Знакомая незнакомка матрешка, 8 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Знакомая незнакомка матрешка
Автор: Шалаева Елизавета, 8 класс,
МКОУ «СОШ № 7», г. Миасс
Научный руководитель
Базанова Татьяна Алексеевна,
учитель технологии высшей категории,
МКОУ «СОШ № 7»
г. Миасс
2015
2
Содержание
стр.
Введение… …………………………………………………………………..
2
Основная часть……...…………………………………………….................
3
1. История матрешки ..………………………………………………......
5
Исследовательская часть...………………………………………………….
6
Заключение….………………………………………………………………..
10
Используемые источники……….…………………………………………..
10
Приложения... ……………………………………………………………….
11
3
Введение
Страна наша богата талантами, глубоки ее исторические и культурные
корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы
не только у нас, но и за рубежом. Народные промыслы это гордость России. В
народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без
промысла».
Во всем мире знают уникальное русское изделие - матрешку. По росписи
и характеру исполнения наиболее известны семеновская (хохломская) и
полховско-майданская матрешки. Созданные мастерами рукотворные изделия
дороги нам сегодня как носители духовных ценностей, как хранители опыта
прошлого в настоящем. На сегодняшний день матрешка не утратила своего
предназначения и исторической ценности. Она до сих пор является объектом
исследования этнографов, историков, искусствоведов и художников. Традиции
изготовления матрешек редко используются в настоящее время. Именно
поэтому она стала объектом нашего более пристального исследования.
Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы показать
понятия матрешки во взаимосвязи с жизнью и культурой людей как одного из
видов национальной игрушки.
Целью исследования являлось выявление роли и значения матрешки.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. раскрыть содержание понятия матрешка;
2. проследить историю развития матрешки.
3. рассмотреть виды матрешек;
4. исследовать технологию изготовления матрешки.
Гипотеза исследования основана на том, что изготовление и роспись
матрешки являлось художественным украшением.
Объект исследования народные промыслы.
4
Предмет исследования матрешка.
Методы исследования: поисковый, описательный, сравнительно-
сопоставительный, практический, анкетирование, графический: составление
эскизов и схем, метод сравнения.
Основная часть
Литературный обзор
“Погляди скорее, щечки розовеют, пестренький платочек, платьице в
цветочек, пухленькие крошки русские матрешки. Чуть лишь испугаются, все
в кружок сбегаются, прячутся друг в дружке шустрые подружки” пишет в
своем стихотворении Т. Лисенкова.
“Любовь к родному краю, знание его истории основа, на которой
только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества”,
сказал известнейший русский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Краткая характеристика объекта
Матрёшка это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в
виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы
меньшего размера.
Описание области исследования
«Промысел действие промышляющего что либо. У каждого свой
способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков». В современном
осмыслении промысел это возможность заработать деньги помимо основного
заработка. Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили:
«Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла».
5
История матрешки
В XIX веке в Московскую игрушечную мастерскую привезла из Японии
фигурку добродушного мудреца. Она представляла собой несколько
вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву выточил из дерева
похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник
Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Игрушка состояла из
восьми фигур. Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда
и пошло название «матрешки». Сегодня матрешкой называют только те
точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из
нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся
одна в другую, - просто «точеная игрушка». В начале XX века начался
массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек стала красочней,
разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами,
узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со
свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в
подвенечном платье.
6
Исследовательская часть
Народные промыслы
Промыслы можно разделить на три большие группы:
Промыслы – ремесла мастерства» по терминологии прошлого века),
включающие в себя занятия, требующие особые навыки и знания:
плотничество, вышивка, ковроткачество, ткачество, вязальный, гончарный,
кузнечный, лоскутное шитье, плетение и т.д.
2) промыслы – подработки;
3) земледельческие промыслы.
Виды русской матрешки
Игрушечные промыслы сложились в конце XX столетия. В нашей стране
есть несколько городов и деревень, где производятся матрешки. Эти куклы
имеют определенные особенности (см. приложение 1).
Виды матрешки
Таблица 1
Форма матрешки
Материалы и роспись матрешки
Семеновская и мериновская
В Нижегородской области, на родине знаменитой «золотой Хохломы»
появилась знаменитая семёновская матрёшка. Вытачивается матрешка на
токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину
липы, осины, березы.
Выточенное
изделие - бельё - по
форме похоже на
загорскую, но
Белую матрешку грунтуют картофельным клейстером,
чтобы краски не растекались, и матрешка заблестела
после покрытия лаком. Делают "наводку" черной тушью:
вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают
7
несколько заужено
книзу.
платок. Рисуют овал, в котором изображают руки и
цветы: розы, колокольчики, колоски. Платок, завязанный
узлом, и отделена кайма на платке. Кайма с цветочными
бутонами является отличительным признаком
семеновской матрешки. Роспись ведется анилиновыми
прозрачными красками желтого, красного, малинового,
зеленого, фиолетового цветов.
Полхов-Майданская
От Полхово-Майдана расположено село Крутец, где делают матрешек,
придумывая новые варианты, отказавшись от грушевидной формы.
Форма матрешек
более вытянутая,
длинненькие, как
шахматные
фигурки и почти
круглые. Голова
небольшая,
уплощенная.
Цветы с наводкой - наиболее типичная роспись, и
пестрение- украшение при помощи отдельных мазков,
тычков” и точек.
Загорская
Загорская
матрешка добротна,
крутобока.
устойчива по
форме.
Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками,
используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки
закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос
прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а
губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и
готовы губы бантиком. Платок завязан узлом. Платок и
8
передник оформляются простым цветочным узором.
После росписи, матрешку покрывают лаком.
Сергиевская игрушка
Массовое производство матрешек в Сергиевом Посаде началось после
всемирной выставки в Париже 1900 года новой русской игрушки. В начале XX
века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей.
В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших
древнерусских витязей и бояр. В честь столетия Отечественной войны в 1912
году были изготовлены «Кутузов» и «Наполеон».
Вятская игрушка
Наиболее сложная технология изготовления матрешки - родом из Вятки.
Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный
художественно - технологический прием, характерный для изделий этого
региона - инкрустация соломкой. Вятка издавна славилась изделиями из
бересты и лыка - коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной
Вывод. Настоящей родиной матрёшки стал подмосковный Сергиев Посад
- крупнейший в России центр кустарного производства игрушек. Промысел
возник в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII - XIX веков.
Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени,
особенности быта различных слоев населения. Процесс появляется матрёшки,
сложен и требует мастерства и терпения. Роспись придаёт каждой матрёшке
свою индивидуальность.
9
Современность
Конец 1980-х годов можно назвать периодом второго рождения матрешки
в Сергиевом Посаде. С середины 1980-х годов приобретают известность
авторские работы главного художника Загорской фабрики игрушек №1 С.Л.
Нечаева. В настоящее время творчество в этой области достигает своего
художественного расцвета. Благодаря увеличившемуся притоку иностранных
туристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала популярным изделием
художественного творчества, пользующимся большим спросом у иностранцев.
Наибольшей популярностью и по сей день, пользуются произведения
максимально соответствующие Сергиевскому канону: обязательные шаль,
передник, сарафан. Сочетания цветов стали смелее, а варианты орнаментики -
разнообразнее. С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают
заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах -
Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу
берутся форма и стиль, свойственные именно Сергиевской матрешке, поэтому
сейчас на базарах, где продаются матрешки встречаются изделия москвичей и
петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.
Вывод. Пережив столетнюю историю, матрешка стала символом нашей
Родины. Бывают матрешки “сказочные герои”, “исторические деятели”,
матрешки “представители разных народов”, матрешки в виде богатырей. А мне
захотелось выполнить свою матрёшку.
Музеи матрешек
Первый музей матрешек открылся в Москве в 2001 году. Он расположен
в Леонтьевском переулке в помещении Фонда народных промыслов. В 2004
году музей матрешек открылся также в Нижегородской области. Впоследствии
он собрал более 300 экспонатов под своей крышей. В этом музее самая большая
матрешка метровая. Она состоит из 40 куколок. Самая маленькая из них
размером с рисовое зернышко.
10
Заключение
История развития русского народного промысла свидетельствует о его
огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые
оригинальные произведения, интерес к которым не утрачена и по сей день. Для
решения поставленных задач в работе использовались взаимодополняющие
методы исследования теоретические и экспериментальные. Теоретический
анализ литературы показал, что специалисты в области этнографии, историии,
искусствоведения уделяли большое значение народным промыслам и влиянию
его на человека и общество. Результаты анкетирования подтвердили, что
изготовление матрешек оказывает определенное значение, влияние на
человеческое общество и играет в нем характерную роль. Изготовление и
роспись матрешки являлось художественным украшением. История развития
русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях,
позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения,
интерес к которым не утрачен и по сей день.
Список используемой литературы
1. Коняев Н. Игрушки русских императоров: Подъем 1994 №4.
2. Левина М. П. “365 Кукол со всего света”, Айрис пресс, М.:2000 г.
3. Некрасовой М.А. Народные художественные промыслы. М.: 2000. С 257
4. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.: 1987.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
6. Первушина О.М Столбова В.Г. “Природа и творчество”, М.:1997 г.
7. Проснякова Т.Н. “Уроки Мастерства” Учебная литература, М.:2002 г.
8. Таразян С. Прекрасное своими руками: народные художественные
ремесла. 4-е издание. 1989.
11
Приложение 1
Виды матрешки
Хорошая матрёшка отличается тем, что все её фигурки легко входят друг
в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают; рисунок правильный и
чёткий; хорошая матрёшка должна быть красивой
Семеновская
Полхов-Майданская матрешка
12
Сергиевская матрешка
До революции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее
распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово
"mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью
многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной
фигурой. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать
токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие.