Конспект урока "Рассмотрение общих пропорциональных закономерностей и особенностей в изображения лица человека" 5 класс


Тема урока. Рассмотрение общих пропорциональных закономерностей и особенностей в изображения лица
человека . 5 класс
1.Цели и урока
1.Развитие представлений об искусстве портрета, особенностях пропорций лица.
2.Развитие простейших навыков передачи элементарных пропорциональных отношений в изображении лица
человека, канон Поликлета.
3.Развитие графических навыков рисования образа человека с передачей основных характерологических
признаков.
2.Задачи урока
Развитие техники рисунка
Развитие навыка передачи особенности лица, определения своего отношения к образу
Развитие умений в передаче основ светотени портрета.
3.Ожидаемые результаты урока
3.1. Личностные результаты
Обогащение представлений учащихся художественным опытом исследования внешности человека.
Развитие наблюдательности, внимательности, развитие умений определения элементарной характерологии лица и
умения передавать её особенности в технике наброска и длительного портрета
Развитие чувства гуманности, сострадания, умения сопереживания людям.
3.2 Метапредметные связи
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока, умение рисовать карандашом, мелками.
ставить цели изучения темы, воплощать их в портретных набросках
выделять из темы урока известные технические навыки графики, т.е. основные знания и умения, определять круг
возможного развития своего художественного творчества по портретной теме
планировать свои композиционные решения и последовательно воплощать их в конкретной художественной
форме
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке,
позитивно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,
как в конце действия, так и по ходу его реализации;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
использовать различные художественные приёмы для целеполагания, планирования и регуляции своей
деятельности;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Художественные
Художественные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей
учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать,
выделять главное, обобщать;
Формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой
работы;
Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе
поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений
по живописи, графике, моделированию и т. д.;
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить
варианты решения различных художественно-творческих задач;
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных
творческих результатов.
Предметные
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли портретного искусства, овладение практическими
умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений портретного искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в понимании портретного искусства
•знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы портретов
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни,
красоту внутреннего мира человека.
Межпредметные связи:
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными
предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном
на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления
интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы используются для освоения содержания разных учебных предметов: литература,
окружающий мир, родной язык и др
4.Оборудование урока:
Образцы работ
Таблицы
Слайды
Планшет
Материалы локальной сети гимназии
5. Структура урока
Формирование мотивации выполнения задания через определение проблематики урока, основных задач,
изучение роли портрета в истории человеческой культуры. Формирование образных представлений по теме
урока, расширение и углубление представлений о технических проблемах изучения человеческого лица.
Показ наглядных пособий, примеров детского и взрослого творчества
Показ с помощью планшетной мыши основных этапов рисования лица.
Определение канона Поликлета.
Практическая часть урока, наброски, эскизы.
Подведение итогов урока, анализ успехов и ошибок
6. Ход урока
Основная проблема урока заключается в попытке рисования человеческого лица в соответствии с простейшими
правилами и пропорциями. Эти пропорции были открыты ещё в античной Греции скульптором Поликлетом, который
старался найти идеальные соотношения, как между частями тела человека, так и между частями его, человека, лица.
Этот идеал был необходим греческой цивилизации для создания идеальных лиц богов. Боги Греции должны были, по
мнению греков, иметь человеческие тела и лица, но, в отличие от людей, внешность богов должна была быть идеальной.
Что такое греческий идеал можно рассмотреть и по статуям Поликлета. Лица богов бесстрастны, в них нет и
намёка на человеческие чувства и переживания. Да и откуда взяться страданиям у блаженных богов Олимпа. Человек,
по мнению греческих философов не особо занимал богов, это его, человека, должны были волновать боги и их