Презентация "Семикаракорская керамика"


Подписи к слайдам:

  • Составила
  • Сергиенко О.Н.
  • Педагог дополнительного образования
  • МБОУ Роговская СОШ
  • Семикаракорская керамика

   

  • Семикаракорская керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски этого прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества.
  • Промысел берет свое начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской.
  • Многочисленные археологические исследования в окрестностях нынешнего города Семикаракорска подтверждают, что здесь еще с дохристианских времен везде стихийно возникали кустарные гончарные мастерские, используя богатые местные ресурсы сырья: различные глины и песок.
  • В первой половине 20-го века многочисленные кустарные мастерские были объединены в комбинат, на базе которого чуть позднее образовался цех художественной керамики.
  • Семикаракорский завод был образован  в 1972 году на базе бывшей художественной мастерской. Сегодня Семикаракорский народный художественный промысел с романтичным названием "Аксинья" - единственное на Дону предприятие, специализирующееся на изготовлении посуды, декоративных изделий, сувениров из белой фаянсовой массы с подглазурной росписью.
  • История народного художественного
  • промысла России
  •  «Семикаракорская керамика»    

 Семикаракорский народный художественный промысел России находится в городе Семикаракорск Ростовской области на правобережье реки Дон, вблизи устья  реки Сал.

  •   Самый возвышенный процесс начинается с мастерской художника. Здесь на бумаге в карандашном наброске художник создаёт будущее изделие в виде рисунка, эскиза, чертежа. Эскиз расписывается по замыслу автора.
  • Этапы технологического
  • процесса изготовления изделий

  • Технологический процесс от начала до конца — увлекательное зрелище, которое с удовольствием наблюдают многочисленные экскурсанты.
  • Вначале глина просеивается, поступает в специальные емкости для тщательной промывки. Затем раствор отстаивают, осушают, смешивают с песком, каолином и другими необходимыми добавками, чтобы на выходе получить массу консистенции густой сметаны сероватого цвета. Этот материал и помещают в формы будущих кувшинов, блюд, салатниц и тому подобного.
  • Производство посуды

  • Отформованные изделия сразу поступают на участок приставки. Оправщица-приставщица аккуратным движением срежет ненужный материал, сделает художественную вырезку, зачистит литьевые швы от форм, приставит недостающие элементы (ручки, рельефные детали и т.д.) или составит из отдельных деталей изделия. Вручную делается и заглаживание поверхности (специальной губкой по еще влажным изделиям).

После сушки изделий в естественных условиях, изделия поступают на участок оправки, здесь мягкой губкой и водой вручную заглаживают поверхность до идеальной гладкости. Следующий этап-обжиг – это неотъемлемая составная часть технологии. Первый -утельный обжиг придаёт изделию «прочность камня».

  • На участке живописи изделия поистине преображаются. Живописец подглазурными красками воссоздаёт заданный орнамент точными, лёгкими и уверенными движениями. 

  • Декорированные ручной росписью изделия покрываются бесцветной
  • глазурью и обжигаются повторно. Прозрачная глазурь сплавляется
  • с подглазурными красками росписи и дает «вечный» декор с нежными тональными переходами. 

  • Напряженный многолетний творческий поиск коллектива художников-единомышленников предшествовал появлению своего письма, в основе которого букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке (цветах).

Мастера народного промысла постоянно экспериментируют с формами, декоративными деталями, оттенками и стилями кистевой росписи. Традиционно белоснежный ростовский фаянс расписывается орнаментами из переплетенных листьев, веток и бутонов, расположенными вокруг крупного центрального цветка - этот характерный стиль получил название семикаракорского письма. 

  • Мастера народного промысла постоянно экспериментируют с формами, декоративными деталями, оттенками и стилями кистевой росписи. Традиционно белоснежный ростовский фаянс расписывается орнаментами из переплетенных листьев, веток и бутонов, расположенными вокруг крупного центрального цветка - этот характерный стиль получил название семикаракорского письма. 

Разнообразные краски южной природы нашли выражение в красочном многоцветье письма, в основе его пинковые, золотисто-охристые, зеленовато-изумрудные и коричневые цвета. Обязательны вкрапления бирюзы. Применяется Живописный теневой мазок, отличающийся акварельностью цветового звучания.

  • Разнообразные краски южной природы нашли выражение в красочном многоцветье письма, в основе его пинковые, золотисто-охристые, зеленовато-изумрудные и коричневые цвета. Обязательны вкрапления бирюзы. Применяется Живописный теневой мазок, отличающийся акварельностью цветового звучания.

Цветок фантазийный часто дополняется сеткой, арабеской и другими декоративными элементами. В орнамент стали включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора.

  • Цветок фантазийный часто дополняется сеткой, арабеской и другими декоративными элементами. В орнамент стали включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора.

  • Вместе с тем существует новое направление – создание интерьерных кукол и кукол-грелок из фаянса и ткани. Наряды кукол создаются в соответствии с определённой исторической эпохой. Куклы получаются образными, костюмы всевозможные, чаще народные, очень много воплощается элементов казачьей одежды и народов Дона. 

В преддверии зимних Олимпийских игр донские мастера также выпустили серию изделий с символикой «Сочи-2014».

  • Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за ее пределами. Изделия экспонировались на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и за рубежом - во Франции, в Японии, Англии, ГДР, Югославии, Болгарии, Польше.
  • Промысел отмечен многими наградами международных и отечественных выставок, государственных и общественных организаций.
  • Фаянс Дона становится признанным и занимает достойное место в традиционных народных художественных промыслах России.

Вопросы для повторения

  • 9. Чем покрываются декорированные ручной росписью изделия?
  • 10. Какими орнаментами традиционно расписывается
  • белоснежный ростовский фаянс?
  • 11. Какое название получила роспись орнаментами из переплетенных листьев, веток и бутонов, расположенными вокруг крупного центрального цветка?
  • 12. Какие цвета используются в семикаракорской росписи?

Вопросы для повторения

  • От куда берет свое начало промысел Семикаракорская керамика?
  • 2. Где находится Семикаракорский народный художественный промысел России?
  • 3.С чего начинаются этапы технологического процесса изготовления посуды?
  • 4. Из чего изготавливают посуду?

Вопросы для повторения

  • 5. Куда заливают мягкую глину, чтобы получилась посуда?
  • 6. Как изготавливают недостающие элементы в посуде и делают заглаживание поверхности?
  • 7. Какой процесс придаёт изделию «прочность камня»?
  • 8. Какими красками живописец воссоздаёт заданный орнамент точными, лёгкими и уверенными движениями?

Задание для выполнения

  • Используя акриловые краски, расписать тарелку в стиле семикаракорского письма.