Конспект урока "Обобщение и стилизация с сохранением идентификации"

«Обобщение и стилизация с сохранением идентификации (сходства)»
онспект занятия по дисциплине «Композиция»)
Глинский Андрей Алексеевич,
преподаватель спец дисциплин
высшей категории
ГОУ СПО «Самарское художественное училище им. К.С. Петрова-Водкина»
г. Самара, Самарской области
Разработка задания (4 занятия по 4 академических часа) по композиции,
специальность «Дизайн» 2 курс, III семестр.
Методическая цель: Завершающий этап практического освоение принципов
стилизации и трансформации как профессиональных методов художественно-
композиционной организации искусственных систем и основных приемов
работы с формой..
Инвентарь: бумага А3, калька, тушь, гуашь, акварель, карандаш, кисти, перо,
рапидограф или рейсфедер, линейка, емкость для воды.
План занятий:
Организационная часть в начале каждого занятия 5 7 мин.; Объяснение
задания 15 20 мин.; Практические занятия и индивидуальные беседы по ходу
работы 2 2,5 часа; Обсуждение и анализ лучших работ 15 - 20 мин.; Задание
на дом 3 – 5 мин.
Ход урока: После организационной части озвучиваю задание и общие
требования: Поэтапное обобщение и стилизация объекта по собственным
признакам, вычисленным в результате анализа статичного изображения
(фотографии). Главная задача получение лаконичного изображения, и при
минимальных изобразительных средствах сохранить узнаваемость. В
следующем порядке:
1.) Реалистичное изображение (желательно с фотографической точностью);
2.) Анализ формы, выявление главного, характерного. Первая попытка
обобщения, отказа от второстепенного. В ч/б виде;
3.) Акцент на доминирующих чертах, еще большая обобщенность и
декоративность за счет отказа от штриховки, плавных тональных
переходов. Работа пятна и пластики, в 2-3 цвета;
4.) Монохромное изображение в виде лаконичного образа, за счет
пластического контраста, и контраста пятна и линии.
Демонстрирую примеры и аналоги: После того как студенты обмениваются
заранее подготовленными фотографическими портретами, они должны в
иллюстративной технике сделать их копии, избавившись от фона и лишних
деталей. В силу специфики поставленной задачи достигается первичная
обобщенность изображения и «заостряются» основные черты и
характеристики. Только после выполнения первого этапа, перед началом
второго, более творческого и индивидуального, демонстрирую образцы
выполнения данного задания, но не даю возможности обращаться к ним на
протяжении всего занятия, поскольку основное требование к данному
упражнению – максимальная творческая изобретательность и оригинальность в
поиске графического приема.
В ходе исполнения слежу за тем, чтобы не было сильно отстающих, провожу
индивидуальные разъяснения, даю практические рекомендации. Напоминаю о
необходимости соблюдения меры обобщенности свойств и признаков
композиционных элементов изображения. Пытаюсь сконцентрировать
внимание учеников на происходящей работе. На третьем занятии, при смене
техники исполнения предлагаю пользоваться калькой для переноса
изображения, дабы не были потеряны графические находки из предыдущего
этапа. И аналоги теперь доступны ученикам на протяжении всей работы.
По окончанию последнего этапа, когда достигнуто лаконичное символьное
изображение, вместе с учениками провожу совместный просмотр, обсуждаю
достоинства и недостатки выполненных упражнений, даю рекомендации по
необходимым исправлениям, привлекаю к прояснению критериев оценки весь
коллектив группы, что бы каждый мог получить обратную связь от зрителей и
учесть ее при выполнении конечного демонстрационного планшета.
Даю домашнее задание: Перенести полученные четыре изображения на
планшете размером 55х75 см., грамотно организовать подачу, т.е. учесть закон
равновесия на плоскости планшета, учитывая особенности каждого
изображения.
Список использованной литературы
1. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. - Москва: Гном и Д, 2001.
2. Иохансен Иттен. Искусство формы. - Москва: Д. Аронов, 2004.
3. Ветрова И.Б. Неформальная композиция. - Москва: Ижица, 2004.
4. Голубева О.Л. Основы композиции. - Москва: Изобразительное искусство, 2001.
5. Эшер Мауриц. Графика. - Москва: Арт-родник, 2008.