Мыловарение или изготовление декоративного мыла на уроках скульптуры


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Мурмашинская детская школа искусств»
Кольского района
Мурманской области
«Мыловарение или изготовление декоративного мыла
на уроках скульптуры»
Выполнила
Храмова Н. М.
Преподаватель
изобразительного искусства
п. Мурмаши
2
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. История мыловарения……………………………………………………4
2. Современные способы изготовления мыла…………………………….4
3. Материалы и инструменты………………………………………………4
Источники………………………………………………………………………..7
3
Введение.
Мыловарение это увлекательное занятие, которое помогает проявить
креативность, отвлечься от бытовых проблем, получить удовольствие от
самого процесса и, конечно же, создать ароматное и необычной красоты
мыло, которое станет оригинальным и очень полезным подарком.
Сварить мыло дело простое, быстрое и приятное. Всего за пару часов
можно изготовить множество авторских подарков для всех своих родных.
Создание мыла занятие очень приятное и увлекательное, оно снимает
усталость и поднимает настроение. Помещение наполняется запахами
душистых трав, эфирных масел и пряностей.
В школе данным занятием можно заниматься на уроках скульптуры
или декоративно прикладного искусства. Учащиеся в возрасте 11-13 лет
прекрасно понимают процесс создания декоративного мыла. Мыловарение
развивает внимательность, точность и чувство прекрасного. Позволяет
насладиться всеми приятными ощущениями и оценить полезные свойства,
которые только может подарить живая природа.
4
1. История мыловарения.
Первое подобие мыла с оливковым маслом делали сирийцы, жители
города Алеппо.
Согласно легенде, римские прачки случайно изобрели мыло, когда в
местной реке смешалась древесная зола и животный жир. До того момента
одежду стирали, бросая ее в реку и топча ногами до тех пор, пока вода не
смывала всю грязь.
В VIII в. Испанцы и итальянцы начали делать современное мыло,
смешивая животные жиры с золой. Такое мыло служило для удаления грязи,
единственным способом избавиться от неприятной вони жира было
добавление в процессе изготовления ароматических цветов и других
растений.
С начала XVI в. Производству мыла придало новый импульс
применение оливкового масла и каустической соды. В 1778 г. Французский
химик Никола Леблан открыл процесс получения карбоната натрия (сода),
который произвел революцию в сфере изготовления мыла. В 1783 г.
Шведский химик Вильгельм Шееле случайно обнаружил, что при кипячении
оливкового масла со свинцом получается глицерин, который увлажняет кожу
и является одним из продуктов омыления.
2. Современные способы изготовления мыла.
На данный момент существует три способа изготовления мыла в «домашних
условиях»:
1. Из готового мыла, например детского. Брусок натирают на терке,
плавят на водяной бане и добавляют разные полезные для кожи
ингредиенты.
2. Изготовление мыла «с нуля». Такое мыло самое натуральное и
полезное. Однако процесс омыления (соединение жира с щелочью)
процесс сложный и даже взрывоопасный детьми не желательно им
пользоваться).
3. Использование готовой мыльной основы, натуральной глицериновой.
Это просто, быстро и безопасно.
3. Материалы и инструменты.
Для изготовления декоративного мыла требуется следующее:
1. Мыльная основа по сути, уже готовое мыло, только без цвета и
запаха. Состоит из глицерина и воды. Остальное это химические
добавки, которые делают ее твердой и мылящейся. Существует
несколько видов основы: прозрачная, белая (матовая), органическая и
кремообразная.
2. Питательные масла. Что бы сделать мыло еще более полезным и
мягким для кожи, добавляют питательные масла. Они бывают твердые
(баттеры) и жидкие. При работе с прозрачной основой надо учитывать,
5
что баттеры и некоторые жидкие масла (оливковое) замутняют основу.
Общее количество добавляемого масла не должно превышать 3-5 %,
иначе мыло будет плохо пениться. Также избыток масла может
проявляться на поверхности готового мыла и испортить его внешний
вид.
3. Эфирные масла и ароматизаторы. Аромат мылу придают эфирные
масла и специальные или пищевые ароматизаторы. Ароматы эфирных
масел быстро улетучиваются. К сожалению, не из любого растения
можно получить эфирное масло. Тут на помощь нам приходят
специальные ароматизаторы для мыла. У них бесконечно широкий
диапазон ароматов. Ароматизаторы отлично сохраняются в мыле и не
меняют свой запах со временем. В среднем на 100 г основы требуется
от 3 да 7 капель ароматизатора или эфирного масла.
4. Красители и пигменты.
Водорастворимые жидкие косметические красители. Дают
чистые яркие цвета, легко растворяются и равномерно распределяются
по мыльной основе. Их удобно смешивать получая новые оттенки.
Однако цвет мигрирующий.
Масляные синтетические пищевые красители. Так же
мигрируют в мыле, хотя красиво смотрятся в одноцветном мыле. Не
замутняют прозрачную основу.
Минеральные пигменты, используются в декоративной косметике
тенях, пудрах. Такие пигменты очень стойкие, не мигрируют в мыле,
сохраняют четкие границы слоев, но цвета дают приглушенные и
делают основу не прозрачной. Перед тем как добавить пигмент в мыло
необходимо смешать его с маслом, глицерином или спиртом, что бы он
не оседал комочками.
Жидкие пигменты те же минеральные, но уже разведенные в
глицерине.
Мика тоже натуральный минеральный пигмент, но с
перламутровым блеском. Придает жемчужное сияние и цвет не
мигрирует.
Глиттеры довольно крупные, блестки, не дают эффекта цвета, но
красиво переливаются.
Натуральные красители. Легко можно найти в аптеках или
магазинах. Цвета подучаются не такими яркими.
5. В мыло можно добавлять самые различные наполнители, в
зависимости от того, какие дополнительные свойства вы хотите ему
придать:
Мед;
Глицерин;
Витамины в жидком виде;
Косметическую глину;
Овсяные хлопья;
6
Кофе;
Тертое какао;
Сахар;
Соль;
Сухие травы и цветы;
Люфу (мочалку);
Зернышки мака;
И многое другое.
6. Инструменты для изготовления нужны следующие: Посуда для
приготовления мыла должна быть термически стойкая (фарфоровая,
стеклянная, металлическая). Палочки и ложечки для помешивания
основы. Нож кухонный и маленький. Зубочистки. Пульверизатор с
раствором для удаления пузырьков.
7. Формочки. Существуют сотни видов пластиковых и силиконовых
форм. Так же можно использовать детские формочки для песка,
силиконовые формочки для льда и выпечки, пластиковые стаканчики
для йогуртов или сметаны и многое другое. Желательно выбирать
формы из пластичного и гибкого материала.
8. Для изготовления декоративного мыла существуют различные
дополнения: водорастворимая бумага; силиконовые штампы; фигурки
животных или пироженных из винила; карбовочные ножи (для
вырезанию по мылу); жемчужины для украшения.
7
Источники.
1. Ангкана и Алекс Ноймаер. Искусство вырезанию по мылу: Волшебные
идеи для подарков / Пер. с нем. М.: Издательская группа «Контэнт»,
2011. 64 с.
2. Гомес М. Натуральное мыло: Делаем дома / Пер. с исп. М.:
Издательская группа «Контэнт», 2011. – 144 с.
3. Корнилова В. В., Смирнова О. В. Мыло своими руками. М.: АСТ
ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104 с.
4. Мешкова Е. В. Мыло своими руками / Екатерина Мешкова. М.:
Зксмо, 2012. – 64 с.