Конспект урока "Развитие личности ребёнка средствами декоративно - прикладного творчества" 5-7 класс

Тема: Развитие личности ребёнка средствами декоративно-прикладного
творчества на уроках технологии в 5-7 классах.
Чулая Татьяна Владимировна
Учитель технологии
МОУ СОШ№ 20г. Тверь
Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе.
Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный
мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней
индивидуально. Человек это: 1) индивид, 2) личность, 3) субъект, 4)
индивидуальность, 5) уникум.
Учитель и педагог Сухомлинский В. А. посвятил своим ученикам три
тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена
одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского
представляется целым совершенно особым, уникальным миром. Нет в мире
ничего сложнее и богаче человеческой личности.
В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель
воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой
деятельности во всех сферах жизни.
Из этой цели возникают следующие задачи:
1) Выявление сущности личности.
2) Изучение появления различных сторон личности, особенности
протекания психических процессов, особенности психического состояния,
психологические свойства личности.
3) Познать законы формирования личности.
4) Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для
развития целостной личности важно понимать воспитание как
взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей.
Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека
умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор
нравственным путем. Что требует от обращения человека "внутрь себя", к
своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с
помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно
человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском
ответов на вопросы : кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от
жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания в
ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности
рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной
жизни в соответствии с жизнью других людей.
В статье "Всех начал начало", народный учитель Галина Данилова
пишет: детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека
необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память
умерших, быть благодарным людям за их труд". К. Д. Ушинский считал, что
совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития
личности. "Мы уверены, - писал он, - что воспитание, совершенствуясь,
может далеко раздвинуть пределы человеческих сил ; физических,
умственных и нравственных.
Формирование личности происходит на основе всех аспектов:
физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического
воспитания, а так же духовного развития человека.
Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и
продолжается всю человеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового.
В старшем возрасте этот процесс скорее самопознание мира. Но наибольшая
активность становления личности происходит в подростковом возрасте.
Подростковый период - это один из сложнейших этапов жизни человека. В
наше время играет большую роль такая наука как валеология. Эта наука
тесно связана с педагогикой, психологией, медициной. Валеологи
устанавливают перед собой множество педагогических проблем и методы их
устранения.
Большое внимание можно уделить проблеме экологии. Внедрение в
воспитание этого раздела убеждает воспитанника в нужности этой проблемы.
Наряду с этим, много внимания уделяют педагоги развитию гуманных,
нравственных и эстетических чувств человека. Л. С. Володский говорил: "...
Акт искусства есть творческий акт и не может быть воссоздан путем чисто
сознательных операций, но если самое важное в искусстве сводится к
бессознательному и к творческому - значит ли это, что всякие сознательные
моменты и силы вовсе из него устранены?" Обучить творческому акту
искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать
его образованию и появлению. В соответствии с современными
представлениями об эстетическом воспитании как обеспечивающем, в
конечном счете, участие человека в социально-культурных процессах
искусства, воздействие на все компоненты личности, особым образом
связывая его с миром.
В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как
ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению.
Сейчас же ввиду очень быстрых научно - технических, культурных, бытовых
изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости,
по тому, как подготовлена молодежь самостоятельно действовать и
принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в
жизни их родителей. Такая постановка вопроса предлагает относиться к
молодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту
социального действия, что, в свою очередь, требует разработки
принципиально иного типа социальной молодежной политики. В педагогике
это будет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии - требование
понимания. Соответственно в ходе создания концепций, обязательно нужно
учитывать субъективные " свойства " молодых людей.
Проблемы воспитания.
Большой проблемой сегодняшнего дня является недостаточность
воспитания нового поколения именно в эстетически - нравственном
направлении. Несмотря на то, что обучению в наше время уделено много
внимания появляются специализированные школы, детские сады, гимназии,
колледжи и прочее.
Многие педагоги забыли, что целью является воспитание не физика, а
человека. Обучение не есть ценность, а есть средство.
Огромную проблему представляет вопрос о здоровье будущего
поколения, о перегруженности ученика, начиная со школы.
Народная культура и традиционное художественное воспитание в
духовном становлении личности.
Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У
каждого человека есть понимание значимости культуры. Выделение в
качестве первоочередной задачи восстановления механизмов
преемственности в воспитании культуры заметно повышает роль традиций
народного художественного творчества и как методологической основы, и
как содержательной базы реализации разрабатываемых программ
художественного воспитания подрастающего поколения. При этом важно
подчеркнуть, что традиции местных национальных, этнических культур
являются определяющими.
Специфика осуществления связи поколений в плане преемственности
народной культуры заключается в воспитании культурной средой, через
глубокое "погружение" в культурные отношения, наработанные и
закрепленные многовековой историей общественного развития. Атмосфера
многообразных культурных традиций всегда окружала человека с первых
дней жизни и завершала весь его жизненный цикл. При этом народная
культура выступала как синкретичная, соединяющая в единое целое всю
совокупность материально-духовных связей человека с окружающим миром
и неразрывно слитая со всеми сторонами его духовной и предметно-
практической деятельности. В этих условиях воздействие на различные
сферы сознания формирующейся личности происходило естественным
путем, без диктата и навязывания, осуществлялось самой жизнью. По мере
развития эмоционально-чувственного восприятия мира ребенок познавал все
более широкие грани народного искусства, приобретал необходимые знания,
умения и навыки творческого самовыражения. Ко времени осознанного
отношения к действительности его память была заполнена разнообразными
художественными впечатлениями, образами, представлениями. Подобное
воспитание давало не только разностороннюю комплексную ориентацию в
культурной сфере, но и открывало простор для проявления индивидуальных
интересов, склонностей, способностей. Так постепенно в сознании человека
складывался культурный иммунитет, основанный на традициях определенной
культуры (этнической, национальной, классовой) и органично
соответствующий определенной фазе исторического и социально-
экономического развития общества. Не менее важен и содержательный пласт
народной культуры, опирающийся на многовековые традиции практического
преобразования окружающей действительности, развития духовной культуры
и языка конкретного народа с его национальной и этнической спецификой и
самобытностью, Понимание красоты мира, природы, человека, его
многогранной материально-духовной деятельности через познание
национального характера, непреходящих нравственных и культурных
ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного
воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и
нравственных норм.
Синкретизм народной культуры также предполагает взаимодействие
всего спектра чувств и эмоций человека в неразрывной связи с его
конкретной предметно-практической и духовной деятельностью. Наблюдение
обрядов и праздничных действий в народной культуре позволяет достаточно
объективно проследить эту взаимосвязь. Ни один из жанров народного
художественного творчества, включая декоративно-прикладное, не выступает
в качестве. самостоятельного, изолированного и завершенного, а составляет
органичную часть единого целостного явления, действа, обряда. При этом в
качестве направленных факторов эмоционально-чувственного воздействия на
человека выступают не только духовные элементы художественного
творчества, но и весь составляющий его комплекс, включающий среди
прочего, и предметно-материальные атрибуты культуры (оформление,
одежду, утварь, национальную кухню и т.д.). Комплексная организация
народной культуры предусматривает свободное вхождение и самовыражение
любого участника какого-либо обряда или действия, раскрепощение его
творческого потенциала согласно личным интересам и способностям.
Одним из реальных путей осуществления массового художественного
воспитания детей является возрождение механизмов преемственности
народной культуры. На ранних этапах развития ребенка, связанных с
эмоционально-чувственным познанием мира, главное место необходимо
отвести традициям художественного синкретизма. Неоценимую помощь в его
внедрении могли бы оказать местные фольклорные коллективы. Культурно-
эстетическое развитие и художественное воспитание школьников по
возможности должны включать всю полноту психологических связей с
окружающим миром, мобилизующих все органы чувств ребенка. На более
поздних этапах жизни система детского художественного воспитания может
базироваться на интегративных связях искусств, направленных на создание
качественно нового уровня духовной культуры, не сводимой к простой сумме
отдельных его видов. Объединяющим же началом в художественном
воспитании различных возрастных групп подрастающего поколения должна
стать, как и в народной культуре, художественно-творческая деятельность,
реализующая интересы и способности каждого её участника. Поэтому
деятельностные формы постижения основ народной культуры следует
внедрять в работе школ. Здесь необходимо отказаться от односторонней
ориентации на унифицированное изучение только академического искусства
активизировать поиск путей приобщения учащихся к народной
художественной культуре с учетом, разумеется, её местных, национально-
этнических особенностей. Итак, народные традиции в наше время должны
занять главное место в формировании высоконравственной, культурно
образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и
понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический язык своего
народа, его нравы, обычаи -весь комплекс духовных ценностей.
Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического и
патриотического воспитания школьников.
Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с
которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях
эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю.
Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания
детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия
по декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные
цели и задачи:
Изучить:
- традиционное лоскутное шитье;
- плетение и ручное ткачество поясов и опоясков;
- особенности народной вышивки;
- символику и обереговое значение вышивки.
Освоить:
- приемы и технику выполнения русских узоров;
- технику плетения бисером ;
- технику изготовления игрушек из соломки.
Приобрести:
- навыки и мастерство в изготовлении народной игрушки
(дымковской, филимоновской, тульской);
- умения росписи по дереву (городецкая, полков-майданская, гжель);
Общими задачами воспитания и обучения декоративно-
прикладному искусству являются:
- приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;
- развитие личности на основе пробуждения творческих
способностей, обогащение её духовного мира;
- формирование представлений о красоте и гармонии;
- воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему
поколению;
- воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;
- формирование специальных умений в создании произведений
декоративно- прикладного творчества;
- сохранение и развитие самобытного искусства художественных
традиций русского народа;
- воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения
народного прикладного искусства, его истории и традиций.
Можно выделить этапы эстетического познания учащимися народного
искусства. С методической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли
свое отражение в учебно-воспитательной работе на уроке.
Первый этап. Эмоциональное восприятие учащимися произведения
народного искусства.
Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предметов
народного творчества.
Третий этап Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и
научной ценности произведения народного творчества.
Четвертый этап. Углубление представлений учащихся о
художественном образе.
Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными
произведениями декоративно-прикладного искусства.
Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим
освоением учащимися народного искусства.
Первый и второй этапы эстетического освоения учащимися народного
искусства протекают в момент непосредственного восприятия детьми
художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий
предмет, но можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайде.
Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить,
привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователи
народного творчества неоднократно указывали на общность художественных
образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве Народа. Так
В.М. Василенко пишет: "Общий приподнятый и несколько торжественный
характер крестьянского изобразительного искусства, говорящий о
потребности в украшении, о некоторой своеобразной идеализации отдельных
событий, предметов, может быть сопоставлен с такой же возвышенной
трактовкой многих образов в фольклоре - в сказках, былинах, легендах, где
герои их зовутся царями, царевичами, королевичами, со свадебными
песнями, где выступают "бояре", "боярышни", "купцы", а жених с невестой
величаются "князем" и "княгиней"
Эмоциональным восприятием учащимися произведения народного
искусства не должен ограничиваться процесс эстетического познания
школьниками художественных свойств предмета. Иногда учителю
приходится преодолевать элементы субъективности в оценках. В этом плане
серьезную помощь может оказать искусствоведческая литература,
посвященная анализу художественного образа в декоративно-прикладном и
народном искусстве. Это труды известных искусствоведов А.Б. Салтыкова,
B.C. Воронова, А.К. Чеклова, В.М. Василенко, А.И. Некрасова и др. Практика
работы с учителями по изучению народного творчества на уроках позволяет
вычленять важные моменты для определения художественности
произведения народного искусства: 1) связь между формой предмета и его
назначением; 2) взаимосвязь между формой и материалом, из которого
выполнена вещь; 3) связь между формой предмета и его крашением.
Третий и четвертый этапы эстетического усвоения народного
творчества связаны с процессом углубления представлений учащихся о
художественном образе. Учитель должен подготовить материалы,
объясняющие учащимся происхождение той или иной художественной вещи.
Он должен помочь детям представить художественную вещь в среде.
Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только мог
любоваться красотой её формы, росписи, но и применять её в быту.
Пропорции, цвет, форма художественной вещи связаны с общей обстановкой,
с ансамблем того предметного мира, в котором мы живем. Если на уроке
учащиеся знакомятся с художественными вещами XVIII или XIX веков, то
соответственно необходимо показать ту среду, в которой жили эти вещи. На
помощь учителю могут прийти многочисленные таблицы, связанные с
курсом истории в средних классах.
Завершается процесс эстетического освоения учащимися народного
творчества непосредственным участием детей в создании эскиза
художественной вещи. В единстве эстетического познания учащихся и
художественной их практике на материале народного творчества мы видим
один из действенных принципов развивающего, обучения на уроках
изобразительного искусства.
Итак, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной
материально-духовной деятельности через познание национального
характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее
эффективный путь полноценного художественного воспитания личности,
формирования его эстетических вкусов и нравственных норм. Народные
традиции в наше время должны занять главное место в формировании
высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в
доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают
музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь
комплекс духовных ценностей.
В курсовой работе указаны принципы эстетического воспитания
школьников которые опираются на принципы педагогики в целом.
СИСТЕМА РАБОТЫ.
Декоративно-прикладное творчество даёт возможность развития у
учащихся творческих способностей, а так же развивает эстетический вкус,
совершенствует их умения и навыки. На уроках развитие творческих
способностей учеников опирается на современную научно-обоснованную
методику преподавания, которое направлено не только на передачу
конкретных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческого
потенциала.
Проводя уроки по декоративно-прикладному творчеству, я стараюсь
воспитывать трудолюбие, волю, пытаюсь формировать представление о
красоте, гармонии, прививать любовь к родному краю. Хочется, чтобы уроки
помогали ребятам раскрыть многогранный духовный мир человека, а
благодаря тому, что уроки сопровождаются народной музыкой, лучше
усваивается музыкально-поэтический язык народа и его творчество. Я
ориентирую обучение на национальные традиции, на занятиях использую
произведения музыкального фольклорного искусства.
1. Начиная уроки технологии в пятом классе, совместно с психологом
школы, проводим ряд тестов на выявление способностей учащихся, их
трудолюбия, настойчивости, воли, уверенности.
2. На каждом следующем уроке цели курса «Вышивка» - это
усовершенствование навыков художественной обработки материалов,
стремление воспитать у ребят творческий подход к выполнению домашних
заданий, развивать их воображение, творческое мышление, прививать
эстетический вкус.
3. Одной из основных задач является усовершенствование мастерства в
выполнении ручных швов, а так же повторение и закрепление полученных
ранее знаний, умений, навыков в увеличении или уменьшении выбранного
рисунка, а так же подборе цветовой гаммы.
4. Продолжая показ возможностей рукоделия, не прекращать прививать
интерес к вышивке, рассказывать историю русской вышивки, стремиться
расширить кругозор учащихся, дать понять, что вышивка - это источник
познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Многие девочки посещают ансамбль «Ладушки» при нашей школе, где
продолжают совершенствовать мастерство в вышивке костюма (счётный
крест), плетут пояса, узнают народные песни, частушки. Это помогает
проводить уроки, интегрированные с музыкальным искусством.
5. Дальше перед учащимися ставится цель в умении составлять эскизы
будущего изделия, используя знания о композиции и цвете. Начинается
работа над запуском проекта.
6. Продолжаем формировать у ребят умение оценивать свой труд с
экологической и экономической стороны, самостоятельно разрабатывать
эскиз будущего изделия, придумывать узоры и их расположение исходя из
области применения выбранного изделия: салфетки, сувениры, закладки,
декорирование одежды.
ВЫВОДЫ
В заключении хочется отметить, что образовательные, воспитательные и
развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на
фоне высокой эмоциональной активности учащихся.
Если ребятам на уроке интересно, а для этого используются всё средства
для привлечения внимания учащихся, вовлечения их в творческий поиск: и
рассказ, и демонстрация слайдов, дидактический и раздаточный материал,
фольклорная музыка и др. Только тогда достигаются хорошие результаты.
Исследование подтвердило, что улучшение развития творческих
способностей учеников в процессе занятий декоративно-прикладным
творчеством (вышивкой) происходит, если учебный процесс строится с
учётом психофизиологических особенностей и индивидуальных
возможностей учеников, если методика преподавания опирается на
современную научно-обоснованную базу.
Для выполнения поставленных задач использовался анализ
существующих учебных программ, изучалась научно-методическая
литература, а так же систематический анализ наблюдений, проверка
полученных знаний (чтобы заинтересовать ребят при помощи кроссвордов
Участие ребят в школьных, городских Олимпиадах по предмету, а также
занятие ими призовых мест на районных, городских выставках творчества
учащихся, подтверждает, что у ребят повышается интерес к фольклорному
искусству, национальным традициям, к декоративно-прикладному
творчеству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кочетов А.И. "Как заниматься самовоспитанием", Мн., Выш. шк., 1986.
2. Орлов Ю.М. "Самопознание и самовоспитание", М., просвещение, 1997.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 1995.
4. Немов Р.С. Практическая психология. 1997.
5. Практика персонального образования. // Под ред. Круйнова Ю.В.; М.:
2000/
6. Ильенков Э. В. Что же такое личность? Философия и культура. М.,
1991.
7. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного
человека. М., 1998.
8. Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1997.
10. Хьелл Л. А., Зиглер Д. Дж. Теории личности. - СПб, 1997.
11. Психология личности и образ жизни. Сб. ст. Отв. ред. Шорохова Е. В. -
М., 1987.
12. Бондаревская Е.В. "Теория и практика личностно ориентированного
образовани". - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического
университета, 2000. - 352с.
13. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного
образовательного процесса в школе: Монография/ М.Е. Кузнецов -
Новокузнецк, 2000. - 342с.
14. М.Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников
Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического
университета. НМЦ «Технология» 1999. - 94с.
15. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические
проблемы)/ Л.М. Митина- М.: «Дело», 1994. - 216с.
16. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие/ Т.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256с.
17. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и
технология: Монография [текст] /В.В. Сериков - Волгоград: Перемена. 1994. -
152с.
18. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога:
разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. -
128с.
19. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной
школе/ И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. - 96с.
20. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного
обучения в современной школе / И.С. Якиманская. М. - 2000, - 176с.
21. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 304 с.
22. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 128 с.
23. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1997. 230
с.
24. Подласый И.П. Педагогика-М.: Просвещение, 1994. 25.Шаймарданов
Р.Х. Технология личностно-ориентированного педагогического процесса -
Сургут.
26. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека //
Избр. психологические произведения: в 2 т., Т. 1.
27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.,
1968
28. Столин В.В. Самосознание личности - М., 1983 29.Ананьев Б. Г. О
человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные
психологические труды: в 2 т., Т. 1. - М., 1980.