Конспект урока "Технология ажурного выпиливания лобзиком" 5 класс

ТЕМА: ТЕХНОЛОГИЯ АЖУРНОГО ВЫПИЛИВАНИЯ
ЛОБЗИКОМ
Цель: Ознакомление с историей и традициями русских народных
промыслов деревообработки. Формирование умений ажурного
выпиливания по дереву.
Задачи:
- ознакомление с культурными традициями русской народной
резьбы по дереву;
- изучение технологии ажурного выпиливания лобзиком;
- организация рабочего места резчика, правила безопасной работы с
инструментами и приспособлениями;
- развивать творческие способности у учащихся.
Оборудование: чертежные инструменты, образцы работ,
рисунки, копирка, коловорот, сверла, шлифовальная шкурка, лобзик,
приспособление для пиления лобзиком, инструкции по технике
безопасности.
Ход занятия
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из самых
древних народных промыслов – с одним из видов деревообработки. Затем
изучим технологию изготовления ажурных изделий из дерева. Познакомимся
с инструментами, с помощью которых мастера изготавливают свои изящные,
неповторимые изделия. Но прежде чем приступить к работе, давайте
поговорим об истории возникновения ажурной резьбы. Как вы считаете,
почему деревообработка считается самым древнейшим народным
промыслом? (Ответы детей).
Учитель: Почему в народе и сейчас самыми популярными являются
художественные ремесла, связанные с обработкой дерева?(Ответы детей).
Учитель: Сколько прекрасных образцов деревянной архитектуры и
художественного творчества оставили нам наши предки. Во многих музеях
нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы,
топора и стамески создали уникальные произведения архитектуры и резного
декора. На слайде мы видим модель деревянного Коломенского дворца XVII
века, выполнена резчиком Д.А.Смирновым, которая хранится в
Государственном музее - заповедник «Коломенское».
Целые артели плотников, столяров, резчиков ходили из города в город,
из деревни в деревню, где своими руками, трудом и талантом создавали
удивительные произведения зодчества, украшали жилье и быт резными
изделиями. И поныне как сказочные терема стоят в резком узорочье древние
храмы, княжеские палаты и простые избы. Наибольшее развитие домовая
резьба получила к началу ХХ века. Каждый хозяин стремился наряднее
украсить резным декором свое жилище.
1- Полотенце
2- Причелина
3- Слуховое окно(солнышко)
4- Кисть
5- Подзор
6- Очелье наличника
7- Низ наличника
8- Торцевая доска
Резьбой украшали все детали дома причелины и полотенца, слуховые
окна и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, крыльцо с
навесом, лестничный вход с перилами, очелья калиток, ворот, ограды.
Тому подтверждению мы видим резной декор дома «Абрамцево»
архитектор В.А.Гартман и интерьер дома Петра I, его кабинет, выполненный
в XVI-XIX веке.
Домовая резьба не была однотипной и монотонной, она выполнялась в
разной технике и подразделялась на виды. Каждый вид резьбы отличался по
характеру, поэтому резные элементы выполняют в той технике, которая
наиболее выигрывает и увязывается с архитектурой дома.
В конце ХIХ начале ХХ века преобладающей в украшении деревянных
домов становится прорезная резьба.
Большое внимание на мотивы прорезной резьбы оказали народная
вышивка и плетение кружев.
Рис.1.
По узорам мы видим как они напоминают нам ажурную резьбу. Образцы
шитья хранятся в Государственном историческом музеи, изготовленные в
17веке. В них просматриваются великолепные сочетания жемчугов,
драгоценных камней и золотой нити.
Указка рис.1. «мастерские Московского Кремля. Дерево, золотая парча,
драгоценные камни, жемчуг она принадлежала царю Алексею Михайловичу.
Указка вышита русскими мастерицами шелковыми нитями в сочетании с
драгоценными камнями и жемчугами.
Резьба на карнизах домов или украшающая балкончики светелок
напоминает кружево подзора, поэтому ажурные прорезные доски,
свисающие с карнизов, и называют «подзорами». Полотенца и причелины
(названные по аналогии с вышивкой), фризы и карнизы, обрамление
наличников домов делают в одном стиле прорезной резьбе. Прорезная
резьба часто накладывается в два - три слоя, образуя своеобразную бахрому,
которая придает легкость и ажурность всему дому.
Мы видим сейчас великолепные произведения искусства прорезной и
ажурной резьбы XVI века «Алтарные врата из Галича», изображение на
рисунке слева и справа надпрестольная сень Преображенского собора
Соловецкого монастыря.
Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной.
Выполняют ее в основном лобзиком, например, выпиливая контуры
различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то
просматриваться, например, в дверях, буфетах, ширмах, а так в оконных
наличниках. При этом способе резьбы удаляют фон, а в качестве него
используют яркую ткань или другие материалы. Плоскую, прорезную и
контурную резьбу использовали в основном для украшения мебели русские
мастера. Прорезная резьба с рельефным рисунком называется ажурной.
«Ларец теремок» 1840 год. Сквозная, ажурная выемчатая резьба.
Музей В.А.Тропинина. На боковой стороне просматривается рельефный
рисунок(силуеты детей). «Стул» дерево, кожа - обстановка русского дома 17
века. Сиденье, спинки обивались ярким турецким бархатом, цветной кожей с
тисненным узором, ножки украшали ажурной резьбой. Стулья и кресла в
старину считались почетной мебелью, их предлагали гостям.
Этой резьбой украшали мебель, выполнению в стиле барокко и рококо.
Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то
ее называют накладной.
Техника прорезной и ажурной резьбы довольно проста. Для ее
выполнения на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки
из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку.
На размеченной и закрепленной заготовке в вырезаемых контурах
просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают по
контуру узора на выпиловочном столе. Затем изделие зачищают шкуркой или
стамеской снимают фаски по торцам рисунка. Готовое изделие покрывают
лаком и морилкой при необходимости выполнения работы в цвете.
Самым производительным инструментом для выполнения прорезной,
ажурной, накладной резьбы, безусловно, является электролобзик.
Учитель: Ребята! Как вы считаете какие инструменты и оборудование
нам необходимы для выполнения работы.
Учащиеся: Столярный верстак, лобзик, коловорот, сверла, чертежные
инструменты.
Учитель: Давайте вспомним устройство инструментов и оборудования.
ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ
Вопрос №1: Рассказать устройство
столярного верстака, Т.Б.?
1 ……………………………
2 ……………………………
3 ……………………………
4 ……………………………
5 ……………………………
6 ……………………………
(Ответ учащегося: 1-подверстачье; 2-рабочая доска; 3-проушены;
4-лоток; 5- передний зажим; 6-боковой зажим.)
Учитель: Вопрос №2: Устройство лобзика, приемы работы с ним и Т.Б.?
1………………………..
2………………………...
3………………………..
4………………………...
(Ответ учащегося: 1-рамка, 2-ручка, 3,4-зажим)
Учитель: Вы помните ребята, как правильно закрепить пилочку в
лобзике? Какое приспособление нам необходимо для работы?( Ответ
учащегося)
Рис.1.Приспособление Рис.2. Выпиловочный столик
для стягивания рамки
лобзика
Учитель: Вопрос №3: Устройство коловорота, виды сверл, Т.Б.?
1……………………..
2……………………..
3……………………..
4……………………..
5……………………..
1……………………
2……………………
3……………………
( Ответ учащегося: 1-упор, 2,3-ручка, 4-патрон, 5-сверло)
( Ответ учащегося: 1-спиральное, 2-винтовое, 3-ложечное)
Демонстрация учащимися приемов сверления отверстий
а б
Рис.3. Приемы сверления
а - в зажиме верстака, б - на подставке
ТЕХНИКА БЕЗОБАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНСТРУМЕНТАМИ
- при работе с коловоротом:
1. Надежно закреплять заготовку и подкладную доску на верстаки;
2. Надежно, без перекоса, закреплять сверло в патроне;
3. Ручку коловорота или дрели вращать свободно, без больших
усилий;
4. Коловорот или дрель класть на верстак сверлом от себя.
- при работе с лобзиком:
1. Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и
исправными ручками;
2. Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку;
3. Надежно закреплять пилку в рамке лобзика, наклон зубчиков к
ручке;
4. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не
наклоняться низко над заготовкой;
5. По окончании работы уборку производить щеткой-сметкой.
Рис.4. Положение при пилении
Учитель: Сегодня мы выполним технологическую карту резного изделия
(настенное панно).
Перед началом выполнения практической работы давайте посмотрим на
образцы работ выполненных учащимися нашей школы. Может быть одно из
них вас заинтересует. Слегка изменив рисунок внутри панно, мы можем
получить совсем иное изделие, или создать свое из образцов орнаментов.
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ №50
Эскиз и технологическая карта настенного панно.
(Работа со всеми учащимися).
Технологическая карта
п/п
Последовательность
выполнения операций
Графическое изображение
Инструменты и
приспособления
1
Выбрать заготовку под
размер на рамку и фон
Карандаш,
линейка, фанера
2
Пиление, отделка заготовок
Ножовка, упор,
наждачная
бумага
3
Разметка на заготовке
орнамента и рисунка
Чертежные
инструменты
(копирка,
калька,
рисунки,
орнаменты)
4
Сверление отверстий ø 3мм
Дрель,
сверло ø 3мм
5
Выпиливание по контуру
разметки
Лобзик,
пилочки,
выпиловочный
столик
6
Отделка изделия
Наждачная
бумага
7
Художественная отделка
Краски, кисть
8
Изготовление рамки,
пиление древесины
Стусло,
чертежный
инструмент
9
Сборка изделия, отделка
Клей, гвозди,
молоток, лак,
кисть
Учитель: По желанию вы можете воспользоваться образцами рисунков и
изделий, чтобы выполнить свое изделие.
Объекты труда. Элементы для фасада зданий, рамки.
Резные изделия
Рис.1. Светильник
Рис.2. Поставка «Книжная»
Рис.3. Подставка для бумаг
Рис.4. Рамочка для фотографии
Рис.5. Полочка «Петергофская»
Рис.6. Полочка «Начальная»
Рис.7. Орнамент на наличники окон, Рис.8. Петушок на крыше -
внешних и внутренних дверей символ гостеприимства
Вводный инструктаж
Перед началом выполнения практической работы я хочу познакомить вас с
правилами выпиливания лобзиком. Старайтесь не наклоняться над лобзиком,
держать его вертикально, свободной рукой поворачивайте фанеру с рисунком
так, чтобы линия рисунка подходила под пилочку, а не наоборот, причем
пилочка должна все время находится в круглом отверстии упорной дощечки.
При очень крутых поворотах нужно сделать несколько «холостых» движений
лобзиком, не нажимая на пилочку и постепенно поворачивая фанеру.
Выпиливание следует начинать со средних контуров орнамента, с учетом
того, чтобы за внешним контуром был запас поля не более 10см.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – 4часа
Изготовление ажурного резного изделия по этапам технологической карты.
Подведение итога занятия.
а проверка работ, выявление лучшей работы учащихся;
б выявление недочетов в работе, причина их появления;
в уборка рабочих мест;
г сдача инструментов.
Учитель: Сегодня мы с вами узнали историю появления наиболее
древнего вида декоративного искусства – ажурной, прорезной резьбы.
Познакомились с работами наших предков, которые и по сей день
хранятся в различных музеях нашей страны и являются исторической
ценностью. Познакомились с технологией ажурного выпиливания
лобзиком. Создали свои красивые изделия, которые будут радовать вас
и ваших близких, украшая интерьер дома.