Конспект урока "Силуэт. Типы фигур. Пропорции и размеры одежды" 6 класс

Конспект
урока трудового обучения в 6 классе
«Силуэт. Типы фигур.
Пропорции и размеры одежды»
Разработала: Швабович Марина Юрьевна,
учитель трудового обучения
Тема: Силуэт. Типы фигур. Пропорции и размеры одежды.
Цели
и
задачи:
1. Ознакомить учащихся с понятиями «типы фигур»,
«пропорции», «размер одежды», «силуэт в одежде».
2. Научить определять тип фигуры, размер одежды.
3. Способствовать развитию познавательных интересов,
творческого и художественного мышления, эстетического
вкуса учащихся.
4. Воспитывать настойчивость в достижении цели,
уважение к своей и чужой работе.
5. Создать условия по воспитанию самостоятельности,
трудолюбия, аккуратности, ответственности за результаты
своей работы через организацию самостоятельной работы
учащихся.
Оборудование
и
материалы:
компьютер, средства мультимедиа, презентация "Силуэт.
Типы фигур. Пропорции и размеры одежды"
(Приложение 18), учебное пособие "Трудовое обучение 6",
рабочие тетради, тетради для лабораторных и
практических работ для 6 класса, интерактивное задание,
раздаточный материал, наглядный материал: словарь
понятий и терминов, образцы одежды, карточки с
заданиями, ребусы, дидактический материал, бумага,
простой карандаш, линейка, сантиметровая лента, пояски.
Тип урока:
комбинированный урок.
Межпредметные
связи:
инфарматика, математика, история.
Связь с
профессией:
художник-модельер.
Словарь:
Типы фигур, пропорции, размер одежды, силуэт, прямой
силуэт, полуприлегающий силуэт, приталенный силуэт,
трапециевидный силуэт, силуэтные линии, конструктивные
линии, декоративные линии, осанка.
Ход урока:
І. Организационная часть
Учитель:
Я приветствую вас, рукодельницы! И желаю всем-всем
доброго утра!
Учитель:
Учитель:
1. Организационный момент (до 1 мин)
(проверка готовности учащихся к уроку;
психологический настрой учащихся).
Прием "Скажите ..."
1) Теперь у вас хорошее настроение?
2) Вы готовы активно сотрудничать сегодня на уроке?
3) Вы хотите получить плохую оценку?
(Учитель организует внимание, доброжелательный
настрой учеников, приглашает к сотрудничеству)
Я рада, что у вас хорошее настроение и вы готовы к
сотрудничеству.
Учитель:
А вам нравятся зимние праздники?
Ученицы:
Да.
Учитель:
Январь месяц праздников, веселья
С нетерпением ждем его мы
И верим в сказку без сомненья,
Что сбудутся все желания и мечты.
Учитель:
«… В сказке все может случиться,
Наша сказка впереди…»
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке – заходи!» (Приложение 1)
Видео
Учитель:
А вы получили телеграммы?
Ученицы:
Да.
Учитель:
Давайте прочитаем, что там написано(Приложение 2).
(Ученицы открывают телеграммы, читают. Одна из
девочек зачитывает всем).
Телеграмма
Спешите видеть! Спешите слышать!
На новогодний бал
Мы приглашаем вас
И будем рады встрече
В хороший день и час!
Начало Новогоднего бала 20 января в 13.00 часов.
Пропуск на бал — ваш карнавальный костюм.
Учитель:
Вы, наверное, знаете такую детскую игру «Вы поедете
на бал?». Один участник игры спрашивает, а другой
отвечает, но по определенным правилам: «да» и «нет»
не говорить, черное с белым не носить и т.д.
Ученицы:
Знаем.
Учитель:
Давайте сегодня поиграем в эту игру. У нас, конечно,
бал символический, но приглашение на него получили
все.
- Вы поедете на бал?
Ученицы:
Возможно, хотелось бы, поеду…
Учитель:
Вы хотите быть красивыми?
Ученицы:
Очень
Учитель:
Вы поедете на тыкве?
Ученицы:
На машине, на лошадях…
Учитель:
Что же является пропуском на новогодний бал?
Ученицы:
Карнавальный костюм.
Учитель:
А что бы выбрать карнавальный костюм, что мы с
вами должны знать?
Ученицы:
Размер одежды, какая фигура…
Учитель:
Правильно. Мы с вами сегодня должны познакомиться
с понятиями «Типы фигур», «пропорции», «размер
одежды», «силуэт в одежде».
(Учитель открывает на доске понятия)
Должны научиться определять тип фигуры и размер
одежды.
Слайд № 1
Учитель:
И так, тема нашего урока «Силуэт. Типы фигур.
Пропорции и размер одежды.»
(Открываю тему на доске. Дети записывают тему в
тетради)
Слайд № 2
Учитель:
Чтоб костюм себе подобрать
Надо, во-первых, размер одежды знать,
Быть знакомым с типом фигуры и силуэтом.
Бюро новогодних услуг «Зачарование» поможет вам в
этом.
Учитель:
На протяжении многовековой истории одежда не
только защищала тело человека, она была и
произведением искусства, одежда создавалась с
помощью силуэта, линий, пропорций.
Учитель:
Давайте познакомимся с костюмами различных эпох.
(сообщения учениц) (Приложение 3)
Ученицы:
Первобытное общество
Главным материалом для первобытной одежды были шкуры
животных. Самыми первыми видами одежды были набедренные
повязки и плащи. Затем, человек получил чулки; потом появились
нарукавники. И наконец, все эти отдельные части одежды начали
соединять в одно целое, скрепляя их ниткой из жил или растительных
волокон.
Слайд № 3
Ученицы:
Египет
Одежда жителей древнего Египта была в основном облегающей
фигуру. Египетские фараоны и приближенная к ним знать носили
Слайд № 4
тонкие и прозрачные, как газ, ткани из хлопка и льна; жрецы
леопардовую шкуру. Одежда рабов лишь прикрывала наготу, едва
защищала от непогоды. Ткани на одежду рабов шли самые грубые,
обуви им вообще не полагалось.
Ученицы:
Античность
В Древней Греции самыми нарядными считались белые ткани, а
самыми дорогими пурпурные. Мужской костюм греков состоял из
нескольких кусков ткани, которые не сшивались, но искусно
драпировали тело. Этот костюм состоял из двух частей нижней
рубашки, называвшейся хитоном, и верхней накидки (плащ
четырехугольной формы), именуемой гиматией.
Одежда женщин состояла из пеплоса – большого куска шерстяной
материи прямоугольной формы. Длина пеплоса была различной, а
цвет пестрым.
Слайд № 5
Ученицы:
Раннее Средневековье 5-9 ст
Одежда периода раннего Средневековья - это меховые и кожаные
плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды,
примитивная обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие
туники, надеваемые одна на одну, плащи от шкур до сшитых
кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и
без. Штаны: короткие, до колен, длинные, прикрепленные обмотками
к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь постолы.
Слайд № 6
Ученицы:
Высокое Средневековье
Рыцарские турниры и вся сопровождавшая их экипировка латы,
штандарты и гербы, попоны лошадей в своей пестроте и
асимметрии рисунков породили костюмы так и называвшиеся
«гербовыми».
Слайд № 7
Ученицы:
Новое время
В 19-м веке одежда, изготавливаемая с помощью машин, стала более
доступной для всех слоев населения. До этого преобладала одежда из
материалов грубой обработки (одежду из тонких материалов носили
только аристократы и состоятельные люди).
Слайд № 8
Ученицы:
Древняя Русь
Первые сведения об одежде времен Древней Руси относятся к
периоду между VII–XII столетиями . Женщины того времени носили
длинную холщовую рубаху-сорочицу широкого прямого покроя,
подпоясанную по бедрам и расшитую по краям.
В XV–XVI веках появились ночные сорочки и панталоны. С
развитием человеческого общества костюм усложняется.
Слайд № 9
Ученицы:
Белорусская одежда
Сложна и разнообразна традиционная белорусская одежда.
Слайд №10
Ученицы:
Новейшее время
Современная одежда это не просто только платья, штаны
или пиджаки с куртками, которые нужны, чтобы закрыться от холода
и посторонних глаз. Современная одежда имеет множество
стилистических направлений.
Слайд №11
Учитель:
Первое, что фиксирует беглый взгляд, брошенный на
идущего человека, это (силуэт прохожего). А чтобы
узнать, что это нам поможет ребус.
(Ученицы разгадывают ребус) (Приложение 4)
Учитель:
И так, какое слово у вас получилось?
Ученицы:
Силуэт.
Учитель:
Правильно.
А создает его одежда.
(Открываю на доске слово)
Учитель:
Силуэт это французское слово, которым называют
внешние очертания любого предмета, его “тень”.
Слайд №12
Учитель:
Интересно, а почему же изображения в виде теней
назвали «силуэтом», а не иначе? Откуда произошло
это слово? (Приложение 5)
Историческая справка: (Выступление ученицы).
В XVIII веке во Франции жил один маркиз. Был он еще или
министром финансов, или государственным контролером (1759), то
есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить.
Славился этот человек своей бережливостью попросту говоря,
скупостью) и узостью взглядов. Маркиз был богат. Но мало кто его
любил. Звали этого человека Этьеном Силуэтом. И вот однажды
ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил
голову в профиль в виде тени. У министра и так-то был длинный нос,
но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Однако
люди, покупавшие газеты, все равно узнавали своего министра и
весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Долгое время фигура
злосчастного министра служила мишенью для насмешек всего
Парижа, имя его постепенно слилось с изображением. Так, шествие
силуэтного искусства по Европе началось именно тогда. А
изображения и стали называть «силуэтами».
Учитель:
Меняется мода, меняется и силуэт.
Несмотря на все своеобразие и неповторимость
костюмов разных эпох, их можно вписывать в одну из
простых геометрических фигур прямоугольник,
трапецию, треугольник, овал.
Слайд №13
Учитель:
В моде можно выделить четыре силуэта: прямой,
полуприлегающий, приталенный, трапециевидный.
(Учитель вывешивает новые слова на доске
(составляет кластер) и разбирает с учащимися их
смысл) (Приложение 6):
Виды силуэта
Прямой
Приталенный
полуприлегающий
«Трапеция»
(Раздаю детям вклеивают в тетрадь)
Слайд №14
Учитель:
Работа со словарем.
Обратимся к словарю (Приложение 7). Ответьте , что
означают следующие термины : прямой силуэт.
Варианты ответов: Прямой силуэт характеризуется
одинаковой шириной изделия по линии плеча, груди,
талии, бедер и низа. Одежда этого силуэта как бы
Слайд №15
Учитель:
Учитель:
Учитель:
вписывается в прямоугольник. Этот силуэт
универсален, его можно рекомендовать для всех
возрастов и фигур.
(основные линии в силуэте параллельные или
образуют прямоугольник).
Полуприлегающий силуэт.
Варианты ответов: Полуприлегающий силуэт
имеет небольшой объем по линии груди,
незначительное прилегание по линии талии и бедер,
умеренное расширение к низу. Рекомендуется для всех
типов фигур
(основные линии прямые, четкие, в силуэте лишь
обозначающие части тела).
Приталенный силуэт
Варианты ответов: Приталенный силуэт имеет
значительное прилегание по линии талии и груди.
Талия подчеркнута, низ изделия расширен.
Рекомендуется для женщин с хорошей фигурой
(основные линии расходятся, пересекаются, в
силуэте ближе к двум встречным треугольникам
(трапециям))
Трапециевидный силуэт
Варианты ответов: Трапециевидный силуэт
характеризуется малым объемом верхней части
одежды и очень сильным расширением книзу.
Подходит для высоких и худощавых женщин
(основные линии расходятся книзу от линии плеча
или проймы)
Слайд №16
Слайд №17
Слайд №18
Слайд №19
Учитель:
Контуры силуэта создаются с помощью линий. В
одежде различают несколько основных групп линий:
- силуэтные (контурные) ограничивают силуэт
костюма и являются внешними;
- конструктивные являются основой фасона. С их
помощью создается объемная форма костюма
(плечевые, боковые швы, швы проймы)
- декоративные- дополнительные, для украшения,
выделения частей костюма (складки сборки карманы)
Они бывают горизонтальными, вертикальными,
диагональными, ломаными. Например, вертикальные
линии «удлиняют» фигуру, горизонтальные
«расширяют» ее.
Слайд №20
Учитель:
Задание на компьютере ученицам.
Задание 1: Определить по иллюстрациям силуэты
разных видов одежды.
(Интерактивное задание)
Подойдите к компьютерам. Выполним интерактивное
задание.
Задание 2: Назовите силуэт своей одежды.
Учитель:
Работа с учебником в группах.
А сейчас мы с вами поработаем в группах. Откройте
пожалуйста учебники на странице 72-73 , прочитайте и
затем подготовьте небольшие сообщения:
(Приложение 8)
Первое: Что такое пропорции? (1 группа)
Второе: На что и как влияют пропорции одежды? (2
группа)
(Выступают с сообщениями )
Пропорции это соотношение костюма по величине меду собой и в
сравнении с фигурой человека.
1.От этого соотношения зависит гармоничность элементов
одежды, внешний облик человека. Самыми красивыми выглядят такие
соотношения, которые близки к естественным пропорциям
человеческой фигуры, в которых повторяются пропорции «золотого
сечения» высота головы «укладывается» в росте около 8 раз, а
линия талии делит фигуру в отношении примерно 3 : 5.
2.Пропорции одежды зрительно влияют на пропорции фигуры:
платье с укороченной линией длины юбки укорачивает полную
фигуру; эта же фигура в платье такой же длины, но более широком,
производит впечатление квадратной. Каждый должен знать наиболее
выгодные для себя пропорции и не забывать о них.
Слайд №21
Учитель:
Такие выразительные средства, как силуэт, линии, про-
порции, помогают художнику-модельеру «строить»
костюм, создают его композицию.
Учитель:
Любая одежда и повседневная, и нарядная долж-
на быть удобной, практичной и хорошо облегать
фигуру. Посадка одежды на фигуре зависит от
особенностей телосложения. Фигура мужчины
отличается большими размерами, узким тазом и
широкими плечами. Тело женщины короче, плечи уже,
таз шире.
Учитель:
Наибольшее отличие одной фигуры от другой
определяется осанкой.
Слайд №22
Осанка это привычное положение тела, манера
держать свою фигуру, корпус, голову.
Различают три типа осанки (Приложение 9):
1 тип – нормальная осанка, это когда Дст = Дпт
(Отклонения от прямой линии на уровне седьмого
шейного позвонка — 2 см, на линии талии — 1 см)
2 тип перегибистая осанка, это когда Дст меньше
Дпт
(Отклонения от прямой линии на уровне седьмого
шейного позвонка 1 —1,5 см, на линии талии 47
см)
3 тип - сутулая осанка, это когда Дст больше Дпт
(Отклонения от прямой линии на уровне седьмого
шейного позвонка 3—4 см, на линии талии 23
см)
Слайд №23
Учитель:
Если фигура имеет отклонения от гармоничных про-
порций, то это можно поправить с помощью правильно
подобранной одежды.
Учитель:
Готовая одежда шьется на стандартную (типовую) фи-
гуру. Основными параметрами одежды массового
производства являются рост, размер и полнота.
Учитель:
Рост измерение от пола до высшей точки
головы (определяет длину изделия).
Размер это измерение, равное обхвату груди в
сантиметрах.
Полнота определяет тип телосложения и
возрастные особенности фигуры взрослого человека.
У женщин этот показатель определяется обхватом
бедер, у мужчин обхватом талии. У детей этот
показатель не учитывается.
В торговую сеть изделия поступают с торговыми
ярлыками (Приложение 10). На торговом ярлыке
готовой женской одежды размер одежды обозначается
полными величинами роста, обхвата груди и бедер
типовой женской фигуры.
Например, на ярлыке женского платья размеры
170 92100 означают, что платье сшито на типовую
женскую фигуру, у которой рост 170 см, обхват груди
92 см, обхват бедер — 100 см.
На товарных ярлыках одежды для детей ставятся
два размера: рост и обхват груди. Например, на ярлыке
платья указано 15072. Следовательно, платье сшито
на девочку ростом 150 см, имеющую обхват груди 72
см.
Слайд №24
Маркировка облегчает покупателю выбор одежды
в соответствии с его размерами.
Учитель:
Индивидуальное задание для учениц
(Приложение 11)
Задание: 1.Подчеркните рост.
2. Подчеркните обхват бедер.
3. Подчеркните обхват талии.
(На партах лежат у вас карточки под № вам нужно
выбрать и подчеркнуть: рост, обхват бедер, обхват
талии.)
Учитель:
Вы наверняка немного устали, предлагаю вам провести
физкультминутку (Приложение 12).
Учитель:
Отдохнули? Молодцы!
III. Закрепление нового материала
Учитель:
Ну, а сейчас, мы с вами постараемся вспомнить все
то, что изучили на уроке.
Задания ученикам.
Обратитесь к карточкам синего цвета (Приложение
13), где в два столбца написаны части слов. Вам
нужно составить слова с которыми мы сегодня
познакомились.
(Учащиеся составляют слова из двух половинок.
На доске в два столбца написаны части слов,
которые учитель соединяет при проверке, а
ученики дают комментарии).
IV. Вводный инструктаж
Учитель :
Ну, а сейчас, используя все полученные знания, каждая
из вас определит тип своей фигуры, размер одежды.
Работать будем в парах.
Вы должны :
После выполнения практической работы вы подберете
себе карнавальный костюм для новогоднего балла
(работа на компьютере) и должны будете объяснить,
почему именно этот костюм (Приложение 14).
Но прежде давайте вспомним правила снятия мерок
(Приложение 15). У каждого из вас на столе есть эти
Слайд №25
правила. И теперь вы их вспомните.
V. Практическая работа
Практическая работа № 15 (Приложение 16)
«Определение типа фигуры и размера одежды ».
(Выполнение полученного практического задания)
(Приложение 17).
Слайд №26
VI. Текущий инструктаж
(Звучит музыка (Приложение 18). Учитель по ходу
комментирует работу учащихся, дает рекомендации
по выполнению работы, последовательности).
VII. Заключительный инструктаж
Учитель :
(Подведение итогов урока, демонстрация работ,
выставление оценок, рефлексия)
Подведение итогов практической работы. Защита
выбора костюмов.
(Учащиеся дают комментарии своему выбору
костюма по плану), выборочно.
Молодцы ! С поставленными задачами вы справились
«на отлично» .
Выставление оценок.
(Звучит музыка (Приложение 18 )) .
Учитель :
Вы выбрали красивые костюмы, разве вы не
волшебники! Это сейчас, а в будущем те знания,
умения и навыки, которые вы получили на уроке вам
понадобятся как будущим хозяйкам. А может кто-то
станет модельером.
Карнавальные костюмы выбраны.
Вы можете отправляться на новогодний бал.
Учитель:
Рефлексия.
А сейчас я бы хотела, чтобы вы помогли украсить елку
принцессе. На столе лежат шары трех цветов:
- Желтый - все отлично, с заданием справилась;
- Синий - что-то получилось, что-то не успела, но
настроение хорошее;
- Красный - у вас что-то не получилось, вы расстроены.
Учитель:
Закончить урок мне хотелось такими красивыми
словами: «Будьте умными, если можете, будьте
добрыми, если хотите, но красивыми будьте всегда!»
Спасибо за работу.