Конспект урока "Техника вышивания «Изонить»" 3 класс

Техника вышивания «Изонить»
Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества
предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным.
Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до них
нехудожественные вещи- художественными, тем самым формируя сознание, духовный
облик человека. / А.Б.Салтыков/
Каждый ребенок любит и по- своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами,
красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими инструментами и
материалами. А можно выполнить рисунок нитью на жесткой основе с помощью иголки.
Изонить , или ниткография ,- в настоящее время пользуется необычайной
популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ.
Родиной нитгографии считается Англия. Согласно одной версии , техника была придумана
английскими ткачами. Они создавали картины, особым образом переплетая шнуры на
деревянной основе с вбитыми в нее гвоздями. Сегодня любители рукоделия упростили
эту технику, отказавшись от гвоздей и заменив древесину более доступными
материалами. Вторая версия гласит, что создательницей техники ниткографии является М
известная английская исследовательница и математик Мэри Эверест Буль, автор серии
книг, одна из которых -«Подготовка ребенка к восприятию науки»(1904)- имела очень
большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест
Буль изобрела для того, чтоб помочь детям в изучении геометрии.
Занятие изонитью доступно и интересно людям практически любого возраста. Оно
развивает фантазию и художественный вкус, в пожилом возрасте помогает тренировать
память. Дети могут им заниматься с 6-7 лет. Этот вид рукоделия воспитывает усидчивость,
аккуратность, развивает абстрактное мышление, навыки плоскостного моделирования,
глазомер, мелкую моторику и координацию движений рук. «Умные руки» всегда
помогали голове думать. Так считали многие великие ученые: Менделеев, Ньютон,
Максвелл, Эйнштейн. В Англии и США во многих школах знакомят учащихся с техникой
ниткографии, для этого издаются учебные пособия.
Графические произведения , выполненные в технике изонити, выглядят очень
эффектно. Отличие этого вида вышивки от других в том, что с помощью нитей создаются
графические произведения , отсюда и другое название техники- ниткография. С помощью
этой технологии можно создавать великолепные открытки, обложки, закладки, панно;
можно декорировать предметы быта - например, подарочные коробки, светильники,
украсить нитяной графикой сумку, шляпу, голенище сапога, изготовить объемные серьги
на скрученной пружинкой проволоке.
Для работы не требуется каких-либо сложных приспособлений и материалов, нужны:
карандаши, линейки лекала для вычерчивания дуг, овалов и завитков, циркуль, нитки,
ножницы, скот, клей для дублирования основы, иглы, шило или булавка с бусиной на
конце для прокалывания дырочек в основе и картон. В качестве подкладки при
прокалывании дырочек можно использовать толстый картон, резину или пенопласт.
В качестве основы для работы можно использовать кроме картона бархатную и
наждачную бумагу, кожу, искусственную замшу, приклеенные на картон сукно или обои.
Самый лучший вариант - однородный цветной картон, плотный и не слишком толстый.
Даже при случайных рывках нити (например, на стадии подтягивания стежка) он не
должен разрываться. Кроме того, такая структура картона позволяет прокалывать
дырочки ближе друг к другу, что положительно сказывается на ажурности изделия.
Правильно подобранные нитки являются основой восприятия картины. Нитки могут
быть самыми разными: обычные швейные нитки, мулине, ирис. Сложно работать тонким
шелком, мягкими, рыхлыми, ворсистыми нитками. Если при заполнении фигуры нитка
заканчивается, можно продолжить работу ниткой другого цвета, при удачном сочетании
ниток получается интересный цветовой эффект.
Практические задания предполагают повышение сложности изделий по мере
приобретения учащимися навыков. Сначала дети рассматривают образцы, анализируют
их структуру и приемы выполнения, сами выполняют упражнения по заполнению простых
геометрических фигур. Потом задания усложняются - дети учатся самостоятельно
моделировать простые предметы , выбирать основу и нитки для изделий. Следующий
этап работы - составление сложных композиций из отдельных элементов изображения;
воспроизведение рисунка по готовой схеме. Последовательное освоение техники
позволяет перейти к самостоятельному творчеству – методами ниткографии можно
передать любой задуманный образ, будь то изображение конкретных предметов и
существ или абстрактная композиция.
Начинать работу надо с подготовки чертежа в натуральную величину с учетом
особенностей техники заполнения. Затем подобрать основу и перенести на нее чертеж;
по разметке проделать отверстия и постепенно заполнить элементы рисунка вышивкой,
закрепляя концы ниток с обратной стороны скотчем. Чтобы избежать деформации
картона нить не надо сильно натягивать, но при слишком свободном натяжении нити узор
получится неотчетливым.
Принципы заполнения элементов рисунка довольно просты. Для освоения техники
изонити достаточно знать два основных приема : «Заполнение угла» и «Заполнение
окружности», следующие этапы изучения – заполнение треугольника, квадрата и ромба,
затем выполняется дуга и завиток. Любую сложную фигуру затем можно будет заполнять
по частям по правилам заполнения простых фигур. Правильные многоугольники удобно
разбивать на углы и треугольники; фигуры, имеющие плавные очертания, например
сердечко, заполняются по схемам, сходным со схемами заполнения окружности.
При выполнении предварительных упражнений начинать следует с углов, так как их
прошивать легче, чем окружности. Для этого с помощью линейки на изнаночной стороне
цветного картона нарисовать угол, разделить стороны углы на равное количество частей
(расстояние между дырочками от 2 до 5 мм). Делить стороны можно по линейке, но
лучше на глаз, развивая глазомер. Сначала разделить одну сторону угла пополам, затем
каждую из двух частей разделить еще раз пополам, затем каждую из четырех частей- еще
раз пополам. В той же последовательности разделить вторую сторону угла.
Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины, ее обозначить точкой «0». Затем
сделать проколы шилом, булавкой или иглой во всех точках, кроме вершины «0»; вдеть
нить в более тонкую иглу и заполнить угол по схеме, начиная с изнанки. Начинать
заполнять угол лучше с длинной стороны, так как при этом последующие нитки будут
поддерживать первую длинную. Первый стежок прокладывается от крайней верхней
стороны угла к первой точке рядом с вершиной на противоположной стороне угла. Затем
на изнаночной стороне сделать короткий стежок в соседнее отверстие на этой же стороне
угла и по лицевой стороне - длинный стежок в отверстие рядом с началом работы.
Продолжать в той же последовательности.
Следующее упражнение – разметка окружности (сначала небольшого радиуса – 30-
50мм) тем же способом. Что и угол: сначала пополам, затем каждую половину еще раз
пополам и так далее. Важно, чтобы точек было равное количество. Сделать проколы,
заполнить окружность в строго определенном порядке. Нитки прокладываются по
хордам, от длины хорды зависит размер внутреннего, не заполненного нитками круга.
Чем длиннее стежок, тем более заполненной будет окружность. При заполнении
окружности на лицевой стороне получается рисунок в виде звездочки, а на
изнаночной нить повторяет линию окружности. Овалы, спирали, завитки и дуги
прошиваются по тем же правилам, что и окружности. При прошивании прямых линий
используется «шов вперед иголкой».
Чтобы облегчить на начальном этапе работы процесс разметки, можно раздать детям
готовые шаблоны «угла», «окружности» с отверстиями (подобие перфокарты). Нужно
будет только перенести точки на картон и сделать отверстия. С такой работой успешно
справятся даже ученики первого класса. После того, как освоен алгоритм действия,
появляется желание творчества и самовыражения. Оригинальность работе придаёт не
только авторский рисунок, но и умело подобранное чередование нитей по цветам.
Изображение, прошитое в технике изонити, может быть только частью композиции,
вышивку можно сочетать с аппликацией, бисером, рисунком. Такие совмещенные
работы особенно нравятся младшим школьникам. Готовую работу можно наклеить на
лист картона большего размера контрастного цвета. Оригинальные работы становятся
прекрасными подарками, участвуют в выставках детского творчества.
Используемая литература:
1.Леонова О. В. «Рисуем нитью.» Москва, 2005.
2.Бурундукова Л. И. «Волшебная изонить.» Москва, «АСТ-ПРЕСС».
3.Лещинская Ю.С. « Волшебная изонить.» Минск: Харвест, 2011.