Презентация "Головные уборы. История"

Подписи к слайдам:
  • Как носили головные уборы на Руси?..
  • И какие они были?
  • Об этом - в данной теме урока.
  • Головные уборы
  • автор: Бобкова Т.А. учитель швейного дела СКОШИ VIII вида
  • история
«По Сеньке шапка, по Фоме колпак».
  • Знакома ли вам эта поговорка?
  • В старину мужчины в основном носили шапки. Причём по шапке можно было определить к какому сословию относится человек: чем знатнее род, тем выше шапка.
  • Отсюда появилась поговорка:
  • «По Сеньке шапка,
  • по Фоме колпак».
  • Самые высокие шапки
  • были у бояр.
  • 3
  • Женскому головному убору уделялось особое внимание.
  • По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
  • 4
  • Девичий головной убор отличался
  • от головного убора замужней
  • женщины, так же как и прическа.
  • Девушка могла носить волосы
  • распущенными или заплетать их
  • в одну косу.
  • Замужние крестьянки плели две косы и
  • укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Отсюда формы головного убора: у женщины - покрывающие волосы, у девушек - оставляющие их открытыми. Непокрытые волосы у девушек считались показателем «чистоты»
Девичьи головные уборы:
  • Девичьи головные уборы:
  • повязки, венцы, перевязи, коруны
  • У каждой девушки и женщины было
  • несколько головных уборов:
  • на каждый случай свой.
  • Их хранили в специальных
  • отделениях сундуков вместе с
  • украшениями и передавались по
  • наследству от матери к дочери и
  • являлась непременной частью
  • приданого зажиточной невесты.
  • Повязки носили невестившиеся девушки.
  • Это была «девья красота», с которой невеста прощалась на девичнике.
  • 6
Замужним женщинам полагалось прятать волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хотя бы прядь волос. Домовой легко мог утащить неосторожную женщину на чердак за непокрытые волосы. А разгневанное божество могло наслать на неё болезнь или неурожай. Отсюда пошло выражение: «опростоволоситься»
  • 7
В женском головном уборе отражалась идея неба. Да и сами головные уборы имели птичьи названия: «кика» произошло от слова «кичка» - утка; «кокошник» от слова «кокоть» - петух» «сорока» - от названия птицы.
  • В женском головном уборе отражалась идея неба. Да и сами головные уборы имели птичьи названия: «кика» произошло от слова «кичка» - утка; «кокошник» от слова «кокоть» - петух» «сорока» - от названия птицы.
  • кика
  • кокошник
  • сорока
  • Женщины носили  кокошники
  • полумесяцем, вышитые на
  • бархатной или шелковой основе.
  • Первый раз кокошник
  • надевали в день свадьбы,
  • затем носили его по большим
  • праздникам до рождения первого ребенка.
  • После этого женщины носили
  • волосники
  • и платки.
стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды. Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.
  • Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато:
Кичка отличалась разнообразием
  • Кичка отличалась разнообразием
  • и фантазийностью решения.
  • Только по форме различают кички:
  • рогатые, копытообразные,
  • лопатообразные,
  • котелкообразные,
  • в виде обруча,
  • овала, полуовала и т.п.
  • головной убор — «сорока»
  • с платком сверху.
  • Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка
  • Сорока
  • 12
  • Платки сначала повязывали поверх головного убора,
  • а позже стали надевать самостоятельно.
  • Носили так же платки и шали, которые изготавливались из различных тканей и имели разные названия:
  • бумажные,
  • кисейные
  • шелковые,
  • кашемировые,
  • персидские,
  • французские,
  • ковровые,
  • аглицкие и др. .
  • Платки, шали
  • 13
В современной жизни старинные головные уборы используются в качестве элемента концертных костюмов.
  • 14
Сохранился обычай женщинам и девушкам покрывать голову при посещении храма
  • А также во время паломничества и крестного хода
  • 15
Расшифруй словограмму:
  • п
  • к
  • и
  • ч
  • а
  • к
  • к
  • о
  • л
  • п
  • а
  • к
  • ш
  • а
  • п
  • к
  • а
  • с
  • о
  • р
  • о
  • к
  • а
  • ш
  • а
  • л
  • ь
  • о
  • в
  • я
  • з
  • к
  • а
  • к
  • о
  • р
  • у
  • а
  • в
  • о
  • л
  • о
  • с
  • н
  • н
  • и
  • к
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
«По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий.
  • «По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий.
  • Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, его головной убор, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и так далее. Но и в наши дни эта поговорка не утратила своей актуальности …
Используемая литература:
  • 1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”, 1993
  • 2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985
  • 3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988
  • 4. Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989
  • 5. Журнал «Школа и производство» №1/90
  • 18