Проект "Разделочная доска с элементами контурной резьбы"

КГУ «Средняя школа 2 города Тайынша»
Сержантов Сергей Александрович
Проект
«Разделочная доска с элементами
контурной резьбы»
Проблема
1. Контурная резьба по технике ее исполнения является самой простой.
Действительно, линейный, несколько углубленный рисунок из прямых,
извилистых или ломаных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на
ровной поверхности древесины, четко очерчивающий контур изображения,
выглядит несколько резким и жестковатым. Техника эта широко применяется в
русской народной резьбе: в ней выполнены различные орнаменты на деревянных
резных элементах дома, в декоративных резных панно, при изготовлении мебели,
посуды, сувениров. Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает ее
художественной выразительности. Контуром режут всевозможные элементы
орнамента прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций, разные по
глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или
фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы имеют очень
большое распространение.
2. Цель.
Разделочная доска с орнаментом, выполненная в технике контурной резьбы.
Поволжье, начало XX в.
Разделочная доска предмет кухонной утвари, предназначенный для нарезания, реже
разрубания продуктов питания.
1 Виды
2 Формы
3 Разделение по продуктам питания
4 Материалы
5 Ссылки
Круглая торцевая разделочная доска из акации
Разделочная доска в основном служит для нарезания продуктов питания в процессе их
приготовления, или непосредственно перед подачей на стол. Также существуют доски,
используемые исключительно для сервировки и подачи готовых блюд на стол. Подобные
доски существуют в культуре японской кухни. Иногда разделочные доски используют
как подставки под горячие сковороды, в которых подается блюдо. Отдельную группу
составляют декоративные разделочные доски, украшенные орнаментальной резьбой, с
нанесенными рисунками, как красками, так и методом выжигания. Использовать такие
доски для нарезания продуктов питания не рекомендуется, так как в пищу могут попасть
частицы краски, лакового покрытия. Разделочные доски, предназначенные для
разрубания свежего мяса, птицы с помощью поварского секача, иногда называют
колодами, хотя последние являются отдельным предметом утвари чаще используемым на
предприятиях общественного питания, рынках, мясных магазинов или отделов и т. п.
3. Формы
Традиционная разделочная доска имеет прямоугольную форму. Размеры разделочных
досок используемых в быту сильно разнятся, от 10 см на 15 см, до 30 см на 40 см и
больше. Толщина разделочной доски, редко превышает 2-3 см. Разделочные доски из
пластика как правило значительно тоньше, 5-10 мм. Так же встречаются круглые,
овальные, в виде силуэта рыбы разделочные доски, доски сложной геометрической
формы предназначенные, например, для использования в комплекте с раковиной. Часто
доски имеют ручки для переноса и манипуляций при мойке, типы ручек различны, от
выступов из материала доски, до металлически или пластиковых элементов, иногда
встречаются доски с углублениями в торце. Большинство досок имеет отверстия, за
которые они могут быть повешены для хранения. На досках некоторые производители
наносят канавки, шириной 4-7 мм, и глубиной в 2-4 мм, вдоль контура доски, это
позволяет избежать стекания жидкости выделяющейся из продуктов питания при
нарезке, на поверхность стола. Доска, предназначенная исключительно для нарезания
хлеба, может иметь значительное количество канавок по всей поверхности,
предотвращающих рассыпания хлебных крошек. Иногда в комплект с разделочной
доской включается керамическая или стеклянная ёмкость ,устанавливаемая в
специальное углубление на доске, и может использоваться как место временного
размещения нарезанных продуктов, или отходов разделки продуктов.
Разделение по продуктам питания
Рекомендуется иметь несколько разделочных досок для разных продуктов питания,
маркированных. Это позволяет минимизировать вероятность появления инфекционных
заболеваний связанных с контактом сырых и готовых продуктов питания. Существуют
санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания,
изготовлению и оборото способности в них пищевых продуктов и продовольственного
сырья от 6 ноября 2002 года, в которых установлены правила маркировки:
«В целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь
закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку. Разделочные доски и
ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: „СМ“ сырое
мясо, „СР“ сырая рыба, „СО“ сырые овощи, „ВМ“ — варёное мясо, „ВР“ — варёная
рыба, „ВО“ — вареные овощи,
„МГ“— мясная гастрономия, „Зелень“, „КО“ — квашеные овощи,
„Сельдь
46
, „X
й
хлеб, „РГ“ рыбная гастрономия.» Кроме того ряд продуктов
питания, например свежая рыба, имеет ярко выраженный запах, наличие которого на
иных продуктах сильно снижает вкусовые характеристики приготовленного блюда. В
Евросоюзе принята цветовая система разделения разделочных досок по продуктам
питания. Стандарт описан в НАССР (от англ. Hazard Analysis and Critical Control Points
анализ опасностей и критические контрольные точки). Белый цвет разделочной доски
для молочных продуктов, зелёный овощи, синий или голубой морепродукты,
жёлтый — сырая птица, красный — сырое мясо.
Для новой доски желательна сквозная пропитка натуральным воском
,растворённым в масле.
4. Материалы
К разделочным доскам предъявляются противоречивые требования, с одной стороны
материал должен быть достаточно твердым, чтобы не оставалось следов реза, царапин, в
которых могут оставаться частицы продуктов питания, с другой стороны разделочная
доска должна быть достаточно мягкой, чтобы не затуплялась и не выщербливалась
режущая кромка ножа. Так же разделочная доска не должна впитывать влагу, запахи.
Наиболее приемлемым оказывается дерево твердых пород, таких как берёза, дуб, бук.
Часто используют древесину экзотических пород дерева, таких как гевея, акация. Гевея
практически не впитывает влагу, достаточно тверда и имеет очень красивую структуру.
Для изготовления декоративных разделочных досок кроме того используется кедр,
осина, сосна. Деревянные доски могут быть сделаны из цельной доски, а могут
набираться из отдельных досок, склеенных в единый пакет. Последний вариант
обеспечивает экономный расход материала, а также частично предотвращает
деформацию доски при намокании. Существуют доски, выполненные из спила дерева
(англ. end grain), рез происходит на торце. Как правило, это наборные доски, из
отдельных брусков, склеенных в единый пакет. Распространены доски выполненные из
пластика, как правило, полипропилен. Они превосходят деревянные по гигиеническим
требования, но значительно уступают в эстетическом плане. Так же пластиковые доски
слишком скользкие, что усложняет обработку таких продуктов как рыба, сырое мясо и
подобных. Доски, изготовленные из стекла, натурального камня, керамики могут быть
использованы для подачи блюда на стол, но использовать их для разделки продуктов
питания нецелесообразно, так как очень сильно страдает режущая кромка ножа, нож
быстро тупится. Однако существуют некоторые виды операций, например, при
обработке рыбы, когда рез происходит в горизонтальной плоскости, и режущая кромка
ножа не касается доски, в этом случае использование подобных досок приемлемо.
Контурная резьба требует навыков свободного владения резчицким инструментом,
аккуратности и внимания. Для выполнения контурного рисунка, в зависимости от его
mm ГПГПГ
сложности, применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески-косячки,
стамески-уголки, полукруглые стамески, клюкарза, отлогие стамески, а в отдельных
операциях используют и прямые стамески.
Основной инструмент для контурной резьбы:
1,2- ножи-косяки; 3, 4 - ножи-резаки; 5, 6 - стамеска-косяк; 7, 8 - стамеска-уголок; 9, 10-
полукруглая стамеска; 11 отлогая стамеска; 12 - клюкарза-уголок; 13 - клюкарза
полукруглая
Теперь рассмотрим последовательность, технику и приемы выполнения контурной
резьбы. Сначала на заготовке делают разметку и наносят рисунок. Рисунок орнамента (а в
технике контурной резьбы выполняются в основном орнаментальные композиции)
наносят на поверхность древесины карандашом от руки или переводят с оригинала через
копирку. Кстати, не берите, слишком свежую копирку, так как хотя она и дает четкий
рисунок, но этот рисунок чрезвычайно легко пачкается "сводится" рукой. И еще одно
предварительно линии контура рисунка необходимо подробно проработать на бумаге
в 5 шаблоне. Правильно построенная и красиво (изящно)! нанесенная линия во многом
определяет художественную ценность резного украшения. Рисунок можно наносить как
на чистую, неотделанную поверхность, так и на лакированную. Чтобы рисунок,
нанесенный на неотделанную поверхность, не стерся во время резьбы, линии его с
помощью кисточки покрывают прозрачным лаком.
В начале освоения техники резьбы по дереву контурную резьбу лучше всего выполнять
на древесине мягких пород липе, осине, уж после, когда выработаются необходимые и
уверенность, и навыки ведения работы, можно будет вести работу на древесине более
твердых пород.
Резьба косячком:
1 - последовательность выполнения работ: а - надрезание; б - подрезание; 2 - работа
одной рукой: а - на себя; б - от себя; 3 - работа двумя руками: а - на себя; б - от себя
Для получения закруглений разных радиусов нужно использовать косячки и резаки с малым
углом заточки клинка. Ножом-косячком
Работу вести лучше стоя, так как это даст вам большую свободу движения. При работе
правой рукой держат резец за черенок (ручку), а левой придерживают и направляют
лезвие. Рассмотрим приемы выполнения контурной резьбы различными инструментами.
Резьба косячком выполняется в два приема надрезание (иногда еще говорят
"зарезание") и подрезание. При работе, держа нож-косяк лезвием на себя и несколько
наклонно, плавно и уверенно, преодолевая сопротивление древесины, вводят в нее лезвие
и с усилием ведут по линии рисунка, направляя движение лезвия большим пальцем левой
руки, упираясь им о боковую плоскость резака, стараясь, чтобы глубина надреза была все
время одинаковой. Надрезав линию с одной стороны рисунка, отступив от рисунка на 1-
1,5 мм в противоположную сторону, приступают к подрезанию уже надрезанного
контура, при котором положение ножа в руке остается неизменным, за исключением того,
что наклоняется он в сторону отступа на такой же угол, как и при надрезании. В
результате описанных действий из-под ножа выходит трехгранная древесная полоска
"соломка", а на заготовке вместо нее остается двугранная выемка.
можно резать как на себя, так и от себя, наклоняя его при этом во все стороны. При
резьбе розеток или орнаментов с кривыми линиями ширину и глубину двухгранных
выемок делают разными это необходимо для большей выразительности рисунка и
формы. Косячок в этом случае держат носком в глубине древесины для утончения линии,
а выход к поверхности и заужение линии на нет, делают пяткой. Если вершины сторон
розетки сходятся в центре, то начинают резать носком от края окружности, а к середине
обязательно выводят пятку косячка, так как иначе возможны сколы древесины.
Резьба линий полукруглыми стамесками (стрелками показано направление
движения инструмента, цифрами — порядок выполнения работы)
Резьба линий полукруглыми стамесками. Контурную линию с полукруглой выемкой
режут крутыми, средними и отлогими стамесками. Рассмотрим приемы резьбы на
примере небольшой розетки. Крутой стамеской надрезают лепесток в закруглении с
малым радиусом. При этом лезвие вводят в древесину в начале линии и, вращая
стамеску, совмещают лезвие с кривой, наклоняя ее к центру розетки. Затем участок с
большим радиусом кривизны продолжают надрезать средней стамеской, а на участке,
Приближающемся по начертанию к прямой с незначительной кривизной, надрез
заканчивают отлогой стамеской. Таким образом, проходят все лепестки розетки.
Центральную окружность, имеющую малый радиус кривизны, надрезают крутой
стамеской. Подрезку контура по участкам с внешних сторон выполняют стамесками
более пологими, чем надрезы по этим участкам.
Резьба линий крупных орнаментов полукруглыми стамесками и уголками. В домовой
резьбе линии в технике контурной резьбы можно выполнять полукруглыми стамесками с
высокими бортами и клюкарзами. Вырезанная этими инструментами линия представляет
собой полукруглую выемку на плоскости древесины.
Двугранную выемку режут стамесками-уголками и клюкарзами- уголками. Кривые линии
очень удобно резать клюкарзами, так как по причине их конструктивной особенности их
довольно успешно можно поворачивать во время ведения линии и менять угол наклона,
что значительно расширяет маневр движений резчика.
Резьба крупных орнаментов с более глубокими выемками с использованием киянок.
Отметим, что в этом случае стамески должны быть особенно острыми. Также обратите
внимание на строение слоев древесины, собираясь применить указанный способ. Не
торопитесь одним ударом киянки пройти большое расстояние резцом.
Резьба линий крупных орнаментов с помощью: а - полукруглой стамески, б
- стамески-уголка, в - киянки
Это приведет только к срыву инструмента и порче заготовки, иногда непоправимой.
Ведите работу методично, ритмично, лучше всего, если при работе вы выберете удобный
для вас ритм-ударов. Некоторые резчики не любят держать инструмент неподвижно, а
предпочитают во время продвижения его под ударами киянки, слегка доворачивать его
кистью вправо-влево, совсем незначительно, облегчая тем самым продвижение острия
сквозь волокна древесины, как бы создавая для него предварительный зарез, своего рода
плацдарм, но при этом избегая виляния инструмента по оси рисунка и возникновения
волнистости выемки.
Подчистку стыков линий резьбы удобнее делать двумя руками, направляя лезвие
стамески левой рукой, а правой делая нажим и надрез. Подправлять и подчищать
двухгранную выемку при резьбе уголком хорошо ножами-косячками и резачками.
Чеканка фона вокруг контура рисунка нередко делается при использовании в
композициях растительных и животных мотивов.
В этом случае фон вокруг контура рисунка режут полукруглыми стамесками или
клюкарзами в виде неглубоких линий или хаотических выемок, напоминающих следы от
ударов молотком или чем-либо еще, что придает резьбе весьма живописный вид,
позволяет зрительно "поднять" изображение из плоскости фона, сделать его более
значимым. Если орнамент имеет крупный и глубокий контур, то фон иногда делают в
виде мелкой сетки из прорезок, что также лучше выявляет рисунок. Такой прием имеет
смысл использовать только в том случае, когда в композиции имеются крупные
замкнутые участки контурного рисунка. Линейный ажурный рисунок с незамкнутыми
контурами не имеет смысла помещать на чеканенный фон он просто исчезнет в хаосе
насечек.
Контурная резьба с чеканкой фона:
а - выемка стамеской-уголком; б - мелкими порезками полукруглой стамеской; в - в виде
сеток косячком; г - извилистыми линиями стамеской-уголком
Чтобы усилить выразительность контурной резьбы, изделия тонируют в темные, нередко
черные тона, на которых контурные углубления смотрятся наиболее четко. Очень
впечатляющими выглядят работы в технике контурной резьбы, выполненные "по
черному лаку", в которых фон абсолютно черный с зеркальной поверхностью, а рисунок
резьбы на нем удивительно ярок. Хочется, однако, предостеречь начинающих
резчиков, чтобы они не брали для своих работ живописных или каких-либо еще сюжетов.
Поскольку контурная резьба предназначена для декорирования предметов обихода,
лучше всего ограничиться чисто орнаментальными мотивами.
Орнамент в технике контурной резьбы режут косячком. Кривые линии резать нужно
плавно, не отрываясь, сначала с внешней, а затем с внутренней стороны контура. При
увеличении кривизны линии пятку косячка поднимают над материалом. Если правильно
выявлены формы орнамента путем изменения глубины и ширины прорезаемых линий,
контурная резьба может быть очень выразительной, несмотря на то, что она ограничена в
своем художественном арсенале только выполнением разнообразных линий. Наиболее
крупные формы, например, можно подчеркнуть более резкими (глубокими и широкими)
линиями. Таким образом, можно достигнуть даже многопланового деления по глубине
восприятия отдельных частей орнамента в зависимости от их места в иерархии
значимости сложной композиции.
Варианты конструкции.
Современные художники-резчики пользуются наряду с классическими приемами
резьбы также и собственными. Так, например, очень выразительным является
прием, при котором внутренний надрез делают вертикально, а вот зато внешний
настолько полого, что порой линия рисунка возникает из одной только светотени от
ступеньки, образованной этой необычной подрезкой. Таким образом, может быть
создан эффект пространственного восприятия крупных, иллюзорных, размещенных
в плоскости доски, масс. Этим, можно сказать, исчерпывается арсенал основных
приемов выполнения контурной резьбы, освоив которые, вы сможете резать
орнаменты любой сложности для украшения дома снаружи или в интерьере
Полирование
Вощение
Лакирование
Аппликация
Резьба
Обжигание
Окрашивание
морилкой
инкрустация
Способы отделки.
Нам понравился вариант окрашивания
изделия морилкой, вырезания резьбой,
обжигания и лакирования
Фанера
многослойная
Доска не
обрезная
Шалевка
1 it
Наиболее доступным материалом для
изготовления нашего изделия является доска
обрезная липы, толщиной 20 мм. Древесина
имеет белый цвет, хорошо обрабатывается и
поддается художественной обработке.
Используемый материал.
|
Литература.
1. Симоненко В., Бронников Н.Л.,
Сомородский П.С., Синица Н.В.
Технология: Учебное пособие для
учащихся 8 кл./Под редакцией В.Д.
Симоненко.-М; «Вентана - Графф».,
2001.*с.:ил.
2. Тарасов Б.В. «Самоделки школьника»-
М;ТТросвещение, 1977 г.
3. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т.
«Технология». Уч. Пособие для учащихся 7 кл. М.:
«Вентана - Графф», 2002 г.