Конспект урока "Татарские народные головные уборы"


Тема: «Татарские народные головные уборы».
Цель: познакомить учащихся с основными вкусами
татарского головного убора, воспитать интерес и
любовь к искусству.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: репродукции
Музыкальный ряд: татарские мелодии.
Изучение нового материала
Мы с вами живём в многонациональной стране, где рядом живут
русские, мордва, татары. У каждого народа свой вид костюма.
Костюм в отличие от других видов декоративно-прикладного
искусства, связан с целым комплексом предметов, формирующих
его ансамбль. Это и одежда, обувь, головные уборы и изделия из
металла, ювелирные украшения. Головные уборы русских, мордвы
и татар разнообразны и удивительно красивы.
С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы
являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не только
декоративного оформления костюма, но и в своей орнаментации -
охранно- магическую роль. Головные уборы, входящие в единый
стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий.
Невозможно представить татарский костюм без искусно
расшитых калфаков и тюбетеек. Традиционными головными
уборами татар били разнообразной формы волосники, покрывала и
шапки. Девичьи головные уборы имели отличительную
особенность: они как правило имели шапкообразную или
калфакообразную конструкцию и надевались вшу волосника.
Волосы, заплетённые в две косы, располагались на спине и
оставались открытыми или покрывались специальными девичьим
украшением, а позже - лёгким фабричным платком.
Выделяются следующие типы и варианты девичьих шапок:
1 тип- шапочка с открытом верхом.
2 тип- шапочка с закрытом верхом.
3 тип - калфачки.
Традиционные головные уборы замужних женщин более
разнообразны и сложны. В отличие от девичьих они призваны
были закрыть не только голову женщин, но и шею, плечи, спину.
Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или
вязанные калфачки с вышивкой.
С 18 века в орнаментации калфаков широко начала
использоваться аппликация, крупные элементы цветов делались из
мелких кусочков ткани сложенной в треугольных в виде ушков.
Затем появляется большие бархатные калфаки с крупным
золотошвейным узором и бархатом, свисающих до самых плеч.
К середине 19 века калфаки становится короче, изящнее,
исчезают тяжелые кисти и бахрДля бархатных калфаков
характерно присутствие бисера только одного белого или
жемчужного цвета. На яркой основе удачно контрастируют белые,
будто заснежные цветы. Белый цвет- символ чистоты, любви.
На таких калфаках густой, богатый растительный орнамент
располагается на нижней прямоугольной части, а поверху тянулись
изящно-изогнутая веточка или стебелёк.
Мужские головные уборы делятся на домашние (нижние) и
выходные (верхние). К нижним головным уборам относятся
тюбетейка - тубэтэй, - полусферической формы, каляпущ - в форме
усеченного конуса.