Проект "Волшебная соломка"

1
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя образовательная школа №17»
Автор проекта
Авдеенко Ксения
научный руководитель проекта
учитель высшей категории
Иваненко Светлана Ивановна
г. Нижневартовск
2
Оглавление
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Об истории соломки.
2.2.Заготовка соломы.
2.3. Замачивание, запаривание и распаривание соломы.
2.4. Проглаживание соломы.
2.5.Способы наклеивания.
2.6.Виды расположения соломы.
2.7. Оборудование.
2.8 Технология изготовления объемной аппликации из соломы
2.8.1.Технологическая цепочка.
2.8.2.План изготовления изделия.
2.8.3. Правила безопасной работы.
2.8.4. Подготовка соломки к работе.
2.8.5. Технология изготовления изделия
3. Заключение
3.1. Экономическое, экологическое и эстетическое обоснование.
3.2. Реклама
3.3. Литература
3
Введение
Однажды у знакомых в альбоме, я увидела фотографию. Фото, как фото, какие - то
люди, но дело не в этом. Мое внимание привлекла картина, висящая на стене, на которой
были цветы в корзине. Я очень люблю цветы и мне захотелось изготовить такую картину.
Разглядывая картину, я ни как не могла понять, из какого материала она
изготовлена. При более четком исследовании и посоветовавшись с учителем, я пришла к
выводу, что картина изготовлена из соломы. Для меня это было большим открытием. Так,
как я вообще не имела понятия, что такое солома, а, что из нее можно еще, что-то
изготавливать вообще стало верхом совершенства. Мне захотелось изучить данную
технику и изготовить подобное панно для интерьера своего дома. Это и определило тему
моего проекта «Волшебная соломка» и стало проблемой моего исследования.
Цель моего исследования: Использование соломы злаковых растений для
изготовления изделий декоративно-прикладного назначения.
С целью решения сформулированной проблемы в ходе работы были поставлены
следующие задачи:
1. Изучить и следовать использование соломы злаковых растений для изготовления изделий
ДПИ.
2. Выявить основные требования к изделию.
3. Разработать идеи и варианты.
4. Провести анализ идей и выбрать лучший вариант.
5. Составить опорную схему размышлений.
6. Выбрать материал.
7. Выбрать инструменты.
8. Составить план изготовления изделия.
9. Провести экономическое, экологическое и эстетическое обоснование.
10. Во время изготовления проводить контроль качества.
11. Оформить проект.
12. Провести самооценку.
13. Выполнить рекламу.
Для качественного выполнения работы необходимо правильно выбрать методы
исследования:
1. Работа с литературой.
2. Работа с Интернет-ресурсами.
3. Беседы.
4. Экскурсия в краеведческий музей.
Пояснительная записка.
В последние годы стало актуальным уделять большое внимание изучению,
угасающих видов народного декоративно – прикладного искусства. В этой связи
особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с
художественной обработкой местных растительных материалов – лозы, бересты,
рогозы и соломки.
В работе с соломкой есть какая – то магическая притягательность. Этот
теплый, солнечный материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды
пробовал сплетать, клеить из соломки, становится страстным поклонником этого
вида художественного ремесла.
В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в
руки, от старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа.
Украшение изделий соломкой известно у многих народов мира не одну тысячу лет. Это
ремесло ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с почитанием зерновых
культур. Наши предки верили в божественную силу зерна. Накопленная в стеблях и
4
колосьях живородящая сила природы самым благотворным образом воздействует на
каждого, кто так или иначе соприкасается с ними. Ценился не только хлебный колос, но и
его стебель - великолепный поделочный материал, из которого изготавливались плетеные
корзины, шкатулки, лари для хранения зерна, посуда, игрушки и др.
Основная часть.
Об истории соломки.
Использование соломы злаковых растений для аппликации и плетения
различных предметов обихода относится к тому периоду истории человеческого
общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков
пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья _ солома, которая нашла
многообразное применение в жизни земледельцев. Этот материал не требовал от
крестьянина каких – либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение.
После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке.
В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других
зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами
мира.
С 70-х годов все большую популярность получает аппликация соломкой.
Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу
и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством. Художественные
работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую
роль в эстетическом воспитании взрослых и детей.
Заготовка соломы.
Солома - стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя – дешевый и
доступный материал для плетения, инкрустации, аппликации.
Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится
мягкой пластиной. Такие качества в сочетании с декоративными природными
свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой золотистого цвета –
позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного
результата.
Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, также пригодна
и пшеничная соломка, но она короче, грубее и толще ржаной.
Овсяная соломка - мягкая, красивая, более светлая, с перламутровыми
оттенками цвета, имеет короткий стебель, можно использовать большей частью для
плетения небольших деталей, аппликации, инкрустации.
Прежде чем приступить к заготовке сырья, нужно выделить по пунктам
требования, предъявляемые к качеству материала:
-окрашенность соломки;
-эластичность;
-длина соломки;
-сортность.
Для того, чтобы получить максимальное число оттенков соломки, заготовку
злаков производят в два этапа. Первый сбор производят в фазу восковой спелости,
когда злаки только начинают созревать и стебли еще наполовину зеленые.
Собранная соломка в этот период роста растений получается наиболее эластичной и
светлой, почти белой. Второй сбор проводят, когда злак созрел, в фазу полной
спелости. Стебель растения в этот период совсем пожелтел, а зерно готово к уборке
урожая.
Необходимо также знать, что лучшие сорта междоузлий больше, но при этом
теряется эластичность стебля.
5
Во время заготовки следует помнить, что окрашенность и высота стебля
зависят от места, где рос данный злак.
Убирают злаки в конце июля - начале августа. В работе пригодятся стебли
любых злаков, как культивируемых, так и дикорастущих (мятлик, тимофеевка,
пырей, овсяница луговая, низкорослые разновидности тростника). Стебли аккуратно
складывают и связывают в снопы.
Замачивание, запаривание и распаривание соломы.
Для того, чтобы соломины получились эластичными и податливыми для
дальнейшей обработки, их необходимо замочить или распарить. Пучки соломы
погружают в лоток или емкость с водой (таз, ванну, ведро). Если солома
заготовлена недавно, ее достаточно замочить на полчаса в воде комнатной
температуры. Прошлогоднюю сухую солому лучше залить горячей водой (80 100С),
закрыть целлофаном или тканью, прижать гнетом и выдержать до тех пор, пока она
не станет мягкой. Чем жестче солома, тем больше времени требуется для ее
запаривания. Однако не стоит оставлять солому в соде на продолжительное время,
так как она может почернеть.
Распаривание можно производить двумя способами:
-сложить в термос, залить кипятком, закрыть крышкой и оставить на ночь;
-сложить в кастрюлю соломины, залить холодной водой, закрыть крышкой и
поставить на медленный огонь на 1 – 2 часа.
Проглаживание соломы
После распаривания сырья соломины разрезают кончиком ножниц или ножом
вдоль волокон.
Расправляют Соломины на х/б ткани. Затем проглаживают соломенную
пластину с двух сторон до полного высыхания. Проглаживать следует вдоль волокон.
Способы наклеивания
При наклеивании соломки используют клей «Момент», резиновый или ПВА.
1-й способ: наклеивание пластины соломки на тонкую бумагу (калька,
попиросная бумага). Соломины должны подходить друг к другу, чтобы не
просвечивалась между ними бумага.
Делаем несколько таких заготовок, их должно быть столько, сколько оттенков
нам понадобится для того или другого вида работы. За готовки необходимо
просушить под прессом. С обратной (гуманочной) стороны рисуем нужные детали и
вырезаем ножницами.
2-й способ: наклеивание соломки на вырезанные детали картины, при этом
подбирается направление соломки. Обрезаем края соломки по контуру детали и
составляем из готовых деталей картинку. Наклеиваем их на подготовленный заранее фон
Виды расположения соломы
1. Долевое направление (при изготовлении листиков, лепестков цветов, плодов,
водоросли, туловища и т.д.); (см. приложение).
2.»Елочки» (такое расположение используется для изготовления листьев, лепестков
цветов, оперении птиц. Чтобы изготовить деталь в технике «елочка», ее делят на
две части и наклеивают по диагонали, каждую часть детали отдельно; (см.
приложение).
3. «Веером» (самый трудоемкий способ расположения соломки). Его используют для
изготовления соломки. Его используют для изготовления круглых листьев и цветов.
На заготовленные шаблоны наклеивают соломенные пластины, разрезанные по
диагонали. Выступающие за край детали соломки аккуратно подрезают ножницами.
6
Оборудование
Для работы с соломкой не требуется каких либо особых инструментов и
специально оборудованного листа. Работать лучше всего сидя за столом, на котором
разложены солома, «соломенная» бумага и все необходимые принадлежности.
Нужно расположиться так, чтобы свет падал на стол с левой стороны.
Во время работы потребуются:
-ножницы и нож с коротким, заточенным под угол лезвием, пинцет,
пробойники, шило;
-клей ПВА или другой клей, образующий при высыхании бесцветную пленку;
-пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы) для выравнивания
плоскостных готовых изделий;
-картон, калька, бумага, стекло (для фиксации аппликации на фоне и защиты
ее от внешних воздействий), рамы и рамки (чтобы профессионально оформить
готовую работу);
-утюг и гладильная доска (для разглаживания соломы);
-паяльник (задают темные оттенки) малой мощности;
-карандаш, ручка, морилка, лак, краски, кисти;
-деревянные заготовки (т.к. многие умельцы выполняют аппликацию на бытовых
предметах, декорируя сам предмет);
-емкостьучше использовать кювет или таз).
Технология изготовления объемной аппликации из соломы
Аппликация – прикладывание, создание художественных изображений
наклеиванием на соответствующий фон. Аппликации бывают плоскостными и
объемными.
Объемная аппликация многократное наложение отдельных его частей для
создания объема.
Оборудование: ножницы, клей ПВА, «Момент», карандаш, клеенка на столы,
утюг, гладильная доска. Для создания определенного настроения музыкальный
центр и аудиокассеты. СД-диски, паяльник маломощный.
Материал: емкость (кювет), вода (горячая), соломка, калька цветная
бархатная или цветная плотная (картон) бумага, рамка, готовая или сделанная
своими рукам
Технологическая цепочка.
Существуют три наиболее распространенных способа изготовления картин из соломки :
1. По деталям. Заготавливают рисунок в двух экземплярах. Первый экземпляр разрезается
на составные части , которые заранее пронумерованы . Каждая часть отдельно
обклеивается соломкой , обрезается и , согласно номеру вклеивается во второй экземпляр
рисунка . Так составляются отдельные предметы и затем переносятся на основу .
2. Мозаичный . Из разноцветных полосок соломки нарезаются квадратики . Размеры их
различны и в зависимости от величины рисунка составляют 1 - 10 мм2 . Квадратики
складываются кучками строго по интенсивности их цвета . Деталь рисунка смазываются
тонким слоем клея ( желательно П.В.А. ) , после чего быстрым движением иголки или
острия ножа , чуть смоченного клеем , заготовленный квадратик нужного тона
переносится на рисунок , на котором заранее оконтурены светлые и тёмные места .
Кропотливость работы кажущаяся , работа идёт быстро .
7
3. Полосками . Этот способ наиболее прост и доступен . На рисунок , сделанный на
жесткой основе ( Д.В.П. , картон и т. п. ) , со всеми подробностями , накладываются
полоски соломки нужного цвета , смазанные клеем , и обрезаются острым ножом по
контуру той или иной детали . Картины сделанные этим способом , очень прочны и не
требуют застекления.
1.В емкость с водой (80 – 100С) поместить соломку для распаривания. Разгладить
утюгом соломку, предварительно удалив узлы и разрезав вдоль стебля ножом или
ножницами.
2.Наклеить проглаженные соломки (полоски) на кальку при помощи клея
ПВА и под пресс. Или готовую «соломенную» бумагу прогладить утюгом с
изнаночной стороны до полного высыхания клея.
3.Нарисовать эскиз своей работы.
4.Для изготовления листьев используют долевое направление соломки или
расположение соломки «елочкой». Чтобы изготовить деталь в технике «елочка», ее
делят на две части и наклеивают по диагонали, каждую часть детали отдельно.
Затем части соединяют и готовую деталь располагают по эскизу.
5.Итак, светлые детали отложите в сторону, а те, которым необходимо задать
темные тона, разложите на доске, обтянутой стеклотканью, и обработайте
паяльником до нужных тоновых сочетаний. Для этой работы необходимо жалко
маломощного паяльника, оно должно быть заточено в виде утюжка, которым и
«выглаживают» необходимые элементы.
6.Готовые листья и цветы по эскизу наклеить на бархатную бумагу и
поместить в рамку.
Изучив всю эту информацию, я мягко сказать была шокирована.. Картина нравится, но
может ее изготовить из другого материала. Я решила провести исследование идей
изготовления
Исследование идей изготовления
ИЗГОТОВИТЬ ИЗ
КОЖИ
ПАННО
АППЛИКАЦИЯ
ИЗ ЛОСКУТКОВ
ВЫШИТЬ
БИСЕРОМ
ВЫШИТЬ
ЛЕНТАМИ
АППЛИКАЦИЯ
ИЗ СОЛОМЫ
ВЫШИТЬ
ГЛАДЬЮ
8
1. Вышивка гладью – очень красиво, ярко красочно, хорошее цветовое сочетание может
приблизить панно к реальности. Но очень долго и дорого. ( выполнить расчет стоимости
ниток).
1. Изготовить из кожи – аппликацией из кожи занимаюсь давно, хочется освоить новые
техники, да и цветовую гамму кожи подобрать сложно.
2. Вышить бисером – идея супер классная, когда ни - будь я ее осуществлю, но сейчас нет
времени, да и финансовые затраты не малые (посчитать).
3. Аппликация из лоскутков, своеобразно, круто, но как-то простовато (в другой раз).
И так, все таки – солома. Солома-то, солома, а где ее взять? Вообщем все миром собрали,
сколько у кого было и начали работать.
Чтобы ничего не упустить в работе, решила составить схему размышлений. Это поможет
мне сосредоточиться и успешнее выполнить творческий проект.
Схема размышлений
Я решила, что составив план изготовления изделия, смогу сэкономить время.
План изготовления изделия.
1. Создать эскиз панно.
2. Подготовить рабочее место, инструменты, материалы, оборудование.
3. Изучить правила безопасной работы.
4. Составить технологическую цепочку изготовления.
5. Подготовить солому.
6. Подготовить раму, ткань, ДВП.
7. Изготовить работу.
8. Оформить в раму.
ПАННО
Проблема,
потребность
Мода
Форма панно
и рамы
Материалы,
инструменты и
приспособления
Охрана труда
Оборудование
Себестоимость
9
Правила безопасной работы
1.До начала практической работы необходимо на стол постелить клеенку.
2.Работать с колющими и режущими инструментами осторожно, не
размахивая, при порезе или уколе немедленно сообщить преподавателю.
3.Осторожно работать с клеем. При попадании клея на кожу необходимо
смыть под струей воды с мылом.
5.Работать с утюгом только под присмотром учителя.
Подготовка соломки к работе
1. Собрать материал в природе.
2. Соломку замачиваем на 15-30 минут в горячей воде, а грубую и жесткую кипятим в
течение 30 минут.
3. Узлы на стебле отрезаем ножницами от коленца до коленца, очищаем покровный лист,
вследствие чего получаем небольшие трубочки.
4. Расщепляем каждую соломинку с помощью иглы.
5. Проглаживаем каждую соломинку горячим утюгом, положив ее блестящей стороной вниз.
6. В зависимости от времени проглаживания соломка приобретает различные оттенки: от
светлого до темно-коричневого.
Технология изготовления изделия
1. Изготовление эскиза.
2. Подготовка соломы
3. Эскиз разбираем на детали, каждую из которых переводим на кальку.
4. Определяем направление наклеивания соломки.
5. Вырезаем каждую деталь по контуру.
6. Обклеиваем каждую деталь соломкой и сушим под грузом.
7. Вырезаем детали по контуру (нужно перевернуть деталь и всю лишнюю солому
срезать).
8. С помощью горячего выжигателя или утюга, если этого требует рисунок,
подкручиваем каждый лепесток.
9. Клеем “Момент” приклеиваем детали на основу. На основу накладываем кальку с
эскизом и сквозь нее карандашом помечаем центральные точки месторасположения
деталей. В соответствии с этими точками собираем рисунок.
Заключение
И, так работа готова. Красиво, очень, даже не вериться, что я это смогла. Скажу правду, не
все сразу получалось. Было трудно, хотелось оставить эту затею, но я выдержала, я
смогла.
Экономическое, экологическое и эстетическое обоснование.
Стоимость изделия состоит из:
стоимости рамки – 200 р.
Стоимость ДВП – лист 150 смх150 см стоит 400 р. Мы отрезали кусок 60х50; стоимость
нашего куска около 50 р., но если учесть , что данный кусочек используется вторично,
то…
Стоимость ткани – 100 р (тоже не покупали, а была в «закромах»)
10
И небольшое расходование электроэнергии, так, как чистого времени на изготовление
изделия ушло:
1. Изготовление большого цветка, около 2 ч.х3= 6 ч.
2. Изготовление маленького цветка, около 1 ч х 6 =6 ч.
3. Изготовление 1 листика, около 20 мин.х 20 около 7 ч.
4. Изготовление корзины около 8 ч.
5. Сборка панно около 5 ч.
6. Оформление рамки 1 ч.
Итого чистого времени 32 ч.
1 кВт электроэнергии в старой части города стоит 1р.34 коп.
1 Вт = 13 коп.
32х13= 416 коп=4р.16 к.
Стоимость изделия = 200+50+100+4,16= 354,16
И не большое количество клея «Момент» меньше пол. Тюбика.
С экологической точки зрения при изготовлении данного изделия ни какого вреда
природе не наносится.
С эстетической точки зрения, изделие очень красивое и может служить достойным
дополнением любого интерьера.
В заключении я провела самооценку
Самооценка проекта
1. Дешевизна в изготовлении.
Доступность материала
3. Решение экологической проблемы
4. Оригинальность
5. Декоративное использование
В ходе Изготовления картины, немного изменилось расположение деталей, так как мне не
полностью нравился общий вид картины, я немного изменила положение цветков и их
количество.
В связи с недостатком времени пришлось немного уменьшить масштаб картины.
Когда практически все цветы были готовы и склеены, мы обнаружили что сделали их
немного не правильно, то есть без объема. Пришлось всё расклеивать и делать по
технологии.
11
Реклама
Летом в поле мы гуляли
И соломы там нарвали
В сентябре в школу мы пошли
И солому принесли
Проект сделать мы решили
и солому применили.
Наш проект-творенье рук.
Мы эскиз нарисовали
И к соломке применяли
Вырезали, обжигали,
В Рамку красивую обрамляли
Из соломки цветы-
Необычной красоты.
Получился наш проект?
Мы довольны, а вы нет?
Используемая литература
1. Шкут Н.Н. Белорусские художественные промыслы. – Мн., 1985.
2. Прекрасное – своими руками / сост. С. Газарян – М., 1987.
3. Бескодаров А.А. Художественное плетение из ивового прута. – М., 1985.
4. В стране творчества / сост. С.Ф. Гагарина, Н.В. Черникова. – Мн., 1999.
5. Дубровский В.М.32 урока плетения из лозы. – М., 1993.
6. Дубровский В.М., Логинов В.В. Плетение из ивового прута: справ.пособие для
люби-
телей. – М., 1990.
7. Лобачевская О. Плетение из соломки. – Мн., 2000.
8. Меинард Б. Плетение: книга для учащихся. – М., 1981.
9. Коноваленко А.М. Плетение. – Киев, 1989.
10. Лобачевская О.А., Кузнецова Н.М. Возьми простую соломку. – Мн., 1988.
11. Прекрасное – своими руками / сост. С. Газарян. – М., 1987.
12. Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник / сост. А.А. Теличко,
В.И. Рыженко. – М., 2005.
13. Сахута Я. Беларускаенароднаедэкаратыўна-прыкладноемастацтва. – Мн., 2001.
14. Сахута Я.М. Фарбыроднайзямлi. – Мн., 1985.
15. Стеченко А.Ф. Изготовление плетеных изделий. – Киев, 1995.
16. Федотов Г. Плетение из сухих трав. – М., 2004.
12