Презентация "Отделка русского национального костюма вышивкой"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Дубовки Волгоградской области

404002, г. Дубовка, ул. Советская , 62, тел: 8-258-3-10-67; 8-258-3-43-37

 

 

Разработка учебного кейса по теме: «Отделка русского национального костюма вышивкой»

 

 

 

Выполнила:

Дронова Татьяна Анатольевна

МОУ СОШ №1 г.Дубовки

учитель технологии

высшей категории

 

 

 

 

 

 

г.Дубовка 20014г.

 

 

 

 

Кейс:«Отделка русского национального костюма вышивкой»

Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был также обязательной частью быта крестьян. Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, женатый или холостой, чем занимается. В одежде нашли выражение душа народа, его представление о прекрасном.

Описание ситуации

 

В школе создан хор русской народной песни. В него вошли ученики и их родители. Были сшиты сценические русские народные костюмы. Но в них не хватало декоративной отделки. А какой русский костюм без вышивки?! Ученицы 8-х классов решили оформить изделия русской вышивкой.

 

Информация

Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Для костюма характерна разработанность растительных и геометрических мотивов: косые кресты, крючкообразные фигуры, розетки, восьмиугольные звезды, ромбы с загнутыми отростками.

Как видим, мотивов в вышивке немного. Но древние орнаменты и мотивы вышивки со временем постоянно разрабатывались и приобретали декоративный, поэтико-сказочный смысл.

Из истории русского костюма

"Сарафан - собирательный термин, которым называют длинную распашную

или глухую горничную одежду на плечиках или пришивных лямках. Предположительно слово "сарафан" произошло от иранского "sarapa" - одетый с головы до ног. Первые упоминания об этом типе одежды в русских источниках относятся приблизительно к 1376 году

Из истории русского костюма

Ещё один вид сарафана Саян.

Саян был чаще всего синего цвета . Его особенно любили пожилые и старые женщины, хотя и молодые, очевидно, носили.

Одной из непременных деталей женского туалета являлась рубашка с белыми полотняными рукавами. Их называли подставами, подставками, станухами, станушками. Они были частью комплекта женской одежды.

Из истории русского костюма

Панёва (понёва, понява, поня, понька) — женская шерстяная юбка, которую носили крестьянки. Представляет собой поясную одежду из трёх и более частично сшитых кусков ткани из шерсти, специально изготовленных на ткацком стане. Панёва является древним видом женской одежды, её носили в комплексе с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних женщин.

Из истории русского костюма

Фартук — запон, передник, занавеска. Чаще всего он был длинным, от уровня груди, поскольку считался своего рода “паспортом” женщины. Вышивка и орнамент содержали зашифрованную информацию о его хозяйке. Ромбы сточками внутри — замужняя женщина, птицы — есть дочери, кони — есть сыновья.

Символика

Символы

Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды.

Цвет

Красный цвет и золотой - цвет Солнца, Огня;

цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести …

мужской, сильный цвет;

Синий и чёрный - связан с пониманием краткости человеческой жизни;

чаще использовался в одежде пожилых очень людей;

с увеличением возраста человека в его одежде количество черного синего цвета становилось больше;

отрицательный цвет

Белый - чаще всего цвет фона;

мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю;

женский, нежный цвет; символизирует чистоту свет, благо.

Сюжеты вышивки

Сюжеты вышивки

Сюжеты вышивки

Сюжеты вышивки

Сюжеты вышивки

Инструменты , материалы и приспособления

  • Пяльцы
  • Ножницы
  • Иглы
  • Наперсток
  • Утюг
  • Копировальная бумага

Инструменты и приспособления

Материалы для вышивки

Нитки

Мулине

Шерстяные

Гарус

Ирис

Шелковые

Синтетические

Уточнение задания

 

1. Выберите вариант идеи.

2. Подберите элементы вышивки с учетом индивидуальных особенностей фигуры и возраста.

3. Продумайте технологическую последовательность выполнения вышивки.

Технологический процесс выполнения вышивки

1.

Перевести рисунок на кальку .

2. Перевести рисунок с кальки на ткань. На ткань накладывают сначала копировальную бумагу ,а затем копию с рисунка, выполненную с рисунка, выполненную с рисунка, закрепляют булавками, обводят рисунок твердым карандашом.

  • Запяливают ткань.
  • Для этого кладут на стол меньший обруч, накрывают его тканью и прижимают большим обручем. Хорошо натягивают ткань по долевой и поперечной нити, чтобы не было перекосов.

    4. Вышивают рисунок.

5. Проутюжить вышивку.

Утюжат с изнаночной стороны во влажном состоянии.

Методические рекомендации

  Кейс «Отделка русского национального костюма вышивкой» может быть использован в учебном процессе, позволит повысить интерес к специальным дисциплинам у обучающихся.Поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, углубленно изучить и закрепить изученный материал, развивать творческие способности.

ГЛОССАРИЙ

  • НАБОЙКА — холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань с помощью специальных набойных досок. В XIX веке набойка, как правило, была синего цвета (кубовая) с белым или светло-желтым, светло-зеленым узором.
  • ПОНИТОЧИНА — ткань с шерстяной основой и льняным утком или с льняным утком и шерстяной основой, изготавливалась крестьянами для собственного употребления и на продажу, В XIX веке широко использовалась для шитья верхней одежды. В XIX — первой четверти XX века использовалась для шитья верхней одежды.
  • ПЕСТРЯДЬ — льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обычно полосатой или клетчатой. В русской деревне она широко использовалась для шитья женских и мужских рубах, сарафанов, портов, употреблялась для подкладки.
  • НАБОРЕЦ - холщёвое платье с затяжным лифом и широкой сборчатой юбкой

  • ОРНАМЕНТ – это последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.
  • Бывает ленточный, сетчатый, центрический или розеточный.
  • ЛЕНТОЧНЫЙ ОРНАМЕНТ – это украшение середины или края изделия в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы.
  • РОЗЕТОЧНЫЙ ОРНАМЕНТ это орнамент, в котором отдельные элементы вписываются в какую-либо геометрическую фигуру.
  • СЕТЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ – это равномерное заполнение всей поверхности узором. (шов «Крест», гобеленовый шов)
  • РИТМ – чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных. Построение полосы это простейший способ показа ритма в орнаменте.
  • ЦВЕТ - Холодные и теплые, контрастные и родственные цвета. Давайте вспомним какие цвета к ним относятся и подумаем какие цвета лучше применять в вышивке.(рассказ учителя).
  • РАППОРТ – это повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент.
  • КОМПОЗИЦИЯ это объединение элементов изображения в одно целое, имеющее единую форму и содержание.
  • При составлении композиции элементы узора располагают симметрично, асимметрично или соблюдая равновесие композиции.

  •  
  • Задание для самопроверки
  •  
  • 1. Какими швами выполняется вышивка русского национального костюма?
  • А. Украшающими швами;
  • Б. Счетными швами;
  • В. Гладью;
  • Г. Прорезной гладью.
  • 2. Чередование цветовых пятен: главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных?
  • А. Раппорт;
  • Б. Композиция;
  • В. Орнамент;
  • Г. Ритм.
  • 3. Повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, это….
  • А. Композиция;
  • Б. Раппорт;
  • В. Орнамент;
  • Г. Ритм.
  • 4. Объединение элементов изображения в одно целое, имеющее единую форму и содержание, это….
  • А. Ритм;
  • Б. Симметрия;
  • В. Орнамент;
  • Г. Композиция.
  • 5. Вышитый, нитками, лентами или бисером узор на ткани, это….
  • А. Симметрия;
  • Б. Вышивка;
  • В. Аппликация;
  • Г. Стачивание.
  • 6. Назовите вид композиции.
  • А. Асимметричная;
  • Б. Равновесие;
  • В. Орнамент;
  • Г. Симметричная.
  • 7. Назовите вид орнамента.
  • А. Сетчатый;
  • Б. Ленточный;
  • В. Геометрический;
  • Г. Розеточный.

Библиография

 

  • Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. - сост.: Н. Сосина, И. Шагина. - СПб.: Искусство - СПб ”, 1998. - 400 с., ил.
  • Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. - М., 1978. - 142 с.
  • Просина С. Русский сарафан / С. Просина // Народное творчество. - 2009. - №3. - С.28-31.
  • https://fotki.yandex.ru/users/hor-j/tags/русский%20народный%20костюм?&p=1
  • http://bellezza-storia.livejournal.com/230199.html
  •