Конспект урока "Наш край в период с 8 по 13 века" 1 класс


Автор: Ячменькова Э.А.
Методист,
педагог дополнительного образования
Наш край в период с 8 по 13 века.
Традиционно люди создавали поселения по берегам рек. Не является
исключением и река Славянка с её притоками: Поповкой, Тызвой, Кузьминкой и
другими.
Уже в VIII веке Приневская низменность и Ижорская возвышенность были
заселены финно-язычными племенами водь, вепсы, карелы, ижора. С века на
возвышенностях среди болот, лесных прогалинах стали обосновываться ильменские
славяне.
Этнографические особенности племен, населявших наши края.
У ижорцев, также как и у води, длительное время удерживалась этнически
особая женская одежда (прил. 6). В прошлом она имела существенные локальные
различия, восходившие, видимо, к племенному делению. Так же как и у водских
мужчин, у ижорцев Мужская одежда в XIX веке, уже не имела этнической
специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических общностей
(русские, водь, ингерманландские финны).
Женская одежда до конца XIX века сохранила архаические черты. Женщины
носили рубаху “рятсиня”, ворот которой скрепляли застежкой-фибулой. Рубаха
была своеобразного покроя: верхняя часть - из двух оплечий, соединенных сзади
вставкой, а спереди двумя обшивками по сторонам нагрудного разреза. Оплечья и
рукава рубахи почти сплошь покрывались вышивкой геометрического характера, в
мягких пастельных тонах. Поверх рубахи одевали два несшитых полотнища,
которые держались на плечевых лямках, одно - на правое, другое - на левое плечо.
Верхнее (аануа) закрывало весь корпус, наподобие сарафана на одной лямке,
распашного на левом боку. На этом месте рубаху закрывала нижнее полотнище -
хуртуксет. Сохранились отрывочные сведения, что аналогичные формы одежды в
прошлом встречались на Карельском перешейке у местных финнов - эвримейсет
(эврямейсет). Передники на лямке (хурстут) сохранялись также в одежде некоторых
групп финнов в Восточной Финляндии.
На голове женщины носили полотенчатый головной убор сапано. До
рождения ребёнка ижорская женщина должна была брить голову, а поверх одевать
головной убор. Однако и после рождения ребёнка она не имела права снимать его.
Это было связано с сокральным значением волос, которые необходимо было
убирать от чужого глаза, что бы кто- либо навести не смог навести порчу. В
старинных формах сапано имел длинный конец, спускавшийся по спине до подола
одежды, потом он стал короче, ближе к местным формам сороки.
Быт племен.
Хозяйство племенных крестьян в целом схоже с хозяйством других
этнических общностей региона (русские, ингерманландские финны). Земледелие
являлось основным хозяйственным занятием. Выращивали зерновые (рожь, овес,
ячмень), овощи (репа, капуста). Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур.
Племена занимались сельским хозяйством. Сельскохозяйственный инвентарь не
отличался от того, которым пользовались русские крестьяне. Ижорцы занимались
рыболовством. Лов вёлся преимущественно зимой, рыбу (салаку и корюшку). При