Конспект урока "Декоративный натюрморт" 9 класс

Методическая разработка серии уроков по изобразительному
искусству
«Декоративный натюрморт».
Фамилия Имя Отчество педагогов - Кириллова Екатерина Альбертовна
Ошуева Анна Игоревна
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 9класс
Тема: серия уроков «Декоративный натюрморт»
Педагогическая технология: учебный проект
На формирование каких УУД направлен урок
Личностные УУД
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
1.1 Освоение
общекультурн
ого наследия
России и
мирового
культурного
наследия.
1.2 Реализация
потребности в
самовыражен
ии и
самореализац
ии.
2.1 Умение
самостоятельно
анализировать
условия
достижения цели
на основе учета
выделенных
учителем
ориентиров в
новом учебном
материале.
2.2 Умение
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действий и
вносить
необходимые
коррективы.
3.1 Освоение
основ
реализации
проектно-
исследовательск
ой деятельности.
3.2Умение
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения задач в
зависимости от
конкретных
условий.
4.1 Умение
учитывать разные
мнения.
4.2 Умение
формулировать
собственное
мнение.
4.3 Умение
аргументировать
свою точку зрения
и отстаивать свою
позицию .
Обучение развивает только тогда, когда знания не даются в готовом
виде. Метод проектного обучения помогает так организовать передачу
информации, чтобы учащиеся сами работали для усвоения нового понятия
или способа деятельности. Это формирует интерес к учению, развивает
творческую инициативу
Работа над созданием декоративного натюрморта расширяет рамки
творческих задач и опирается на индивидуальные способности учащихся
подмечать и доводить самое характерное в натюрморте до максимальной
цветовой, композиционной и пластической выразительности.
Цель серии уроков: развитие творческих способностей учащихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Задачи:
1. Показать отличие реалистического образа от декоративного и
абстрактного на примере произведений натюрмортного жанра различных
направлений.
2.Научить выявлять орнаментально-ритмическую основу натурной
постановки и творчески ее интерпретировать.
3. Объяснить принципы стилизации природных и бытовых форм
4. Обучить методам плоскостно-декоративной живописи.
5. Обучить работе над форэскизом.
6.Развить эстетический вкус учащихся.
Материалы к уроку: Бохм-Дюшен Моника. Кук Джанет. пер. с англ. Т.
Земцовой. «Современное искусство» кр. энциклопедия. М «Премьера»,
«Астрель» АСТ 2001 г.
Мартирос Сарьян. «Аврора» Ленинград 1987.
1920-1930. Живопись.ГРМ. «Советский художник» 1988.
Работа над проектом «Декоративный натюрморт» включает в себя три
урока и опережающее домашнее задание.
Урок № 1
1.Организационный момент. Работа над созданием декоративной
композиции по мотивам предложенного натюрморта включает в себя
изучение аналогов в мировом искусстве, живописную работу с натуры,
работу над эскизами, непосредственно выполнение цветной декоративной
композиции, ее презентацию и обсуждение.
2. Вводная беседа, Показ произведений художников. Жанр натюрморта
наиболее показателен и многообразен в плане изучения приемов
декоративной стилизации. В нем работали многие выдающиеся мастера. На
уроке мы рассматриваем произведения художников, работавших в
декоративной манере. Фовисты создавали колористические контрасты
интенсивных пятен и острые композиционные ритмы, часто обращаясь к
примитивному, а также средневековому и восточному искусству. Такие
мастера, как А. Матисс, шли по пути выявления декоративно-
экспрессионистических возможностей цвета. Представитель кубизма П.
Пикассо стремился утвердить новые методы передачи пространства и
формы, используя аналитический способ изображения предметов,
разложение их на простейшие геометрические объемы. Очень декоративны
праздничные по колориту натюрморты М. Сарьяна. (Теоретическая часть
урока сопровождается показом слайдов, художественных альбомов с
репродукциями работ художников.)
Ознакомившись с наследием наиболее ярких мастеров, учащиеся, с помощью
учителя, должны постараться выделить различные приемы для достижения
определенного стиля в натюрморте еометрическое членение поверхности,
плоскостность, силуэтность, активное использование орнамента.)
Описание задания: учащимся предлагается выбрать из показанных
репродукций работы, выполненные в декоративной манере, и назвать
художественные приемы, которыми пользовался автор.
Критерии оценивания:
- безошибочное определение работ, выполненных в декоративной
манере.
- соответствие названных приемов технике мастера;
(УУД 1.1; 3.2)
Урок № 2
Живописное решение натюрморта в реалистической манере.
При постановке натюрморта, рекомендуемого для дальнейшей
декоративной переработки, необходимо руководствоваться конкретным
замыслом. Например: натюрморт из атрибутов художника; натюрморт с
музыкальным инструментом; восточный натюрморт; натюрморт «Чаепитие»;
и т. д. Постановка должна быть понятной, иметь характерную особенность,
композиционную зацепку, мотив для переработки и стилизации.
Выполняя живописную работу с натуры, учащимся легче воспринять и
прочувствовать все особенности предложенной постановки.
Если данное задание проводится не в профильном учебном заведении,
данный этап может быть опущен и после внимательного изучения и
детального обсуждения постановки можно сразу приступить к созданию
декоративной композиции.
Работа над декоративным натюрмортом начинается с выполнения
эскизов. Эта часть задания выполняется учащимися дома, самостоятельно.
Опережающее домашнее задание:
Выполнение эскизов к декоративной композиции «Натюрморт»
Описание задания: учащимся предлагается выполнить несколько различных
вариантов эскизов декоративной композиции по мотивам натюрморта,
поставленного в классе.
Критерии оценивания:
- оригинальность композиционного решения;
- соответствие натуре;
- использование единой стилистики;
- гармоничность цветового решения;
(УУД 2,1;2.2 )
Рекомендации по этапам работы над эскизами:
1.Анализ постановки, выбор формата;
2.Поиск стилистического решения;
3. Выполнение карандашного рисунка с учетом стилизации форм;
4.Поиск цветового решения;
Любая постановка натюрморта, в том числе и «декоративного», строится
вокруг доминирующего (главного) предмета: либо на вертикали большого
кувшина, как в «восточном» натюрморте, либо на выразительной форме
гитары в «музыкальном». На этом главном предмете нужно сделать акцент,
подчинив ему все остальное в композиции.
Любой предмет в натюрморте может быть переработан в сторону
выявления его характерных качеств, для придания ему большей
выразительности. Если это необходимо, учащиеся могут передвигать
предметы, уменьшать их количество, вводить дополнительные объекты или
формы для организации пространства, но главное - сохранить суть и
узнаваемость постановки.
Стилизация предметов может идти по пути предельного упрощения
форм, а может, наоборот, вестись за счет усложнения формы, насыщения ее
орнаментом. Допускаются различные условности: предметы можно
располагать на условной плоскости, преломлять их форму, «подвешивать» в
воздухе. Перспектива в натюрморте может быть изображена достаточно
условно. Натуральные ракурсы можно превращать в композиционно
осмысленные развороты формы. Но все эти приемы должны работать на
выявление выразительности композиции.
Работая над цветовым эскизом можно сохранить цветовой колорит
натурной постановки или выбрать иную колористику. Поиски цветового
решения композиции необходимо вести, опираясь на основные законы
цветоведения. В зависимости от пластического решения композиции, можно
применить активные контрасты или мягкие тональные сочетания.
С помощью умелого использования цветовых оттенков можно решать
различные творческие задачи, добиваться необходимых эффектов: сгладить
жесткие формы колоритом родственных цветов, ритм ровных плоскостей
обострить контрастом взаимодополнительных цветов.
Урок № 3
Создание декоративной композиции «Натюрморт».
Описание задания: учащимся предлагается выполнить чистовой вариант
декоративной композиции «Натюрморт» по выбранному эскизу. Готовые
работы демонстрируются всему классу и в процессе обсуждения
составляется рейтинг выполненных рисунков.
Критерии оценивания:
- оригинальность композиционного решения;
- гармоничность цветового решения;
- соответствие натуре;
- качество исполнения;
(УУД 1.2; 3.1; 4.1; 4.2; 4.3)
1.Просмотр и утверждение эскизов. Учитель и ученик выбирают наиболее
интересный эскиз, дорабатывают его, если в этом есть необходимость.
Выбранный эскиз берется за основу для выполнения итоговой работы.
2. Изготовление колеров (5-7 ) для исполнения чистовой композиции.
3. Выполнение декоративной композиции «Натюрморт». Используя
утвержденный эскиз, учащиеся переносят рисунок натюрморта на большой
лист, точно соблюдая масштаб и пропорции предметов и элементов фона.
Последняя стадия работы заключается в аккуратной закраске поверхности
листа. Краска не должна заходить за края нарисованных предметов. Цвет
должен быть однородным, краска должна ложиться ровно. На этом этапе
учащиеся работают самостоятельно, при участии учителя, как консультанта.
4. Оформление проектов и презентация результатов. Результат проектной
деятельности представлен в рисунках. Представляя свою работу учащиеся,
рассказывают о замысле, аргументируют принятое решение. Оценивают
работы не только учитель, но и ученики, составляя рейтинг результатов.
В результате проведения задания «Декоративный натюрморт» учащиеся
должны уметь:
1. Используя поставленный натюрморт, выбирать наиболее
выразительный композиционный сюжет; выбирать стилистику
натюрморта.
2. Пользоваться эскизами .
3. Выбирать колорит будущей композиции, составлять колера.
4. Применять основные технические приемы закрашивания
(аккуратность, однородность покрывающего слоя).
5. Пользоваться литературой по искусству.
6. Самостоятельно контролировать свою работу, обнаруживать
недостатки в ней и их причины, добиваться их устранения в процессе
работы.
7. Высказывать оценочные суждения, как о своей работе, так и о работе
товарищей.