Конспект урока "Разработка проектно-технологической документациина вышивку «Ришелье»" 9 класс

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
Средняя образовательная школа №147
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ
(методическая разработка для учащихся 9 классов)
На тему: Разработка проектно-технологической документации
на вышивку «Ришелье»
Исполнители:
Руководитель: Т. В. Трухачева
Челябинск 2015
ЗАДАНИЕ
Методическая разработка для учащихся 9 классов на тему: Разработка
проектно – технологической документации на вышивку «Ришелье». Дизайн –
проект на указанную тему выполняется учащимися образовательной школы
(базовый уровень) в следующем объеме:
1.Пояснительная записка:
2.Графическая часть проекта:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр
1. Анализ направления моды на 2011г. ………………………................
2. Схема образца, (эскиз) …………………………………………………
3. Алгоритм (последовательность) выполнения вышивки «Ришелье»…
4. Оборудование…………………………………………………………….
5. Безопасность жизнедеятельности
5.1Охрана труда при выполнении ручных работ………………………….
5.2Охрана труда при выполнении машинных работ………………………
5.3Охрана труда при выполнении влажно- тепловых работ……………….
Заключение …………………………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………
Приложение 1 (образец)
Приложение 2 (Инструкционно – технологическая карта)
ВВЕДЕНИЕ
Вышивка – это украшение различных материалов или уже готовых изделий
орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент,
бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). В разные
времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные
инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые,
стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов,
развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы,
расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов.
Вышивание является одним из самых распространенных видов народного
искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого
стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого
мамонта.
Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем
появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Ведь
материалы, из которых создавали одежду, разнообразием не отличались, а
вышивка всегда давала возможность сделать наряд особенным, не похожим
на другие.
Ришелье – ажурная и изысканная вышивка. Её можно выполнять на любой
ткани, подбирая к ней нити по толщине и цвету, украшая вышивкой костюмы
и платья. Также ее используют при создании скатертей, постельного белья,
салфеток, отделки одежды. Сегодня этот вид вышивки выполняется как
вручную, так и с помощью швейной машины.
А родилась эта вышивка в Италии в эпоху Возрождения, названием же своим
обязана известному французскому кардиналу, которому она особенно
нравилась.
Особенностью этой вышивки является то, что основные линии узора
обшиваются гладьевыми валиками, после чего ткань вырезается, а элементы
узора соединяются между собой бридами.
1. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЫ
В XIV-XV столетии изделия, выполненные ажурной вышивкой по
свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись
перемычками (бридами), были привилегией знати. За рукоделием проводили
досуг вельможи и придворные. Мода на вышитые и кружевные воротнички,
манжеты, жабо, перчатки, носовые платочки, столовое и постельное белье, а
также многочисленные предметы интерьера стимулировали открытие
женских школ и мастерских по всей Европе. Ажурная вышивка имела
разновидности в оформлении, в рисунке самого узора, в наличии
дополнительных разделок, в оформлении перемычек и называлась она по-
разному: «ренессанс», «венецианская», «ришелье», «ретичелла».
В Древней России также трудно было представить себе дом без этих
изысканных в своей простоте украшений вплоть до ХХ в. Испокон веков
наши предки украшали своё жилище самыми разнообразными видами
вышивок. В различных культурах сложились собственные, оригинальные
способы оформления вышитых полотен. Салфеточки, скатерти, подушки,
картины, панно, рушники - это лишь часть списка возможных применений
для вышивки.
В Советском же Союзе вышивку не жаловали. Видимо, такой вид украшения
был слишком живым напоминанием о дореволюционном укладе,
спокойствии, устроенности, упроченности быта. В обстановке разрухи,
голода, бюрократии, репрессий и постоянной неуверенности в завтрашнем
дне вышивки в домах советских граждан казались чуть ли не кощунством. К
тому же, яркая индивидуализация интерьера шла вразрез с подчеркнуто
«общественными» концепциями идеологов того времени.
Сегодня мы хотим, напротив, придать своему жилищу максимально
«личный», тёплый и уютный колорит. Поэтому неудивительно, что вышивки
в интерьере снова входят в моду, особенно, учитывая современные
тенденции к простоте линий в базовом оформлении комнат. Для нас важно,
чтобы дом выглядел не просто как «дом вообще», а именно как место нашего
обитания. Тогда мы чувствуем себя комфортно.
Вышивка, выполненная руками хозяйки, с любовью к себе, своему труду и
другим обитателям жилища, как нельзя лучше подчеркивает
индивидуальность дома. Очень нарядно смотрится выполненное на белом
полотне постельное и столовое белье: скатерти, дорожки, салфетки.
Особенно нарядно выглядят узоры, вышитые шелковыми нитями на
шелковых тканях. Сейчас все большую популярность приобретает
украшение дома изделиями, изготовленными своими руками. Очень
колоритно смотрятся вышитые картины. При помощи вышивки можно
украсить интерьер любого дома. Ведь даже маленькая вышитая салфеточка
придаст неповторимый шарм вашему журнальному столику, а вышитая
картина на стене, произведет неизгладимое впечатление на ваших друзей.
2. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ВЫШИВКИ
Алгоритм работы
Эскизы
Пояснение
Шов «вперед
иголку»
Работу начинаем с того, что линии переведенного на ткань
рисунка прошиваем для прочности швом "вперед иголку".
Петельные бриды
После этого выполняем перемычки - бриды. Самые простые –
это прямые петельные бриды. Для них рабочую нитку
прокладываем посередине между двумя рядами наметки до того
места, откуда начнется брида. Потом протягиваем нить к
противоположному мотиву поверх ткани, которая будет
вырезана по окончании работы, (для прочности нить нужно
протянуть не менее трех раз), закрепляем нить в промежутке
между наметкой и возвращаем в исходную точку. Обшивать
бриды можно петельным швом.
Разветвленные
бриды
Такие бриды применяют тогда, когда надо заполнить большую
поверхность. Натяните нитки так же, как для обычной бриды,
обшейте её до половины, затем снова натяните нитки и опять
обшейте новую бриду до половины, опять протяните нитки в
направлении, обозначенном на рисунке пунктиром и
заканчивайте фигуру, обшивая оставшиеся половины бриды.
Перекрещенные
бриды
Бриды между собой могут укладываться, перекрещиваясь в
центре, при этом каждую бриду обвивают отдельно, а в точке
пересечения делают кружочек, переплетая каждую бриду
сверху, снизу
Петельный шов
После того, как все бриды сделаны, узор по краю обшиваем
петельным швом, плотно укладывая стежки один к другому. При этом,
петли должны быть обращены в ту сторону, где будет вырезана ткань.
Петельный шов:
1. Выведите нитку на лицевую сторону в точке А. Проведите иглу по
изнаночной стороне от точки В до точки С. Нитка должна быть под
иглой.
2. Подтягивайте нитку, пока она не ляжет плотно, не перекашивая
ткань.
3. Продолжайте выполнять стежки аналогично.
Конечный этап
В конце вышивку стирают и гладят и только после этого
вырезают.
3. ОБОРУДОВАНИЕ
Для работы в стиле «Ришелье» необходимо иметь под рукой: ткань,
пяльцы, ножницы (желательно закругленные с острыми концами), иголки,
нитки (в тон ткани), наперсток и сеточку. Для переноса рисунка на ткань
необходимо иметь при себе: набор копировальной бумаги, белую бумагу,
кальку, простые карандаши, гелиевые ручки – для перевода рисунка на ткань
и зарисовки эскизов. Техника вышивки не представляет особой сложности в
выполнении, но требует внимательности и аккуратности. Узор переводят на
хорошо выглаженную ткань. Затем ткань запяливают. Вышитые изделия при
необходимости стирают, крахмалят и гладят с изнанки на мягкой подстилке
от середины к краям. Затем острыми ножницами с закругленными концами
осторожно вырезают с изнанки кусочки ткани под бридами между мотивами
узора по самому краю шва, обметывающего контур.
5.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1Охрана труда при выполнении ручных работ
Требования безопасности перед началом работы.
1. Надеть рабочую одежду, убрать волосы под головной убор.
2.Привести в порядок рабочее место, убедиться в его готовности к началу
работы.
3.Проверить освещение рабочей зоны.
4. Проверить наличие полуфабрикатов, инструментов, приспособлений.
Требования безопасности во время работы.
1. Не садиться на рабочий стол, выполнять ручные работы, сидя на стуле.
2. При складывании и раскладывании обрабатываемых изделий убедиться,
что в них нет игл и булавок.
3. Иглы и булавки , необходимые для текущей работы , держать в игольнице.
4. При работе с иглой обязательно надевать наперсток.
5. Не класть ножницы в карман или на край стола.
6. Не отвлекаться от работы и не заниматься посторонними разговорами.
Требования безопасности по окончанию работы.
1. Убрать готовую продукцию и полуфабрикаты.
2. Убрать инструменты и приспособления в отведенное для них место.
3. Привести в порядок свое рабочее место, убедиться в том, что на столе не
осталось игл и булавок, убрать со стола пыль и мусор.
5.2Охрана труда при выполнении машинных работ
Требования безопасности перед началом работы.
1. Привести в порядок одежду. Волосы убрать под головной убор.
2.Проверить свое рабочее место, убедиться в его готовности к началу работы.
3.Проверить надежность крепления заземляющего провода, убедиться в
отсутствии оголенных проводов.
4.Проверить наличие и исправность ограждающих устройств.
5.Проверить работу машины на холостом ходу.
6.Не работать на неисправной машине и при отсутствии ограждающих
устройств.
7. При регулировке машины исключайте касания руками вращающихся
частей.
Требования безопасности во время работы.
1.Заправку верхней и нижней нитей, смену иглы производить только при
отключенном электродвигателе.
2. Не допускать работу машины при опущенной прижимной лапке, если под
неё не подложена ткань.
3. Прокладывая строчку, изделие поддерживать двумя руками по обе
стороны от иглы, во избежание попадания пальцев рук под иглу.
4. Не тянуть ткань во время шитья, чтобы избежать изгибаний или поломки
иглы.
5. Не работать на машине, если шпульный колпачок не зафиксирован на
своем месте.
6. Не наклоняться низко к машине во избежание захвата волос и удара
нитепритягивателем.
7. Не тормозить рукой маховое колесо.
8. Отработанные и сломанные иглы не бросать на пол, а складывать в
определенное место.
9. Отключить машину при появлении неисправности, поставить об этом в
известность учителя.
Требования безопасности по окончанию работы.
1. Отключить швейную машину.
2. Почистить швейную машину, убрать инструмент, подложить под лапку
кусочек ткани, опустить иглу.
3. Снять рабочую одежду и убрать её в шкаф.
5.3Охрана труда при выполнении влажно- тепловых работ
Требования безопасности перед началом работы.
1. Привести в порядок одежду. Волосы убрать под головной убор.
2.Проверить свое рабочее место, убедиться в его готовности к началу работы.
3. Проверить наличие и крепление ограждений.
4. Убедиться в отсутствии оголенных электропроводов, в исправности
заземления.
Требования безопасности во время работы.
2. Работать только стоя на диэлектрическом коврике.
3. При нарушении установленного режима работы отпарочного аппарата,
парогенератора, утюга немедленно отключить оборудования и сообщить
учителю.
5. Содержать в чистоте и порядке рабочее место и проходы, не загромождать
их.
Требования безопасности по окончанию работы.
1.Выключить и дождаться полного охлаждения оборудования.
2.Тщательно убрать рабочее место и сообщить учителю о замеченных во
время работы неполадках
Противопожарные мероприятия в швейной мастерской
1.Все воспламеняющиеся материалы должны храниться в специальном
помещении.
2.Категорически запрещается хранить быстровоспламеняющиеся и горючие
вещества в непосредственной близости от нагревательных приборов.
3.В случае необходимости имеющейся в мастерской запасной выход и
подходы к ней должны быть всегда свободны.
Запрещается пользоваться «жучками» вместо сгоревших предохранителей.
4.Категорически запрещается закрывать бумагой, салфетками или другими
материалами электрические лампочки и штепсельные розетки.
5.Как и во всех местах общественного пользования в парикмахерской курить
и зажигать спички запрещается.
6.В каждой мастерской должен быть огнетушитель на 100 м
2
площади, но не
менее одного на мастерскую.
7.Все работники в мастерской должны соблюдать правила пожарной
безопасности.
8.Каждый работник мастерской при первом признаке пожара (запах, гарь,
дым) обязан без промедления вызвать пожарную команду по телефону 01 и
до прибытия пожарных принять все возможные меры для ликвидации очага
пожара.
9.В случае утечки газа необходимо срочно вызвать аварийную службу и
принять меры к проветриванию помещения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мною проделана работа в технике вышивания «Ришелье». В ходе
работы я исследовала технологию выполнения отделки «Ришелье». В итоге я
изготовила салфетку для стола. Также исследовала историю возникновения
вышивки «Ришелье», произвела анализ моды и пришла к выводу, что эта,
одна из сложных вышивок, станет достойным декоративным элементом,
придающим изделию эстетичность, изящность, привлекательность,
оконченность, помогающим скрыть недостатки, завершая образ.
Список литературы
1) сайт: www.devchatam.ru
2) сайт: «Творческая кладовая»