План урока "Художественная обработка металла. Чеканка. Изготовление рельефных рисунков на тонких листах металла" скачать


План урока "Художественная обработка металла. Чеканка. Изготовление рельефных рисунков на тонких листах металла"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа №1»
Ярцевского района Смоленской области
План урока по технологии на тему:
Художественная обработка металла. Чеканка.
Изготовление рельефных рисунков на тонких листах металла.
7 класс.
Материал подготовил учитель технологии
Знароченков Александр Михайлович.
План урока по технологии (ФГОС).
Предмет: «Технология. Индустриальные технологии, 7 класс.
Тема урока:
«Художественная обработка металла. Чеканка. Изготовление рельефных
рисунков на тонких листах металла».
Тип урока:
Урок освоения нового материала с помощью выполнения ряда
последовательных действий: поиска информационного материала в интернет
ресурсах, изучения теоретического материала учебника, выполнения
практических работ.
Цели урока:
Формировать представление о чеканке по металлу, как способе художественного
изготовления и оформления изделий из металлических материалов. Знакомить с
художественными изделиями, выполненными в этой технологии. Знакомить с
материалами и инструментами, с организацией рабочего места и технологией
изготовления рельефных изображений на металле. Знакомить с правилами
безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с металлом.
Формировать умения и навыки технологии изготовления рельефных изображений на
металле на разных этапах выполнения чеканки. Формировать умения и навыки
выполнения в технологии чеканки несложных декоративных изделий из
тонколистового металла. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие,
развивать сенсорную и двигательную сферу обучающихся.
Ожидаемые учебные результаты:
- приобщить обучающихся к декоративно-прикладному творчеству;
- дать общее представление о технологии получения рельефных изображений на
металле – чеканки;
- приобрести опыт самостоятельного изготовления изделий в технологии чеканки;
- приобрести общее представление об изготовлении декоративных изделий чеканкой;
- развить у обучающихся эстетическое мышление, внимание точность исполнения,
самостоятельность в принятии решений;
- приобрести опыт совместной работы, освоить коммуникативные навыки, навыки
самооценки, рефлексии.
Место проведения уроков:
Школьные учебные мастерские - кабинет ручной обработки металла.
Дидактические средства обучения:
- образцы изделий, выполненные в технологии чеканки, видеоматериалы, слайды;
- рисунки или эскизы для декоративного украшения изделий и сами изделия в
технологии чеканки;
- материалы для выполнения чеканки: заготовки из тонколистового металла (стали,
меди, алюминия и др.);
- рабочий стол – слесарный верстак;
- копировальная бумага, картинки с изображением рисунков, выбранных
обучающимися, для выполняемой работы, карандаши, слесарные ножницы, киянки,
облегчённые молотки для чеканки, чеканы;
- плоскогубцы, шлифовальная шкурка;
- мягкий материал для подкладки под заготовку для работы;
- учебник технологии, параграф 27, стр. 132 – 137.
Методы обучения:
- рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация образцов работ и приёмов
выполнения работ в технологии чеканки;
- работа с учебником, поиск необходимой информации в интернете;
- практическая работа.
Формируемые УУД:
- личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, решаемые на уроке:
- Приобретение знаний, освоение знаний, саморегуляция, сотрудничество,
коммуникация, рефлексия, использование ИКТ.
Организационная модель использования ИКТ:
- одно компьютеризированное рабочее место учителя, компьютеризированные
рабочие места для обучающихся в учебной мастерской (возможно).
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ:
- ПК, мультимедийный проектор, сканер, принтер, программы работы с ресурсами.
Ход урока
Проблематизация.
Так как на данном уроке обучающиеся изучают тему: «Художественная обработка
металла. Чеканка. Изготовление рельефных рисунков на тонких листах металла»,
то перед её изложением учитель ставит перед ними ряд вопросов.
1. Что представляет собой тонколистовой металл? Что такое жесть?
(Тонколистовая сталь толщиной 0,5мм, 0,8м. Жесть –холодно-
катаная отожжённая листовая сталь толщиной 0,10—0,36 мм с нанесёнными
защитными покрытиями из олова или специальными покрытиями,
например лаком, цинком, хромом и другими металлами).
1. Какие инструменты применяются для правки, разрезания и обработки
тонколистового металла?
(Деревянные и металлические молотки, деревянные бруски, слесарные
ножницы, зубила, свёрла, плоскогубцы, наждачная шкурка).
2. Каким образом можно перевести рисунок на металлическую пластину?
(Через копировальную бумагу, положив её копировальным слоем на
металлическую пластину, переводят рисунок с помощью карандаша,
предварительно зачистив её поверхность мелкозернистой наждачной бумагой).
3. Каким образом можно получит рельефное изображение на поверхности
тонколистового металла (на фольге)?
(Выдавливанием на поверхности фольги рисунка с помощью притупленных
пластмассовых давилок, попеременно с двух сторон).
4. Почему перед началом работы поверхность тонколистовой заготовки правят и
зачищают?
(С металлическими заготовками, имеющими ровную поверхность, легче
выполнять все слесарные работы. На зачищенную металлическую поверхность
лучше переносится рисунок или разметка карандашом).
5. Как могут выглядеть изделия в технологии чеканки, приходилось Вам их
видеть?
(Рисунок на изделиях чеканки выступает рельефным изображением над
поверхностью фона).
6. Почему важно правильно и точно разметить рисунок будущей работы?
(От правильности и точности выполнения разметки зависит весь ход
выполнения всей работы и её конечный результат).
После обсуждения ответов на поставленные вопросы формулируем цели и
задачи урока в зависимости от предложенной темы урока.
7. Введение нового материала.
Предметные результаты в эстетической сфере, которые могут быть
достигнуты обучающимися при проведении данного урока:
- овладение основами эстетического оформления изделий, дизайнерского
проектирования изделий с применением металлических рельефов в виде
различных рисунков, орнаментов и т. д.;
- умение выражать себя в доступных видах и формах декоративно-
прикладного творчества;
- художественное оформление объекта труда с помощью отдельных
элементов чеканки;
- участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в
домашний быт.
В ходе рассказа о чеканке, как об одном из видов художественной
обработки металлов, учитель показывает обучающимся образцы имеющихся
декоративных изделий, выполненных в этой технологи. Плакаты, фотографии,
слайды с изображением таких изделий. Большое значение имеет информация о
народных промыслах, которые распространены в различных регионах
Российской Федерации и широко использующих технологию чеканки. При
этом вспоминаем о том, что, существуют и другие прикладные виды
декоративно-прикладной обработки металлов: тиснение по фольге, басма,
просечной металл. Учитель выясняет вместе с обучающимися, что
изготовление декоративно-художественных работ в технологии чеканки
состоит из нескольких последовательных этапов.
Первый этап – подготовка рисунка.
В конце предыдущего урока учитель предлагал в качестве домашнего
задания дома поискать и выбрать в книгах, журналах, альбомах, в интернете
простой, но интересный по содержанию рисунок. Наиболее результативным
вариантом для этого может быть поиск в интернете. Достаточно набрать в
поисковой строчке: «Творческие работы обучающихся в 7 классе в технологии
чеканки, картинки». Не следует выбирать сложные по содержанию работы, так
как для их выполнения потребуются большие усилия, и потратится больше
времени. Выбранный рисунок обучающиеся должны изобразить в рабочей
тетради. Желательно, чтобы наибольший размер для первоначальных работ не
превышал размеры 100мм х 100мм, можно даже и чуть поменьше. Примерная
тематика рисунков может быть такой: номерной знак для квартиры,
элемент орнамента, изображение бабочки, майского жука, бегущей
лошади, лежащей собаки и т. д.
Критерии оценки, по которым можно оценивать подготовительные рисунки:
- правильный выбор масштаба;
- отсутствие ошибок в изображении;
- соблюдение пропорций в изображении;
- чёткость линий, аккуратность, отсутствие грязных пятен на поле рисунка.
Второй этап – подготовка заготовки.
После подготовки рисунка обучающиеся изготовляют основу
прямоугольную пластину размерами 80мм х 80 мм или чуть больше до100мм
х100мм, которая вырезается слесарным и ножницами из тонколистового
металла. Пластина тщательно выправляется, выравнивается по сторонам и
зачищается мелкозернистой шкуркой по всем кромкам и на одной пласти.
Третий этап – перенос рисунка на металлическую пластину.
При переносе рисунка важно проследить, чтобы копировальный слой
копировальной бумаги оказался внизу на поверхности пластины, а не
наоборот. После перевода рисунка, желательно ещё раз аккуратно обвести его,
но уже от руки.
Четвёртый этап – выполнение рельефа чеканки.
При проведении практической работы следует принять во внимание то, что
обучающиеся впервые сталкиваются с подобными работами, требующими
особой организации. Эти работы ведутся на мягких подкладках. При
выдавливании металлического рельефа им приходится несколько раз
производить смену инструмента. При выполнении первоначальных работ
определить момент, когда инструмент необходимо сменить, трудно. Поэтому
желательно этот процесс взять под контроль и менять инструмент только с
ведома учителя. Как правило, работа начинается с расходки рисунка. По
контуру рисунка проходят специальным инструментом чеканом-расходником.
Рисунок как – бы обводится. Не все обучающиеся выполнят расходку
одновременно, кто-то из них сделает это быстрее. В этот момент учитель
проводит смену инструмента: обучающийся отдаёт учителю свой предыдущий
инструмент (расходник) и получает от него следующий, например, лощатник.
При этом учитель обязательно консультирует обучающегося о том, как вести
работу дальше уже следующим инструментом.
Лощатником опускают фон вокруг рисунка, выдавливают рельеф рисунка.
Работа этим инструментом ведётся как со стороны рисунка, так и с изнаночной
стороны металлической пластины. Чеканом – бобошником выколачивают
рельеф полукруглой формы с обратной изнаночной стороны пластины на
резиновой или её заменяющей мягкой подкладке. Резиновую подкладку
можно заменить на такую же по размеру из линолеума.
Изделие с рельефным рисунком смотрится выразительным, если рельеф
имеет максимально возможный подъём и аккуратно очерченные границы. Фон
вокруг рельефа должен быть ровный и одинаково везде опущенный. Учителю
неоднократно приходится указывать (помечать) карандашом для обучающихся
места на пластине, где следует поработать и каким инструментом.
Для проведения урока должно быть подготовлено достаточное количество
чеканов и мягких подкладок. Металлические чеканы могут быть изготовлены
учителем из старых напильников, кернеров, зубил. Для изготовления
деревянных чеканов следует взять древесину бука, груши, вяза или дуба.
При проведении практической работы учитель следит за тем, чтобы при
изготовлении чеканного рельефа обучающиеся наносили по чеканам не
сильные, но частые удары. Работать следует облегчёнными молоточками.
При выравнивании участков уже опущенного фона рисунка учитель
напоминает о том, что, нельзя наносить удары по выпуклым участкам.
Простукивать следует лишь границы выпуклых участков.
Отжиг рекомендуется проводить только при наличии муфельной печи для
чеканных пластин большого размера.
Готовое чеканное изделие шлифуют наждачной шкуркой, за тем полируют
выпуклые части абразивной пастой ГОИ.
Пятый этап – отделка готового изделия.
На завершающем этапе, если есть такая возможность, выполняется
цветовая декоративная отделка-патинирование изделия. Цветовые защитные
плёнки на стальных изделиях можно получить нагреванием металла на
электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывается массивная
металлическая пластина толщиной 5-8 мм, а сверху – готовое изделие -
чеканку. По мере нагревания изделие будет покрываться чистыми и красивыми
цветовыми плёнками. Поверхность чеканной пластины долго сохраняет блеск,
если её поверхность покрыть лаком. Эти работы выполняет только учитель.
3. Первичное закрепление знаний и обратная связь.
Осуществляется после изложения учителем теоретической части урока и в
процессе выполнения практического задания.
Вопросы для закрепления знаний:
- Как можно определить, что такое чеканка?
(Рельефное изображение, выполненное на пластине из тонколистового металла
путём выдавливания, выбивания части её поверхности с помощью специальных
инструментов).
- Какое механическое свойство металлов позволяет выполнять на их поверхности
рельефные изображения?
(Пластичность).
- Какой листовой металл используется для чеканки?
(Для чеканки применяются тонкие листы из меди, латуни, алюминия, стали -
толщиной 0,3…1,5 мм, а также из драгоценных металлов – золота, серебра и их
сплавов).
- Как называются инструменты для чеканки, их название и назначение?
(Чеканы. Расходники – для прохождения по контуру рисунка рельефа.
Лощатники – для опускания фона и выдавливания рельефа рисунка. Бобошники – для
получения полукруглых форм при выдавливании рельефа).
- Как перевести рисунок на поверхность металлической пластины?
(С помощью копировальной бумаги, предварительно зачистив поверхность
заготовки мелкозернистой наждачной шкуркой).
- Каким образом можно провести отделку поверхности готовой чеканки?
(Шлифованием и полированием выпуклых участков рельефа, нагреванием
готового изделия на электрических плитах для получения на поверхности чеканки
красивых по цвету защитных плёнок).
Критерии оценки качества выполнения металлических рельефов в технологии
чеканки:
-выполнение правил безопасной работы;
- качественная подготовка заготовки – металлической пластины;
- точность и аккуратность переноса рисунка на металлическую пластину;
- правильный выбор инструмента для чеканки, верное исполнение приёмов работы
ими;
- точное соблюдение рекомендаций учителя по исполнению работы;
- аккуратность в исполнении обводки (расходки) контуров рисунка чеканки;
- аккуратность и выразительность полученного рельефа;
- качественно выровненная поверхность фона;
- наличие чистой, полированной поверхности;
- качественное лакирование изделия.
Учитель составляет протокол анализа работы учеников по данной теме с учётом
перечисленных критериев.
Учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной
работы с заготовками из тонколистового металла.
4. Подведение итогов и рефлексия.
Верны ли следующие утверждения:
Утверждение
Да
Чеканка-это разновидность художественно-декоративного искусства.
+
Для создания металлических рельефов применяются заготовки из
тонколистовой меди, латуни, жести, серебра, золота и их сплавов.
+
Для изготовления металлических рельефов в технологии чеканки
используют тонкие кусочки металлической проволоки разного сечения.
Для изготовления металлических рельефов в технологии чеканки
применяют инструменты, изготовленные из углеродистой и
легированной инструментальной стали.
+
Для изготовления металлических рельефов в технологии чеканки
применяют инструменты, изготовленные из твёрдых пород деревьев.
+
Основой изготовления изделий в технологии чеканки является
механическое свойство металлов – упругость.
Основой изготовления изделий в технологии чеканки являются
свойства металлов – пластичность (механическое свойство),
ковкость (технологическое свойство).
+
В конце урока учитель предлагает обучающимся сделать выводы по изученному
материалу, выставляет каждому ученику комплексную оценку, учитывая результаты
выполнения практических работ, отмечает лучшие работы обучающихся.
5.Задание на дом.
Изучить текст учебника в параграфе 27, страницы 132 – 137. Ответить на вопросы
на странице137. Подготовить презентацию на тему: «Чеканка по металлу».
Информационно-технологические материалы:
1. Художественная обработка металлов. Чеканка.
http://fb.ru/article/168820/chekanka-po-metallu-hudojestvennaya-obrabotka-metalla-
risunki-dlya-chekanki
2. А. Т. Тищенко. Технология. Индустриальные технологии. Методическое
пособие. М.: Вентана – Граф 2016.-168 стр.
3. А. Т. Тищенко. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник
для учащихся общеобразовательных организаций \ А. Т. Тищенко, В. Д.
Симоненко \ М.: Вентана – Граф 2015.-176 стр.
4. Народные промыслы. Художественная обработка металла.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C
http://nhpko.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-
%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%
D0%B2/%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1
%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-
%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D
0%B0-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0