Конспект урока "Изображение предметного мира – натюрморт"


Тема урока:
Изображение предметного мира натюрморт
Цель: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира
вещей в истории искусства, ознакомить учащихся с этапами построения
натюрморта, научить выполнять рисунок карандашом с натуры.
Задачи:
Образовательные: ознакомить учащихся с техникой рисования с натуры,
расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях
натюрморта в живописи, графике, учить изображать различные предметы;
Воспитательные: воспитывать художественный вкус, внимание,
аккуратность при работе художественными материалами, воспитывать
умение слушать и организованность действий, воспитывать эстетическую
восприимчивость, интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на
прекрасное в жизни и искусстве;
Развивающие: развивать навыки работы художественными материалами,
развивать навыки решения композиционных задач, развивать любовь ко
всему прекрасному, активизировать познавательный интерес к окружающему
миру и интерес к процессу обучения.
Оборудование и материалы:
Для учителя: репродукции картин В.К. Хеды, В. Ван Гога, П. Сезанна, А.
Матисса, Д. Моранди, И.А. Коровина, И.Э. Грабаря и др., презентация к
уроку, этапы построения натюрморта, предметы для постановки натюрморта.
Для учащихся: альбомный лист (формат А4), карандаш, ластик.
План урока:
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Введение в тему. Изучение нового материала.
4. Практическая работа.
5. Итог.
6. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров
изобразительного искусства – натюрмортом, узнаете об особенностях его
композиционного решения. Вам предстоит самим нарисовать натюрморт,
состоящий из нескольких предметов.
3. Введение в тему. Изучение нового материала.
Художники всегда любили изображать что-то необычное,
фантастическое, но гораздо больше во все времена их волновало
изображение окружающей жизни. Изображая ее события и ее повседневное
течение, художники раскрывают нам жизнь своего времени.
«Из истории натюрморта».
Натюрморт очень любят многие профессионалы-живописцы. Он
входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь
оттачивается умение цельно скомпоновать несколько предметов, понять
разность их качеств. Такие постановки, пожалуй, наиболее верно
иллюстрируют термин "натюрморт".
Натюрморт (от французского nature morte - буквально "мертвая
натура") - один из жанров изобразительного искусства, посвященный
воспроизведению предметов обихода, среди (овощей, мяса и т.д.), цветов и
прочего.
Натюрморт состоит из предметов, которые являются частью живой,
окружающей нас действительности. Англичане называют его иначе - "тихая
жизнь". Действительно, натюрморт - тихая жизнь вещей, полная своих
внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Разве только
невзначай в сумерках остановимся пораженные таинственным блеском
металла или залюбуемся гордым профилем кувшина!
В качестве самостоятельного жанра, без изображения человека,
натюрморт появился в западноевропейском искусстве в конце XVI - начале
XVII в.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче
вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека
данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще.
Потомки знатных рыцарских фамилий, любители шумных охотничьих
забав просили художника написать "охотничьи трофеи". Это были очень
показательные натюрморты, подобные невероятным, но неубедительным
охотничьим рассказам. Внешний блеск их не привлекал живших более
просто, без претензий горожан. Они предпочитали небольшие натюрморты -
"завтраки" - чаще скромные, интимные, но порой и весьма торжественные,
такие как незатейливый "Завтрак с ежевичным пирогом" Виллема Класа
Хеды (1594-1680) из дрезденской галереи. Каждый предмет играет свою роль
в повествовании о скромной трапезе, рассказывая о людях, веселившихся за
столом, о сердечной обстановке дома. Нам интересно пофантазировать, кто
же был здесь.
Неожиданный подбор и живописная трактовка предметов могут
передать натюрморту фантастический смысл, он может звучать и
драматически.
В Лейдене, старинном голландском университетском городе, родился
философский натюрморт. Его назвали - "суета сует" или momento mori
"думай о смерти". Рисуя песочные часы, которые уже давным-давно не
показывают время, свечу, которая вот-вот погаснет, страшный череп,
художник как бы напоминал о бренности человеческого существования,
призывал задуматься о его смысле.
Через три века другой художник - голландец Винсент ван Гог (1853-
1890) писал цветы. Писал очень просто, писал то что видел. Художник хотел
радоваться яркости подсолнуха, вобравшего в себя солнце. Поучения
лейденских живописцев кажутся рядом с ирисами и подсолнухами Ван Гога
наивными и нестрашными.
В натюрмортах великого французского живописца Поля Сезана (1839-
1906) вещи, самые что ни на есть простые - белый глиняный кувшин, пивная
кружка, персик, яблоко - становятся настолько значимыми, осязаемыми, что,
глядя на них, незаметно для себя говоришь не о натюрморте, не о предметах,
а о цельности и ясности взгляда на мир, реальность бытия всего написанного.
Натюрморт может быть не только сосредоточенно созерцательным или
драматичным, повествовательным, но и просто радовать глаз игрой красок,
давать душевный отдых. Натюрморт Анри Матисса "Красные рыбки". Что
может быть бесхитростнее?
Какие чувства вызывает в вас эта композиция?
(ответы детей)
Композиция пробуждает в нас чувство радости, пробуждает нашу
активность и темперамент.
Итальянский живописец XX века Джорджо Моранди (1890-1964) всю
жизнь писал одно и тоже. Композиции с бутылками. Спокойные,
основательные и ни на что философское не претендующие. Но вглядитесь,
мы видим, как поэтичен его строгий, безыскусственный мир.
Так на примере натюрморта мы видим гибкость языка живописи,
понимаем его неисчерпаемые возможности в выражении чувств людей.
Мы с вами узнали что натюрморт как самостоятельный жанр
зародился в 16-17 веке.
В русском искусстве натюрморт появился в 18 веке, вместе с
утверждением светской живописи, отражая познавательный интерес эпохи.
Время расцвета этого жанра - конец 19-начало20 века. Это прежде всего
работы И.А. Коровина и И.Э. Грабаря.
Яркие, пронзительные светом и полнотой мироощущения натюрморты
создали художники Машков и Куприн.
С чего же начинается работа над натюрмортом? (ответы)
Конечно же с постановки. Отметим некоторые, самые общие моменты.
Прежде всего, набор предметов не может быть случайным, их должно
что то объединять, должна быть заложена определенная идея, тема
(предметы труда, растения, плоды, кушанья, старинные или бытовые вещи..)
Затем сама постановка. Предметы не должны располагаться слишком
далеко друг от друга - в композиции может возникнуть пустота; если
слишком сблизить предметы - натюрморт может получиться очень тяжелым,
громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии,
создадут впечатление скучного однообразия. для создания равновесия в
композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных
предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и
горизонтальных по своим основным пропорциям. Этим будет усиливаться
выразительность натюрморта.
Натюрморт должен иметь композиционный центр. На главный
элемент композиции устремляется в первую очередь взгляд зрителя, а
располагаться он может совсем не в центре картины, но должен выделяться
по форме, размерам, цвету. Так как в картине Матисса "Красные рыбки".
В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так,
чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не
хотелось убрать, передвинуть или добавить.
Существенную роль в натюрморте играет фон. Взгляд зрителя имеет
свойство стремится в даль, (откройте на заднем плане дверь и мы будем
пытаться в нее заглянуть), помещенный же вплотную за натюрмортом фон не
позволяет нашему взгляду рассеиваться, уходить от постановки - это
способствует успеху в работе.
Еще одно правило группировки предметов - относительно свободный,
легкий передний план. Зрительно наиболее тяжелые, крупные предметы
должны находиться где-то сзади; более легкие перед ними, а самый первый
план должен быть совсем свободным.
4. Практическая работа.
И так натюрморт поставлен, Учитель объясняет этапы работы
над натюрмортом.
Задание. Выполните поставленный натюрморт карандашом. (во время
работы звучит тихая мелодичная музыка)
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1)
контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения
приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим
затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
5. Итог.
Заключительное слово. Над каким изображением на картинах вы
сегодня работали? (ответ)
Что такое натюрморт и что на нем изображается? (ответ)
Вы все сегодня молодцы! Давайте покажем друг другу свои работы. все
ли работы выполнены правильно, подумайте.
6. Домашнее задание.
Подобрать открытки, вырезки из журналов, в интернете с
изображением натюрмортов.