Конспект урока "Инструменты и материалы для вязания крючком" 9 класс


Тема урока: Инструменты и материалы для вязания крючком
Цель урока: изучить материалы и инструменты для вязания крючком,
освоить основные приемы вязания.
Задачи урока:
1) обучающая: познакомить учащихся с историей вязания, научить
выбирать материалы и инструменты для вязания крючком, научить вязанию
цепочки из воздушных петель;
2) воспитывающая: воспитывать художественный вкус, аккуратность,
творческое отношение к труду.
3) развивающая: развивать умение работать в нужном темпе, координацию
движений, творческие способности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа,
практическая работа.
Оборудование и приспособления: набор крючков, плакат-таблица «Виды
пряжи», «Виды крючков», образцы вязания.
План урока
1.Организационный момент (5 мин.)
2. Сообщение нового материала (20 мин.)
3. Практическая работа (45 мин.)
4. Подведение итогов урока (18 мин.)
5. Домашнее задание (2 мин.)
6. Уборка рабочих мест
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и
цели урока.
2. Сообщение нового материала.
История вязания
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает. Но известно, что
родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры, что люди владели техникой
вязания в древнейшие времена.
В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую
туфлю. Как установили ученые-египтологи, находка эта относится к 3-му
тысячелетию до нашей эры. А уже в начале нашей эры техника вязания и
принципы составления узоров находились на очень высоком уровне. Например,
в древнем Ефрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных
изделий. В одном из районов старого Каира в Египте найдено удивительно
красивое многоцветное шелковое изделие. В Египте сохранились экземпляры
вязаных вещей 4 и 5 веков нашей эры. Полагают, что в Европу вязание
проникло через египетских христиан-коптов. Как миссионеры они бывали в
Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствия вязаные
изделия, которые привлекали всеобщее внимание. С 12 века вязание во
Франции уже доходная отрасль промышленности. Интересно, что вязание
сначала было мужским ремеслом. Лишь позднее, когда вязание широко
распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. В 1589 году
был изобретен первый вязальный станок. И, казалось, что машинное вязание
при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь
опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового
машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные
вручную, особенно крючком. Искусство вязания крючком в начале 19 века
поистине ювелирно. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и
частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоёмкостью и
мастерством. И в наше время вы часто в своей жизни встречаете вещи,
связанные крючком. Это скатерти, блузы, платья, жакеты, шали и многие
другие вещи.
Ознакомление учащихся с выставкой вещей, связанных крючком: салфетки,
прихватки, грелки на чайник, шали, топы, блузки и др.
Виды крючков.
Основным инструментом для вязания служит крючок. Крючки бывают
металлические, костяные, пластмассовые, деревянные разной толщины.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру
крючка в миллиметрах. Чем больше номер, тем толще крючок. Тонкие крючки
делают с рукояткой и наконечником, который защищает хрупкое острие
крючка.
Крючки для вязания нитками изготавливают из никелированного
алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи из
алюминия – номера от 2 до 7, из пластмассы – от 2,5 до 15.
Чтобы получить желаемый результат вязания, номер крючка должен
соответствовать толщине пряжи. Выбор крючка, и соответственно, плотность
вязания зависят также и от индивидуального стиля вязальщицы. Поэтому тот,
кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, кто вяжет плотно более
толстый.
Для одежды осенне-зимнего сезона шапок, спортивных теплых свитеров
выбирают пластмассовые, деревянные или костяные крючки, а вот ажурные
легкие изделия вяжут тонкими металлическими. Иногда, когда вяжут ажурные
нарядные шали, косынки, жакеты, берут тонкие нитки, работают толстым
крючком для того, чтобы получилась легкая воздушная вязка. Но совершенно
исключено тонким крючком вязать толстые нитки.
Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован.
Острая с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо
протаскивать петли при вязании.
Рис. 1. Вязальный крючок.
Материалы для вязания крючком.
Материалами для вязания являются нитки или пряжа из натуральных или
химических волокон.
Хлопок один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых
для вязания крючком. В современной моде он занимает ведущее место.
Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие,
матовые, меланжевые, шелковистые и др.). Их используют для вязания любых
узоров и видов изделий.
Лен прочные, неотбеленные нитки применяются для вязания в
основном декоративных изделий.
Шерстяная пряжа натуральный материал, получаемый из шерсти
животных. Шерстяная пряжа идеальна для вязания гладких, рельефных и
многоцветных узоров.
Блестящая пряжа вискозные и акриловые нити, добавленные в основную
пряжу и придающие ей золотистый или серебристый эффект.
Фасонная пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением
различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных
нитей.
Фантазийная пряжа это меланжевая пряжа, изготовленная из смешанных
природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей
различной фактуры.
Вязать крючком можно также из лыка, толстой ковровой пряжи, тесьмы и
других материалов.
Учитель показывает образцы изделий и пряжу, из которой они были
связаны.
Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении.
Наверное, в каждом доме есть вязаные вещи, из которых вы уже выросли
или они вышли из моды. Умелая рукодельница обязательно их использует.
Распускать лучше изделия, связанные вручную. Изделия, изготовленные
на фабрике, распускать не рекомендуется, так как его детали выкроены из
цельного трикотажного полотна и при распускании получится множество
коротких нитей. Свалявшиеся изделия из шерстяной пряжи распускаются также
трудно, часто рвутся.
Стирать пряжу рекомендуется в теплой воде с растворенным стиральным
порошком, предназначенным для ручной стирки. Моток опускают в раствор и
оставляют на некоторое время. Затем, легкими, сжимающими движениями его
стирают и прополаскивают в теплой воде, меняя ее несколько раз. Моток не
выкручивают, а слегка отжимают и дают воде стечь.
Нитки изделия, бывшего в употреблении, перед работой нужно выпрямить,
иначе петли при вязании получатся неровными, а вязаное полотно
неоднородным и рыхлым. Для выпрямления пряжи мокрый моток можно
привязать к веревке с подвешенным грузом. Время от времени положение
мотка нужно менять, передвигая груз.
Новую или выстиранную старую пряжу перематывают из мотка в клубки,
подкладывая под нить указательный и средний пальцы левой руки. Когда
сделано достаточно витков, пальцы освобождают, меняют положение клубка.
При таком способе перемотки клубок имеет один рабочий конец. Значительно
повышают скорость перематывания пряжи специальные приспособления.
Демонстрация положения крючка в руке:
Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к
одному положению. Попробуйте держать крючок в руке как карандаш (рис. 2,
а). При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат
его близко к наконечнику. Можно держать крючок в руке как нож (рис.2,б).
При этом крючок находится в ладони между большим и указательным
пальцами.
Рис. 2. Положение крючка в руке.
Показ начала вязания
Любое вязанное крючком изделие начинается с одной воздушной петли,
которую можно получить, если завязать узелок на конце рабочей нити, но не
затягивать его. Или положить рабочую нить на указательный палец левой руки,
ввести под нее крючок и повернуть его против часовой стрелки на 360°. Далее
нить с петелькой берут в левую руку, кончиком внутрь ладони, перекинув
нитку через указательный палец. В правую руку помещают крючок и, продев
его в петлю, захватывают нить от клубка на указательном пальце левой руки и
протаскивают в узелок. В новую петлю, не сбрасывая ее с крючка, снова
протягивают рабочую нить. По аналогии вывязываются все последующие
петли, которые получаются из предыдущих. Провязав несколько сантиметров
таким образом, можно получить цепочку из воздушных петель.
Рис. 3. Вывязывание начальной петли, цепочки из воздушных петель
В схемах узоров воздушная петля имеет свое обозначение маленький
кружок, а цепочку из воздушных петель обозначают кружками,
расположенными друг за другом (рис. на доске): сколько кружков столько
воздушных петель нужно провязать.
3.Практическая работа.
Вводный инструктаж
Перед началом работы, прежде всего, следует оборудовать удобное
рабочее место. При вязании очень важно, чтобы это место было хорошо
освещено. Свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо,
касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно
составлять 35-40 см. Во время вязания клубок лучше держать в специальной
клубочнице небольшой корзинке или коробке, стоящей на полу с левой
стороны.