Контрольная работа "Средства выразительности речи" 11 класс

Лидия Николаевна Белая
1
Готовимся к ЕГЭ.
Контрольная работа. Средства выразительности речи.
Вариант №1.
I.Соотнесите тропы и их определения.
1.
Метафора
А. Изобразительный прием, основанный на сопоставлении
одного явления или понятия с другим.
2.
Метонимия
Б. Разновидность метафоры, основанная на переносе
признаков живого существа на явления природы, предметы и
понятия.
3.
Олицетворение
В.Выражение, которое употребляется в переносном значении
на основе сходства двух предметов или явлений по какому-
либо признаку.
4.
Гипербола
Г.Перенос названия с одного предмета на другой на
основании их смежности.
5.
Эпитет
Д. Оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или
словосочетания.
6.
Сравнение
Е. Образное выражение, содержащее непомерное
преувеличение какого-либо признака предмета, явления,
действия.
7.
Перифраз
Ж. Образное определение, отмечающее существенную для данного
контекста черту в изображаемом явлении.
II. Определите средства выразительности в поэтических текстах.
1. На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин)
2. Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)
3. Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус)
4. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина. (М.Лермонтов)
5. И воск слезами с ночника
На платье капал. (Б.Пастернак)
а) Гипербола; б) эпитет; в) метафора; г) перифраза; д) метонимия.
III. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1.
Анафора
А. Стилистический прием, заключающийся в расчленении
единой синтаксической структуры предложения на несколько
интонационно-смысловых единиц фраз.
2.
Оксюморон
Б. Тождественное или сходное построение смежных частей текста:
рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые,
соотносясь, создают единый образ.
3.
Парцелляция
В. Намеренное опущение союзов между однородными
членами предложения или частями сложносочиненного
Лидия Николаевна Белая
2
предложения.
4.
Синтаксический
параллелизм
Г. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью
подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента
текста
5.
Градация
Д. Стилистическая фигура, в которой соединяются обычно
несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
6.
Инверсия
Е.Повторение слова или группы слов в начале строк, строф или
предложений.
7.
Бессоюзие
Ж. Прием, состоящий в последовательном расположении слов,
выражений, тропов в порядке усиления (возрастания) или
ослабления (убывания) признака.
IV. Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.
1. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)
2. Таскали – то кирпичик, то полено,
То бревнышко. И прятались. (А.Блок)
3. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)
4. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночей, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.Фет)
5. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А.Блок)
а) Анафора; б) парцелляция; в) оксюморон; г) градация; д) бессоюзие.
V. Какие художественные средства (тропы) использовал М.А.Шолохов в этом
предложении?
Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по
человеческой крови, осколки чугуна и стали.
Лидия Николаевна Белая
3
КЛЮЧИ
Вариант 1.
I.
1.
Метафора
В.Выражение, которое употребляется в переносном значении
на основе сходства двух предметов или явлений по какому-
либо признаку.
2.
Метонимия
Г.Перенос названия с одного предмета на другой на
основании их смежности
3.
Олицетворение
Б. Разновидность метафоры, основанная на переносе
признаков живого существа на явления природы, предметы и
понятия.
4.
Гипербола
Е. Образное выражение, содержащее непомерное
преувеличение какого-либо признака предмета, явления,
действия.
5.
Эпитет
Ж.Образное определение, отмечающее существенную для
данного контекста черту в изображаемом явлении.
6.
Сравнение
А.Изобразительный прием, основанный на сопоставлении
одного явления или понятия с другим.
7.
Перифраз
Д.Оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или
словосочетания.
II. 1-б; 2-а; 3- г; 4-д; 5-в.
III.
1.
Анафора
Е.Повторение слова или группы слов в начале строк, строф
или предложений.
2.
Оксюморон
Д. Стилистическая фигура, в которой соединяются обычно
несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
3.
Парцелляция
А. Стилистический прием, заключающийся в расчленении
единой синтаксической структуры предложения на несколько
интонационно-смысловых единиц фраз.
4.
Синтаксический
параллелизм
Б. Тождественное или сходное построение смежных частей текста:
рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые,
соотносясь, создают единый образ.
5.
Градация
Ж. Прием, состоящий в последовательном расположении слов,
выражений, тропов в порядке усиления (возрастания) или
ослабления (убывания) признака.
6.
Инверсия
Г. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью
подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента
текста.
7.
Бессоюзие
В.Намеренное опущение союзов между однородными членами
предложения или частями сложносочиненного предложения.
IV. 1-г; 2-б; 3- в; 4-д; 5-а.
V. Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по
человеческой крови, осколки чугуна и стали.
(Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение).
Лидия Николаевна Белая
4
Готовимся к ЕГЭ.
Контрольная работа. Средства выразительности речи.
Вариант №2.
I.Соотнесите тропы и их определения.
1.
Сравнение
А. Разновидность метонимии, основанная на перенесении
значения с одного явления на другое по признаку
количественного отношения между ними.
2.
Синекдоха
Б. Образное выражение, содержащее непомерное
преуменьшение какого-либо признака предмета, явления,
действия.
3.
Литота
В. Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли
(понятия, суждения) посредством конкретного образа.
4.
Ирония
Г. Изображение людей и явлений в фантастическом,
уродливо-комическом виде.
5.
Аллегория
Д. Изобразительный прием, основанный на сопоставлении
одного явления или понятия с другим.
6.
Каламбур
Е. Употребление слова или высказывания в смысле,
противоположном прямому.
7.
Гротеск
Ж. Шутка, основанная на комическом использовании сходно
звучащих, но разных по значению слов; игра слов.
II. Определите средства выразительности в поэтических текстах.
1.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)
2.
Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо
господского дома?.. (Н.Гоголь)
3.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)
4.
Ты все пела? – Это дело!
Так поди же попляши. (И.Крылов)
5.
И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин)
а) Литота; б) сравнение; в) ирония; г)синекдоха; д) гипербола.
III. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1.
Эпифора
А. Намеренное опущение союзов между однородными
членами предложения или частями сложносочиненного
предложения.
2.
Многосоюзие
Б. Повтор какого-либо отрезка речи (предложения,
стихотворной строки) в начале следующего за ним
соответствующего отрезка речи.
Лидия Николаевна Белая
5
3.
Анафора
В.Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом
обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления
выразительности речи.
4.
Умолчание
Г.Избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов,
ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное
средство.
5.
Риторическое
обращение
Д. Намеренный обрыв высказывания, передающий
прерывистость, взволнованность речи.
6.
Подхват
Е. Повтор слова или группы слов в начале строк, строф или
предложений.
7.
Бессоюзие
Ж. Повторение слов или группы слов в конце строк, строф или
предложений.
IV.Определите средства выразительности в поэтических текстах.
1.
Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)
2.
Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)
3.
Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь,
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям)
4.
О, глубокая ночь!
О, холодная осень! Немая! (К.Д.Бальмонт)
5.
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору (М.Ю.Лермонтов)
а) Подхват; б) эпифора; в) инверсия; г)антитеза; д)риторическое восклицание.
V. Какие художественные средства (стилистические фигуры) использовал
А.Т.Твардовский в этом стихотворении?
Война – жестче нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
Лидия Николаевна Белая
6
КЛЮЧИ
Вариант 2.
I.
1.
Сравнение
Д. Изобразительный прием, основанный на сопоставлении
одного явления или понятия с другим.
2.
Синекдоха
А. Разновидность метонимии, основанная на перенесении
значения с одного явления на другое по признаку
количественного отношения между ними.
3.
Литота
Б. Образное выражение, содержащее непомерное
преуменьшение какого-либо признака предмета, явления,
действия.
4.
Ирония
Е. Употребление слова или высказывания в смысле,
противоположном прямому.
5.
Аллегория
В. Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли
(понятия, суждения) посредством конкретного образа.
6.
Каламбур
Ж.Шутка, основанная на комическом использовании сходно
звучащих, но разных по значению слов; игра слов.
7.
Гротеск
Г.Изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-
комическом виде.
II.1-б; 2-г; 3-а; 4- в; 5-д.
III.
1.
Эпифора
Ж. Повторение слов или группы слов в конце строк, строф или
предложений.
2.
Многосоюзие
Г. Избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов,
ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное
средство.
3.
Анафора
Б. Повтор слова или группы слов в начале строк, строф или
предложений.
4.
Умолчание
Д. Намеренный обрыв высказывания, передающий
прерывистость, взволнованность речи.
5.
Риторическое
обращение
В. Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом
обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления
выразительности речи.
6.
Подхват
Е. Повтор какого-либо отрезка речи (предложения,
стихотворной строки) в начале следующего за ним
соответствующего отрезка речи.
7.
Бессоюзие
А. Намеренное опущение союзов между однородными
членами предложения или частями сложносочиненного
предложения.
IV.1 - в; 2 -г ;3 -б ; 4 -д; 5 - а.
V. Война – жестче нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова. ( Анафора, эпифора, параллелизм)
Лидия Николаевна Белая
7