщовой подкладке. Более длинным,
шился кафтан из сукна со стоячим воротником. Обувью служили обычно лапти, в грязь к
ним прикрепляли деревянные подметки.
Женская одежда туникообразного покроя шилась из белого домотканого холста с
вышивкой красного цвета. Свободному движению рук способствовал пришиваемые к
боковым вставкам и рукавом ластовицы. Внизу у подола пришивали волан, образовывая
мелкие складки. Обязательной частью костюма были штаны, обычно из сурового холста,
передник с нагрудником.
В завершенности старинного костюма большую роль играют головные уборы
(тухья, хушпу) и украшения из бисера, раковинок и монет. В отдаленном прошлом,
несомненно, играли роль оберегов, талисмана, а позже стали обозначать возрастную и
социальную принадлежность.
К сожалению, одежда, сохраняя в своих отдельных элементах очень древние традиции,
тем не менее, претерпевает изменения, в которых отражается местные условия. По этому
быстрее изменяется повседневная одежда и значительно дольше бытует праздничная.
8
г) Татарский костюм.
Показ иллюстраций татарского костюма .
Большой интерес представляет и татарская одежда, отличительной особенностью
которой от костюмов среднего Поволжья являлось использование для ее изготовления не
белого холста, а более ярких цветов.
Татарская мужская рубаха широкая и длинная, шилась из светлых гладких тканей.
Поверх рубахи надевался камзол без рукавов и цветной нанки в талию (широкий длинный
пояс). Верхней одеждой, в которой выходили из дома - был казакин, напоминающий
камзол, но длинный, с длинными рукавами, глубокие запахивающиеся и застегивающиеся
на пуговицы. Мужчины брили головы и одевали тюбетейки. Среди богатых татар были
распространены кожаные сапоги (читек), а в основном носили лапти.
Женская одежда похоже на мужскую. Рубаха (кулмек) была одновременно и нижней и
верхней. Нагрудник из ткани носили только женщины. Поверх кулмека надевалась
камзол, более короткий - молодые, до колен - пожилые. Женские головные уборы были
трех видов: покрывала-платки; шаль, которая надевалась поверх яулыка; головное
полотенце (тастар), похожее на сурпан чувашей; колпаки, которые связаны из тонких
различных цветов. Тюбетейки надевали только пожилые женщины.
Уже с начала ХХ века многие татары стали носить городское платье. В настоящее время
мужчины одеваются большей частью в городской костюм, дополняя национальным
головным убором, а девушки-мусульманки женщины, особенно, в повседневной одежде
используют в качестве головного убора - платок.
9
д) Русский костюм.
Показ иллюстраций русского костюма
Традиционная русская одежда включала в себе рубаху, сарафан, душегрейку. Рубаху
характеризовали прямые полики - плечевые вставки, собранные у ворот сборки, что
придавало рубахе пышность. Особенно русских рубах, как и в женской одежды в целом,
были их украшения.
Вторая обязательная часть костюма русских явился сарафан - безрукавная одежда,
надевался поверх рубахи. С шелковым сарафаном в летнее время надевалась душегрея на
лямках. Такую одежду недорогих тканей девушки и женщины носили в будни.
Мужская одежда у русских по сравнению с женской, отличалась простатой и
ординарностью. Основными ее частями служили рубаха и штаны (портки). Будничная
одежда выполнялась их льняного или конопляного холста. Рубаху носили на выпуск
поверх штанов. Длиной она была почти до колен, ее перехватывали узким или широким
поясом ручного изготовления.
В наши дни традиционная русская одежда претерпела существенные изменения.
Народный костюм сохраняется сегодня лишь как обрядовая одежда фольклорных
ансамблей.
4. Закрепление изученного материала.
Сейчас мы проверим какой вид старинной одежды вы запомнили. Нужно отгадать
кроссворд.
1.Головной убор.
2.Накладная одежда.
3.Головной убор.
4.Промежуточный вид одежды.
5.Короткая распашная одежда.
6.Верхняя одежда мужчин.
Современный стиль и народный костюм.
Уходя из жизни, как повседневная одежда, как предмет бытового обихода,
художественное наследие возвращается в наши дома.
Самодеятельные и профессиональные артисты возрождают интерес населения к
традиционной одежде, головным уборам и украшениям. Не только на селе, но и в городах
все чаще справляет молодежь свадьбы в национальной одежде. По этому возрастает
интерес не только содержимому бабушкиного сундука, но и к традиционным костюмам
вообще, к сценическим костюмам, которые теперь не только конструируют художники-
модельеры, но и изготавливают по старым образцам народные мастера.
На выставках в самых разных странах Японии, Индии, Бельгии, Франции, а также в
Финляндии, Эстонии, Венгрии – были представлены работы вышивальщиц и Кутюрье
Мордовии. Яркость красок, богатство орнаментальных мотивов и самобытность форм,
высокая исполнительская техника этих работ вызывают у зрителей живой интерес к ним.
Часто элементы старинной народной одежды встречаются на наших современных
нарядных блузках, юбках и платьях.
5. Практическая работа
Сейчас я хочу, чтобы вы выполнили интересное задание. Я раздам вам фигуры
человека, а вы должны одеть в мордовский костюм. Художественный материал выбирайте
сами: краски, фломастеры, гуашь, карандаши. На этих чувашских национальных
фартучках не хватает некоторых элементов. Вам надо восстановить эти элементы.
6. Итог урока.
…Важно, чтобы у нас не пропадало ощущение России. Увидев
одновременно и мордву и татар, и русских, и башкир, и удмуртов,
и чувашей, и марийцев, появляется ощущение живой России.
Финно-угорский мир это замечательно, но живем мы рядом с
татарами, марийцами, удмуртами, и не можем замыкаться в одном
финно-угорском мире. Добрые отношения между нашими
народами восстанавливают что-то хорошее внутри нас. Чем
больше узнаешь других, тем меньше остается страха
неизвестности, появляется чувство доверия, появляется чувство
страны… Камиль Тангалычев