Мастер-класс "Рисуем закат на море"


Мастер - класс для «начинающих» художников:
«РИСУЕМ ЗАКАТ НА МОРЕ»
ЦЕЛЬ:
Познакомить участников мастер-класса с жанром ИЗО «марина» (пейзаж –
морской), как одним из средств художественной выразительности.
Научить изображать вечерний морской пейзаж.
Развивать наблюдательность, эстетическую восприимчивость;
композиционные навыки, образно-ассоциативное мышление в процессе
освоения приёмов перспективы линейной и воздушной и законов
светотени; умения анализировать форму предметов и применять приёмы
перспективы в композиции.
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; интерес и уважение
к реальности, к природе, как к источнику творчества.
Задачи:
содействовать формированию любви к родной природе;
учить различать жанры различных направлений;
содействовать формированию графических умений и умений в
изображении пейзажа.
Методические приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-
поисковый, практический.
Материалы: гуашь, кисти, тряпочка, баночка для воды, палитра, бумага А3,
репродукции и фотографии морских пейзажей.
Задание: изображение пейзажа «Закат на море» с соблюдением правил
перспективы, светотени.
Ход мастер-класса:
1. Организационный момент.
2. Основная часть занятия. Сообщение новых сведений.
3. Практическая работа.
4. Просмотр и анализ работ.
Сообщение новой темы:
1. Правила построения композиции: ОТРАЖЕНИЕ В ВОДЕ.
Одно из самых привлекательных, красивых и загадочных явлений природы
это отражение в воде. Проходя мимо пруда в парке с тихой неподвижной
водой мало кто останется равнодушным, увидев как живописно
отражаются в нём освещённые солнцем стволы и ветви деревьев, голубое
небо, облака…
Рисовать воду всегда непросто, но весьма увлекательно. Этот элемент
пейзажа всегда сильно меняется с учетом окружения. Значительные
водные массы, такие как пруд, река или океан, отражают на поверхности
цвет неба и береговой пейзаж. На цвет воды влияет множество факторов,
среди них время года, время суток и погодные условия.
Вода, вне всякого сомнения – весьма сложный объект. На поверхности
воды можно найти не только множество теней, но и отражений, нередко от
различных световых источников. При этом плоскость воды постоянно
меняет свою форму и находится в непрерывном движении.
И несмотря на это, нарисовать воду так же просто, как и обычные элементы
пейзажа.
Соблюдая законы отражения, перспективы и светотени.
Рассматриваем внимательно отражения в воде на репродукция и
фотографиях:
Вода — это зеркало.
Художников, особенно пейзажистов, часто привлекает передача отражений
в спокойной воде реки или озера. Иногда художникам приходится
изображать зеркала с отражающимися в них фигурами людей и
предметами. Законы зеркальных отражений необходимо знать и
внимательно соблюдать их при рисовании с натуры.
Для того чтобы лучше понять, как надо рисовать
отражения в воде от расположенных на разной высоте
предметов, положите на стол зеркало, а рядом с ним
стопку книг и понаблюдайте, как отражаются
находящиеся на разной высоте книги. Держа
карандаш под разными углами к зеркалу, можно
увидеть его отражения, соответствующие наклонам
шеста в самом первом рисунке.
Рассмотрим правила построения отражений в зеркальных поверхностях.
Лучи света, падающие на матовую поверхность, отражаются под
различными углами. Отражения лучей от гладкой полированной
поверхности идут в одном направлении, и поэтому мы видим зеркальное
изображение. Лучи света отражаются от зеркальной поверхности под
углами, равными углам падения этих лучей. Чем ярче источник света, тем
сильнее будет сила света отраженного луча. Она зависит также от степени
гладкости отражающей поверхности. Четкие отражения наиболее заметны
на гладких и полированных поверхностях. Зеркальное изображение каждой
точки предмета лежит на продолжении перпендикуляра, проведенного от
нее к плоскости зеркала. Зеркальное изображение как бы находится на
таком же расстоянии за зеркальной плоскостью, на каком находится от нее
дающая отражение точка.
Отражение в плоском зеркале равно отражающемуся предмету и
подчинено тем же законам перспективного изображения, как и сам предмет.
Отражения горизонтальных линий в воде также горизонтальные, отражения
вертикальных линий вертикальные. Отражающиеся линии имеют
направления, параллельные линиям самих предметов, и общие с ними
точки схода.
На следующих рисунках показано, как построить отражения прямых линий,
имеющих различные направления. Нарисован возвышающийся над
поверхностью воды шест. Он расположен параллельно плоскости листа и
наклонен в левую сторону. Мы видим, что верхняя точка шеста а
отражается на опущенной вниз из этой точки вертикали, причем расстояние
отражающейся точки (а1) в воде до поверхности равно расстоянию от
поверхности воды до самой точки а.
Наклон и величина отражения всего
шеста повторяют его рисунок, но в
опрокинутом виде.
Вертикальному направлению шеста b
соответствует такое же положение его
отражения. Аналогичное направление
отражения будет и при наклоне шеста в
сторону зрителя или от него. Шест c c3
имеет наклон вправо и несколько в
сторону зрителя. Верхняя точка с отстоит
от поверхности воды (то есть от c2) на
таком же расстоянии, на каком ее отражение c1 находится ниже c2. Шест d
—d3 мы видим возвышающимся над водой с наклоном его в глубину