Творческий проект по технологии "Следки от души для дома хороши" 8 класс

Творческий проект
по технологии
«Следки от души для дома
хороши»
2014 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пилюгинская средняя общеобразовательная школа»
Бугурусланского района Оренбургской области с. Пилюгино, ул. Чапаевская, 54
телефон: 5-01-73, факс: (35352) 5-01-73
Выполнила: ученица 8 класса
Сулейманова Наиля
Руководитель-консультант учитель технологии:
Персиянцева Светлана Васильевна
«Следки от души для дома хороши»
(техника: вязание на двух спицах)
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
Мне давно хотелось научиться вязать на спицах, потому что связанные изделия
своими руками очень красивые и неповторимые. Сегодня мы плохо представляем
свою жизнь, а, точнее, свой гардероб, без вязаных вещей. С самого детства нас
окружают вязаная одежда - носки, свитера и кружевные изделия. Когда на
уроках технологии мы стали заниматься вязанием, я поняла, что смогу связать своими
руками красивый подарок маме к празднику Нового года, пусть он даже будет и не
очень дорогостоящим. На уроках технологии учитель показывала нам различные
изделия, выполненные спицами, и я, после недолгих раздумий, остановила свой выбор
на вязаных следках. Данное изделие привлекло меня простотой изготовления,
небольшим количеством материала. Кроме того, такие вещи всегда полезны и
необходимы для тепла. А если добавить какой-то узор при вязании или украсить,
следки станут неповторимыми. Имея крючок, спицы и нитки можно связать все, что
угодно. Спицами создаются уникальные модели, помогающие подчеркнуть свою
индивидуальность.
Размышления
Я не умела вязать на спицах, но давно хотела научиться этому искусству, чтобы
радовать свою семью. Мама мне показала простой способ вязания следочков.
Здорово…, у меня получилось и оказалось, что вязать это совсем не сложно. Навяжу
таких следков в подарок к Новому году маме и своим подружкам. Думаю, они
останутся довольны!
2. Выявление основных параметров и ограничений.
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
1. Экологически чистое.
2. Красивое.
3. Удобное.
4. Модное.
5. Не дорогое.
6. Красивая расцветка.
7. Не вредит здоровью.
8. Не сложное в уходе.
3. Историческая справка по теме проекта.
Одним из первых известных вязаных изделий
древности был детский носочек, найденный в
египетских гробницах при их раскопке. Этот носок
напоминает современную рукавицу, потому что
большой палец на нем был вывязан отдельно,
чтобы продевать его в ремешок сандалий, который
отделял в древней обуви большой палец от всех
остальных. Считается, что возраст этого вязаного
носка составляет около четырех тысяч лет. Позднее
были найдены и другие вязаные чулки и носки,
производство которых датировано 14-11 вв. до н.э.
На древнеегипетских настенных рисунках
археологи находили изображения женщин в
одежде, подобной вязаным кардиганам или жакетам. А в древней Ниневии были
обнаружены рисунки, изображающие воинов в вязаных носках. На древнегреческих
вазах, ровесниках Троянской войны, обнаруживались рисунки пленных троянских
вельмож в облегающих штанах, напоминающих вязаные.
Первая вязаная одежда времен нашей эры стала известна опять же, на Дальнем
Востоке. В Каире было обнаружено прекрасное вязаное платье, созданное с
применением металлических спиц, а датировалось оно началом нашей эры. Вязаные
изделия 3-5 вв. н.э. встречались на территории Старого Света и в Перу. И если
принять во внимание дальность расположения этих мест, то становится ясно, что
техника вязания у разных народов развивалась отдельно, а не перенималась у
представителей разных стран. К тому же становится возможной догадка в том, что
вязание зародилось задолго до нашей эры, хоть изделия сохранились лишь в виде
изображений на стенах и на посуде. Это и понятно, ведь вязаная одежда плохо
сохраняется и велика вероятность, что одни вещи распускали и вязали из ниток новые,
ведь в древности производить шерстяные нити было сложнее, ввиду отсутствия
технологии и приспособлений.
А вот в Европу вязание привезли египетские христиане копты. В свои поездки в
европейские страны с миссионерскими целями они брали вязаные вещи, которые
привлекали внимание европейцев, и техника вязания была перенята ими. Но поначалу,
в Европе вязание стало прерогативой мужчин, они вязали себе чулки и надевали их по
нескольку пар. И в 13 в. вязание во Франции превратилось в очень прибыльное
производство, к которому не допускались женщины. Мужчины вязали разную одежду:
и чулки, и перчатки, даже шляпы и кардиганы. Благодаря вязанию, в Шотландии был
создан традиционный берет, ставший символом этой страны.
В 1589 г. был изобретен вязальный станок, его создатель, Уильям Ли, был
помощником приходского священника. Благодаря его изобретению вязание одежды
превратилось в отрасль промышленности со своими предприятиями, которые
вытеснили артели вязальщиков. К тому же, связанные на станке изделия, имели более
низкую стоимость и большие масштабы производства. Но ни одна, произведенная
станочным способом вещь, не могла сравниться и повторить узор, подобный
созданному вручную. Это и помогло вязанию не превратиться полностью в машинное
производство, а сохранить свою уникальность и оригинальность исполнения.
В 16 в. экспортом за границу вязаных чулок и носок занимались многие
британцы, а вязание стало одним из приоритетных направлений производства. Люди
из небогатых слоев населения благодаря вязанию имели возможность зарабатывать
деньги, а школы вязания открывались по всей Англии и имели большой успех. Ведь
по моде того времени мужчины носили укороченные штаны, а теплые вязаные чулки
были прекрасным и необходимым дополнением к ним.
В Шотландии в 17-18 вв. вязанием занимались целые семьи, они разрабатывали
неповторимые разноцветные узоры, которые украшали перчатки, чулки и свитера, а
нитки пропитывались специальными маслами, чтобы изделия, связанные из них,
помогали шотландским морякам сохранять тепло в морских походах.
В 20 в. вязание спицами вновь обрело свою популярность, ведь выросло
количество стандартных и одинаковых вещей, а вязаная одежда всегда неповторима и
оригинальна. К тому же, разнообразие пряжи, производимой современной легкой
промышленностью, намного облегчают труд вязальщиц и делают его просто
приятным хобби. А невысокая стоимость нитей для вязания позволяет создать
поистине оригинальные и модные вещи. Благодаря этому чего только не вяжут
современные любительницы данного вида рукоделия. Древним египтянам и даже
исландцам этого и не снилось.
Конечно, можно по-разному относиться к вязанию спицами: кто-то считает это
бессмысленным времяпрепровождением, кто-то восхищается, а кто-то жить не может
без клубочков и спиц. Каждому свое занятие по душе.
4. Теоретические сведения
Основные термины вязания на спицах
Передняя стенка петли - вертикальная часть петли, расположенная перед спицей.
Задняя стенка петли - вертикальная часть петли, находящаяся за спицей.
Дуга петли - верхняя горизонтальная часть петли, лежащая на спице.
Протяжка - нить, соединяющая снизу две соседние петли одинакового цвета.
Лицевая петля «классическая», или обычная, - петля, вывязанная за переднюю
стенку.
Лицевая «бабушкина» петля - петля, вывязанная за заднюю стенку.
Скрещенная петля - петля, стенки которой лежат крест-накрест.
Петельный столбик - вертикальный ряд петель.
Вязать по рисунку, или как смотрят петли, - это значит, что над лицевыми петлями
следует вязать лицевые, над изнаночными - изнаночные.
Одностороннее вязание - трикотажное полотно, у которого с лицевой и изнаночной
сторон различное строение поверхности, например, чулочное.
Двустороннее вязание - полотно у которого с лицевой и изнаночной сторон
одинаковое строение поверхности, например, платочное.
* условный знак, встречающийся при описании узоров. Указывает на повторение
мотива.
Схема или раппорт - изображение используемых в вязании петель с помощью
условных знаков.
Горловина - вырез у шеи на передней части одежды.
Пройма - выемка под рукав на передней и задней частях одежды.
Окат - верхняя округленная часть рукава.
Дуга петли - верхняя горизонтальная часть петли, лежащая на спице.
Протяжка - нить, соединяющая снизу две соседние петли одинакового цвета
Воздушная петля - петля для набора очень тонкого края трикотажного полотна.
Техника исполнения на спицах и вязальным крючком различна.
Вспомогательная нить - нить, употребляемая в тех случаях, когда для обработки
трикотажного полотна необходим край из открытых петель. После окончания вязания
ее удаляют. Для удобства в работе принято брать нить контрастного цвета по
отношению к основной нити и одинаковой с ней толщины.
Вспомогательная спица выполняет роль вязальной булавки в тех случаях, когда вне
работы большое количество петель, например, весь ряд.
Вязальная булавка (булавка) - приспособление, похожее на большую английскую
булавку, которое используют в тех случаях, когда открытые петли временно находятся
вне работы и переснимаются со спицы, чтобы не мешать продолжению вязания.
Лицевая гладь - узор, в котором в лицевых рядах все петли провязываются
лицевыми, а в изнаночных - изнаночными.
Изнаночная гладь - узор, в котором в лицевых рядах все петли провязываются
изнаночными, а в изнаночных - лицевыми.
Платочная вязка - узор, в котором в лицевых и изнаночных рядах все петли
провязываются лицевыми.
Кромочная петля (кромочная) - первая и последняя петли трикотажного полотна.
Они не участвуют в формировании узора.
Мотив - определенная комбинация из петель и рядов, повторяющаяся в
горизонтальном и вертикальном направлениях.
Основная нить - нить, из которой связано изделие.
Передняя стенка петли - вертикальная часть петли, расположенная перед спицей.
Резинка 1×1, 2×2, 3×2, 3×3, 6×4 и т. д. В цифровом изображении резинок первая
цифра обозначает число лицевых петель, а вторая - изнаночных петель на лицевой
стороне трикотажного полотна.
Спицы круговые - комплект из двух коротких спиц, соединенных гибкой леской,
которая вмонтирована жестко или длина которой может регулироваться.
Предназначены для вязания по кругу.
5. Генерирование (развитие) идеи.
Сделав выбор объекта труда, я стала обдумывать, какую модель выбрать, так,
чтобы вязка была не трудной, но выглядели следки красиво. Для этого прошла по
Следки вязаные на спицах
магазинам, рынкам, посмотрела образцы в школе, интернете, изучила иллюстрации в
книгах по вязанию. Собрав необходимую информацию, я проработала такую схему:
В итоге я определила для себя не только объект труда, но и технологию, и стиль
изготовления изделия, выбрала материалы и инструменты. Выбирая пряжу, я
постаралась учесть, что изделие должно быть прочным, удобным, теплым, красивым.
При выборе пряжи прежде всего внимательно изучила информацию, указанную
на упаковке. Таким образом узнала: состав пряжи; вес мотка; длину нити в мотке;
рекомендуемый номер спиц и крючка, можно ли использовать эту пряжу для
машинного вязания; рекомендуемая плотность вязания - число петель по горизонтали
и по вертикали на квадрат 10х10 см вязаного полотна; советы по уходу за готовым
изделием.
Выяснила, что по составу пряжа для вязания может быть разной:
- натуральной, то есть, растительного (хлопок, лён) или животного
происхождения (шерсть, натуральный мохер, ангора, кашемир, мериносовая шерсть,
альпака, шелк);
- синтетической - вискоза, акрил, искусственный мохер, искусственный шелк;
- смесовой, представляющая собой сочетание натуральных и искусственных
волокон в разных пропорциях лопок с вискозой, шерсть с акрилом и лайкрой,
шерсть с ангорой и акрилом и т.п.).
Выбор состава пряжи напрямую зависит от требований к готовому изделию а
лето или зиму, верхняя ли это одежда или нет, для взрослого, для ребенка, для
аллергика и т.д.). У меня изделие для зимы, а, значит, должно быть теплым, прочным
и красивым. Выбрала не дорогую, теплую, прочную и красивую пряжу.
6. Выбор лучшей идеи
Я проанализировала все модели на
соответствие критериям выбора
Решение: буду вязать самые простые
следочки
Инструменты
Материалы
Вязание на двух
спицах
Спицы
Пряжа
Украшение
Игла
7. Эколого-экономическое обоснование
Следки являются экологически безвредными, не приносящими опасных
последствий здоровью человека, так как изготовлены из экологически чистых
материалов. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и
санитарно-гигиенических норм также является безопасной.
Определяя цену своего изделия, я суммировала затраты на материалы.
8. Затраты на изготовление
Номер
Наименование
Условная
цена за единицу
(руб)
Необходимое
количество
Стоимость,
(руб)
1
Пряжа синяя
24 руб
200 г
120 руб за 1 кг
2
Пряжа бирюзовая
6 руб
50 г
120 руб за 1 кг
3
Спицы
2 шт.
4
Игла
1 шт.
Итого: 30 руб
Для изготовления моих следочков требуется 30 рублей на пряжу, так как спицы и
игла у нас были. А из всей купленной пряжи я свяжу 8 пар следочков и подарю их
своим подружкам и маме.
9. Принцип изготовления следочков
Принцип изготовления следочков прост. Теплую, красивую, неповторимую вещь,
при большом желании, можно изготовить за неделю.
А теперь хочу на примере показать, как они вяжутся!
Итак, набираем 36 петель. Далее вяжем 12 петель лицевыми, 1 изнаночная, 10 петель
лицевыми, 1 изнаночная, 12 петель лицевыми. Таким образом, у нас полотно как бы
разделилось на три полосочки (визуально). Дальше вяжем обычной платочной вязкой,
т.е., все ряды провязываем лицевыми.
На высоте примерно 15 см переходим на резинку 1х1.
Вместо платочной вязки вяжем резинку 1х1 (1 петля лицевая, 1
петля изнаночная). Таким образом, провязываем еще 9 см.
Далее, на высоте 9 см, провязываем все петли по две вместе, тем
самым уменьшая количество петель вдвое.
Изнаночный ряд вяжем без убавлений.
Следующий ряд опять провязываем все петли по две вместе,
уменьшая количество петель вдвое.
Продеваем кончик нити через оставшиеся петли. Важно! Кончик
делаем подлиньше, т.к. им мы потом будем сшивать мысок следка.
Вот что получилось.
Сшиваем мысок следка иголкой.
Далее сшиваем пятку следка.
Ву-а-ля!!! Вот что получилось! Просто и удобно!
Шовчик не трет и вообще не заметен. Всё время хожу в таких следочках, т.к. тапочки
не сильно люблю.
10. Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
1. Выполнено изделие аккуратно, в соответствии с технологией.
2. Петли в изделии не пропущены.
3. Единство композиционного решения.
4. Соответствие назначения изделия и выбранного материала
11. Техника безопасности при выполнении работы
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено
2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула
3. Концы спиц должны быть безопасными: иметь колпачки и резинки ограничения
4. Храните спицы в коробке.
5. Во время работы не вертитесь. Поворачиваясь к соседу, опускайте спицы вниз или
вкалывайте в клубок.
6. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное
полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
7. Закончив работу, уберите спицы в коробку или вколите в изделие.
12. Реклама изделия.
Давно подмечено, что творческие люди, вкладывают в свое изделие частичку
своей души, свое настроение. Творишь в хорошем настроении изделие получается во
сто крат лучше.
Используя следочки как средство для получения тепла, можно получить хорошее
настроение, почувствовать комфорт и уют.
13. Рецензия на творческий проект
Учащаяся 8 класса Сулейманова Наиля занимается рукоделием первый год в
рамках дополнительного образования.
Проект «Следки от души для дома хороши», выполненный ею, показывает, что
даже несложный объект труда в умелых и заинтересованных руках может засиять
новыми гранями.
Но, вместе с тем, узор, которым украшено изделие, отличается такой
нестандартностью, изящностью, привлекательностью, что сразу притягивает взор
наблюдателя. В этом изделии форма, цвет и оригинальность очень удачно подходят
друг другу, придают изделию весомую художественную ценность. Наиля творчески
подошла к выполнению работы: она не стала увлекаться изысками и сложностями и
остановилась на достаточно простом и лаконичном варианте.