Конспект урока "Вышивка гладью" 8 класс

8 класс.
Тема урока:« Вышивка гладью».
Цели:
ознакомить учащихся с технологией выполнения разных видов свободной глади;
научить осуществлять подбор ниток в тон при выполнении художественной
глади;
развивать художественный вкус, творческие способности, координацию
движения рук;
исполнительские умения;
воспитывать интерес к родной культуре, любовь к традициям своего народа;
прививать навыки культуры труда и аккуратности;
Оборудование и материалы для урока:
кабинет трудового обучения; презентация «Искусство вышивание»,
иллюстрации, образцы вышивок, проектор, экран.
образцы объектов труда;
иглы, нити для вышивки- мулине;
пяльцы, канва, плотная ткань, рисунки, копировальная бумага, простой
карандаш;
книги по вышивке.
Тип урока комбинированный.
Ход урока
1.Организационный момент: - приветствие
- сообщение темы, цели урока;
- проверка готовности к уроку.
Слово учителя.
Тема нашего урока:« Вышивка гладью».
Цель урока: Научиться вышивать односторонней, двухсторонней гладью.
2.Актуализация опорных знаний Работа в группах
Учитель объединяет учащихся в две- три группы и предлагает сравнить
разные виды свободной глади (по технологии выполнения, выбору цвета ниток,
размером элементов вышивки, критериям качества и т.д.), подобрать изделия,
для которых возможно использование этих видов глади.
Обсуждение результатов работы. представители каждой группы
записывают на доске результаты работы Затем происходит их коллективное
обсуждение.
3.Повторение пройденного материала
Назовите этапы подготовки к вышиванию. (Рассказывают учащиеся)
Выбор рисунка для вышивания. (Рассказывают учащиеся)
Назначение изделия;
Выбор швов для вышивания;
Расположение узора и орнамента на изделии;
Выбор цвета и ритма;
Композиция построения узора.
Выбор инструментов и материалов для вышивания. (Рассказывают учащиеся)
Подготовка ткани к работе.
Разметка размера рисунка.
Перевод рисунка на ткань.
Увеличение и уменьшение рисунка.
Заправка изделия в пяльцы.
Подготовка пасмо мулине к работе.
Отрезание нитки и вдевание нитки в иглу.
Закрепление рабочей нити на ткани без узла.
Окончательная обработка вышитых изделий.
4.Изучение нового материала
Из истории вышивки гладью. (Рассказывают учащиеся)
Учитель дополняет выступление учащихся с показом презентации
(слайд№1-5):
Вышивка возникла в те самые незапамятные времена, когда один из
первобытных людей сделал первый стежок. С тех пор она стала
неотъемлемой частью жизни человека. Первые вышитые рисунки были весьма
непривлекательными. Но стремление к совершенству исправило эти
недостатки, явив миру вышивку гладью. В музеях хранятся изделия, вышитые
этим способом, которым уже более 2 тысяч лет. По сей день гладь сохраняет
свою актуальность.Самое распространенное мнение гласит, что вышивка
гладью впервые появилась в Древнем Китае в VI в до н.э. Считается, что
китайские дамы из знатных родов были очень искусными в вышивании шелком
по шелку. Древнейшие работы, дошедшие до нас, выполнены нитями из
серебра, золота и волос. Такое искусство оказало сильное влияние на японских
мастеров вышивки.Через Великий Шелковый Путь знания о таких вышивках
попали в Европу – Древний Рим и Древнюю Грецию, а оттуда распространились
по всему миру. Стала известна легенда о дочери красильщика – Арахне,
которую учила вышивать сама Афина Паллада. За то, что она обошла в
мастерстве свою учительницу, боги превратили ее в паука. Гомер в своих
произведениях упоминает вышивку. Так, плащ Улисса был вышит золотыми
нитями. В «Илиаде» Елена создает на полотне битву троянцев и греков.
Наибольший толчок в развитии этого искусства греки получили в 330-х годах
до н.э., в период, когда Александр Македонский привез из покоренной Азии
примеры великолепных расшитых шатров и плащей.Большого мастерства
достигли византийские умельцы. Они вышивали одежду, конскую сбрую. Их
произведения направили в новое русло развитие глади на средневековом Западе.
В XIII веке в Англии стали появляться великолепные вышивки из золота и
шелка.На Руси мастерицы активно использовали приемы вышивки, которые
применяются и в современном мире. Это говорит о высоком уровне развития
этого искусства. Рисунки, которые вышивались на рубахах, скатертях,
шторах наделялись сакраментальными свойствами. Некоторые области
создавали свой уникальный и неповторимый способ вышивания.Сегодня гладь –
одна из самых распространенных видов вышивок. Она применяется
повсеместно опытными и начинающими рукодельницами. Развитию этого
искусства способствует обилие магазинов, предлагающих товар на разный
вкус.Создавая рисунки гладью, мы отдаем дань мастерам из прошлого,
создавшим и улучшившим методы вышивки.
Давайте посмотрим небольшие видео сюжеты о вышивке гладью.
Учитель: мы вместе рассмотрим, что такое гладь, её виды и способы
выполнения.
Показ презентации с объяснением.
Гладь — это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и
косыми стежками. Существует много техник выполнения глади
Гладь бывает односторонняя и двусторонняя (слайд№6), плоская (без настила)
и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и
свободная или рисованная, одноцветная и многоцветная(слайд№7).
Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от
качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.
Гладь свободная без настила двусторонняя, широко используется в
растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Мелкие листики
вышивают косой гладью, плоды — прямой (слайд№8). В крупных деталях узора
стежки глади располагают по' форме узора: в лепестках цветов — от края к
центру узора, в листьях — от края к середине, по направлению прожилок
(слайд№9). Иногда контур листьев зашивают не полностью (слайд№10). Гладь
вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь
давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на
Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при
обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение
стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей в ткани
(слайд№11). На слайде показано, как заполнить узор гладью вприкреп.
Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора
длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или
косые ряды ниток-прикрепок (слайд№12).
Верхошов — односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется
большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к
центру {слайд№13). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а
с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (слайд№14).
Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру.
Стежки прокладывают по форме узора: в цветах — от края к центру, а в
листьях, стеблях и ветках — наклон(слайд15).
5.Мини- практикум
Повторение правил безопасной работы и санитарно- гигиенических
требований при вышивании.
6.Практическая часть. Работа в группах.
Технология выполнения работы. (Для каждой группы заготовлено по две
карточки)
Учитель предлагает ученикам:
1. Самостоятельно ознакомиться с карточками
2. Выбрать рисунок для картинки из предложенных на карточке, перевести на
ткань
3. Подобрать нити мулине нужных цветов
4. Приступить к практической работе, пользуясь рекомендациями, данными в
карточке (во время выполнения практического задания не забывайте о
технике безопасности при работе с иглами, булавками и ножницами)
7. Перемена.
Гимнастика для глаз. Проветривание кабинета.
8. Практическая часть. (Вышивание картинки односторонней гладью)
Закрепление знаний и умений учащихся.Учитель организует обсуждение
качества выполнения работы с учётом критериев, используя методы само- и
взаимо- контроля.,комментиуя допущенные ошибки.
9. Подведение итогов занятия.
1. Учащиеся демонстрируют проделанную работу.
2. Учитель проверяет и дает необходимые рекомендации.
3. Учащимся предлагается ответить на 5 вопросов для закрепления темы
(амостоятельно оценить себя по пятибалльной системе. (Вопросы
распечатаны на отдельных листах для каждого ученика)
4. Учитель подводит общий итог занятия (Что получилось, что усвоили, какие
возникли проблемы, что предстоит доработать. Предлагается закончить
вышивание и оформление картинки дома).
В конце занятия ученики приводят свои рабочие места в порядок
Вопросы для закрепления темы:
1. Где и когда появилась цветная гладь? (Ответ: В г
ороде Александрове Владимирской области, в XX веке. )
2. Какие приемы (виды швов) характерны для односторонней глади?
(Ответ: Широко используются отделочно-декоративные швы: “строчка”,
“стебельчатый”, “тамбурный”, “петля”, “козлик”, а также контурная
гладь, двусторонняя гладь, гладь с вливанием тонов. )
3. Ка кие узоры используются?
(Ответ: Узоры с растительными мотивами)
4. Для украшения каких
изделий применяется данный вид вышивки чаще всего? (Ответ: Для
украшения столового белья, занавесей, покрывал, подушек, крайне редко
одежду. )
5. Особенности цветовой гаммы. (Ответ: Цветовое решение, как правило,
условно. Главная задача подчеркивать сходство с растением. )
10.Домашнее задание.Придумать композицию вышивки.
Список литературы, используемой учителем для разработки занятия:
1. Сост. Ивахнова М. / Ручная вышивка – М. : Олимп; Смоленск: Русич,
1999. - стр. 146-152.