Методическая разработка "Технология изготовления кошмы" 9-11 класс

Министерство образования Республики Казахстан
Департамент образования Северо-Казахстанской области
Отдел образования района Шал акына
Казахская средняя школа-интернат
Методическое пособие для учителей технологии
в общеобразовательных школах
«Технология изготовления кошмы»
Автор работы : Исатаев Н.Б. учитель первой категории казахской средней
школы-интерната г. Сергеевка Северо-Казахстанской области
Работа предназначена для учителей технологии, а также для широкого
круга читателей. Согласно рекомендациям представленным в данной работе
можно освоить искусство катания кошмы. Также данной технологии можно
обучать учащихся 9-11 классов.
2
Искусство катания кошмы относится к культурному наследию Казахстана,
и наша задача - сохранить и развить это искусство. Если научим детей этому
искусству, мы дадим им реальную возможность при желании зарабатывать,
так как изделия из войлока хорошо оцениваются на современном рынке.
Изготовление кошмы было известно с древнейших времён, древние
андроновцы уже могли валять кошму и ткать из шерсти. Шерсть овцы, если
её не стричь долгое время, под воздействием осадков, температуры тела и
постоянного движения сваливается в плотную и прочную массу на теле овцы,
и впоследствии отваливается большими кусками, зацепившись за ветки и
кусты. На это не могли не обратить внимание древние люди и естественно
стали воспроизводить те условия, при которых шерсть превращалась в
кошму. Так появилась технология изготовления войлочной кошмы. Но
технология, по которой на протяжении тысячелетии наши предки делали
кошму, довольно трудоёмкая и требует длительного времени.
На сегодня в Казахстане перестали катать кошму, это в стране, где её раньше
использовали практически во всех сферах жизни человека. Сейчас катание
кошмы перешло в разряд зарубежного художественного искусства и тем
более обидно, если мы начнём закупать войлочные изделия из- за рубежа
На сегодняшний день это ремесло переходит в разряд исторического
раритета, поэтому забыть, потерять её, было бы для нас непростительной
роскошью. Кроме того изделия из этого материала пользуются большим
спросом.
Предлагаемая нами технология займёт время спаренных уроков
труда, не требует сложного дорогостоящего оборудования. По санитарным
нормам работа чистая, материал не вызывает аллергетических действий, а
изделие имеет коммерческую ценность. Предварительно шерсть необходимо
прочистить от крупного мусора, промыть в холодной воде без моющих
средств, просушить. Затем шерсть хорошо потеребить для очищения её от
мелкого мусора. Далее шерсть можно подкрасить аниловыми красками,
3
обязательно с кипячением и добавлением небольшого количества уксуса для
фиксажа краски. Готовую шерсть начесать.
Оборудование рабочего места
Обыкновенный стол, покрытый целлофановой плёнкой или кухонной
клеенкой. Поверх плёнки положить тканевую подушку или простыню
сложив её в 4-5 слоя.
Целлофановая форма-шаблон будущего изделия.
Капроновая ткань, мыло, желательно не хозяйственное.
Наличие постоянного кипятка, т.е. чайник или «тефаль».
Небольшая ёмкость в виде кастрюли для вымачивания.
Болванка-форма будущего изделия.
Последовательность работы
1. На стол постелить плёнку, для предотвращения попадания воды на
поверхность стола, поверх плёнки постелить ткань х\б в 4-5 слоёв. Ткань
служит для впитывания воды и сохранении тепла. На ткань положить шаблон
из плёнки.
2. На шаблон выложить начёсанную шерсть клоками, причём ворс
направлен к верху, и каждый новый клок накрывает предыдущий. Шерсть
выложить таким образом, чтобы шаблон был закрыт на 1,5-2 сантиметра
больше периметра.Проследите, чтобы шерсть ложилась ровным слоем без
видимых просветов
3. На выложенную шерсть сверху осторожно расстелить капроновую
ткань. Ткань должна свободно лечь на ворс без складок.
4. Полить по середине заготовку кипятком. Кипяток наливать тонкой
струйкой от середины к краям.
Осторожно намылить мылом по верх капрона, стараясь не сместить
капрон и шерсть.
4
5. Нежно разглаживать руками по верху капрона до тех пор, пока
шерсть не сваляется в плотную массу. Начинаем работу без давления, а после
того как весь ворс опустится, прикладываем небольшое давление при
глажение. Гладим круговыми движениями рукой.
6. Перевернуть полученную массу вместе с шаблоном и повторить
процедуру 2-ю на этот раз шерсть закладывается по периметру контура,
продолжить операцию 3, 4, 5 затем повернуть края нижней половины наверх
и продолжить операции. Слегка накрыть капроном, пролить кипятком и
вновь нежно разгладить пока верх и низ не свалятся вместе.
После этого снова накладываем слой шерсти ворсом вверх, и
повторяем всё от второй операции, пока не наберём необходимый толщины
заготовку. При глажении постепенно усиливаем давление на кошму, так как
от этого зависит плотность будущего изделия. И естественно в процессе
катания время от времени подливать по немножко кипяток
7. Аккуратно вынуть основу, т.е. плёнку, проверить, нет ли огрехов.
При наличии огрехов эти места наполнить шерстью, снова загладить швы с
наружной стороны капроном.
8. Надеть изделие на руки, окончательно загладить швы капроном
снаружи, по окончании процесса опустить изделие на 5 минут в кипяток. В
кипятке шерсть сваривается в плотную массу.
Заготовку погружаем в кипяток полностью и оставляем в ней без
движения на 5мин. После окуратно вынимаем массу и выжимаем воду.
5
9. Отжимаем, с небольшой высоты скомканную заготовку бросаем на
стол как тесто до тех пор, пока из изделия не выжмется вся вода, вода уходит
в тряпку основу и изделия затвердевает, и ее снова необходимо опустить на 5
минут в кипяток.
При отжиме следить за тем, чтобы заготовка была постоянно
скомканной, и отжимать излишки воды из ткани основы в отдельную посуду.
10. Процесс катания. Изделие расстелить на ткань-платформу, скатать
вместе с тканью в плотную трубку и катать ее обжиманием по столу.
Процесс повторяется несколько раз пока не выйдет вся влага. Причем
следует помнить, если катать ее поперек, то изделие увеличится в ширину,
если вдоль то в высоту. Излишки воды удалять
При катании необходимо прикладывать усилие на валик от этого
зависит плотность изделия
После полного выжимания воды изделие снова опустить на 5мин. В
чистый кипяток для окончательного сваривания. Через 5мин. изделие опять
скатать вместе с тканью и полностью выжать катанием.
11. По окончании катания полусухую заготовку натянуть на форму-
болванку, пригладить гладилкой или скалкой и оставить на сушку.
6
Сушка производится в помещении при комнатной температуре зимой
или же на воздухе летом под навесом и на солнце в ясную погоду.
Готовое изделие можно дополнительно украсить вышивкой и бисером.
Желаю успехов и удачи в работе.
Использованная литература
1 Р.Н.Нургалиев
Шанырақ үй-тұрмыс инцеклопедиясы. «Кітап» Алматы 1989ж.
2 Әлима Ысқаққызы
Сымақ өнері. Алматыкітап 2007ж.