Русская поэзия второй половины XX века ( творчество Н. Рубцова, А. Прасолова, А. Жигулина, Ю. Кузнецова)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального
образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
Русская поэзия второй половины XX века
( творчество Н. Рубцова, А. Прасолова,
А. Жигулина, Ю. Кузнецова) (статья)
Подготовил преподаватель русского языка и литературы
Перевизник Раиса Анатольевна
Кемерово 2015
Необходимость поэзии очевидна. Правда жизни и правда прекрасного
взаимосвязаны. Е. Винокуров говорил: «Когда поэзия есть, ее не замечаешь, но
без нее люди задыхаются». Однако приобщение к поэзии, обретение
поэтического чувства не дается человеку сразу. Оно требует от каждого
страстного желания и стремления осознать, обдумать, осмыслить то, что
говорит поэт. Истинные стихи притягивают к себе, хочется вернуться к ним
еще и еще, чтобы открылся их глубокий смысл, подлинная красота. Поэзия не
знает временных границ, она вечна, покуда жив человек, бьется его сердце,
страдает и тревожится душа.
Такой вечно живой является поэзия Николая Рубцова, кровно связанная с
Родиной, подтвержденная всей его нелегкой и трагической судьбой. Александр
Блок писал, что первым и главным признаком, что «поэт есть величина
случайная, является чувство пути». Это чувство владело всеми помыслами Н.
Рубцова. Всю свою короткую жизнь он прожил так, «как будто ветер гнал по
ней, по всей земле, - по селам и столицам». Дух страннический сказался в его
поэзии с той глубиной и силой, которая доступна лишь подлинным
художникам.
Рубцов любил ходить пешком, любил облака над головой, кусты по
обочинам, любил деревенские проселки. Лучшие его строки рождались в пути,
вбирая в себя вольную волю, которой Рубцов больше всего дорожил. В поэзии
его впервые с такой остротой и всеохватностью поставлена проблема
исторической памяти, без которой немыслимо существование любой нации и
любого государства. Рубцов ощущал себя наследником тысячелетней русской
истории. В стихотворении «Старая дорога» он пишет:
Здесь каждый славен - мертвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой.
Русская история, как и русская природа, вызывают у Рубцова очень
личное чувство сопричастности всему, что было и что еще будет в судьбе
нашей Родины:
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных веков татары и монголы…
Стоит вникнуть в душевный мир поэта, вслушаться в интонации его
голоса, как сразу обнаруживается внутренняя конкретность этого мира,
соединение в нем тишины и грозы, равнодушия и смятения, трагического
человеческого бытия.
1
Поэзия Рубцова была освещена проникновенной любовью к матери-
Родине. Наверное, самым известным стало его стихотворение «Тихая моя
Родина». Оно бесповоротно завоевывает наше доверие. Когда слышишь его,
забываешь, что все это «слова», и начинаешь видеть и деревенскую школу, и
купол полуразрушенной церквушки, и зеленый простор…Стихотворение
обрывается страстной концовкой:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь…
Есть ли более яркие строки, выражающие поистине «смертную связь» с
Родиной! Поэзия Николая Рубцова всегда будет близка читателям, она вечна,
как совесть в людях.
Жизнь поэта, великого и малого, всегда подвиг. Такой подвиг совершил
воронежский поэт Алексей Прасолов. Поэт-философ много размышляет о
сущности поэтического творчества.
Стремление, чтобы даже негромкий голос поэта был услышан, является
отличительной чертой творчества Прасолова и одновременно его болью.
Москва и Воронеж не приняли Прасолова при жизни, его попросту не
услышали. Признание пришло к нему уже после смерти.
Поэт, по Прасолову, тот, кто боль народную чувствует как свою. Относя
себя к поколению, детство которого опалено войной, Прасолов рисует в своих
стихах трагические картины войны. Он приходит к новому осмыслению ее
бесчеловечности. Такие стихи, как «Тревога военного лета», «Еще метет во мне
метель…» и другие, близкие по тематике, прямо перекликаются с видением
войны в повестях В. П. Астафьева «Пастух и пастушка», В. Носова «Красное
вино победы» и говорят о том, что наши лучшие поэты близки к народной
жизни, ее нравственным устоям.
2
В русле этих традиций предстает и творчество поэта Анатолия
Жигулина, трудная судьба которого стала известна читателям по его «лагерным
стихам» и автобиографической повести «Черные камни». Удивительное
жизнелюбие пронизывает всю его мужественную и нежную поэзию:
Россия…Выжженные болью
В моей простреленной груди
Твоих плетней сырые колья
Весной пытаются цвести.
И я такой же, гнутый, битый,
Прошедший много горьких вех
Твоей изрубленной ракиты
Упрямо выживший побег.
Размышляя о своей судьбе, поэт соизмеряет ее с трагическими судьбами
русских поэтов.
В «лагерных стихах» А. Жигулина, таких как «Есть в мире разные
погосты», «Кострожоги», «Воспоминание» и другие, главная тема
человечность, столкнувшаяся с жестокостью бесчеловечной эпохи.
2
История Родины давняя и недавняя – еще одна сокровенная тема поэзии
Александра Жигулина. Он по-своему пытается осмыслить и трагедию
гражданской войны, в которой «бились красные и белые не за долю, не за
страх», а
За единую, великую,
За счастливую страну -
Шли к Якиру и Деникину
На кровавую войну.
Тема исторической памяти, осознание своей причастности ко всему, что
происходит, чувство ответственности за прошлое перед настоящим и будущим
основная направленность творчества Ю. Кузнецова. Поражают его стихи о
войне, не виденной своими глазами, но вошедшей в детскую сиротскую память.
Трагически погибшим отцам он отвечает рассказом о трагедии оставленных
ими жен и детей:
Что на могиле мне твоей сказать?
Что не имел ты право умирать?
Оставил нас одних на целом свете.
Едва ли не лучшее стихотворение Ю. Кузнецова, написанное в память о не
вернувшемся отце, - «Возвращение» - кончается строфой:
Всякий раз, когда мать его ждет,-
Через поле и пашню
Столб крутящейся пыли бредет,
Одинокий и страшный.
Ю. Кузнецов не ограничился только воспоминаниями. Отталкиваясь от
впечатлений памяти, он развил свой взгляд на мир, в котором все, относящееся
к личному, индивидуальному бытию, существует под знаком уничтожения.
Основная мысль его самого известного стихотворения «Атомная сказка»- это
грозное предупреждение потерявшему нравственные ориентиры человечеству.
Переосмысление старой сказки о царевне-лягушке на «новый лад» заставляет
вновь и вновь задуматься о том, что разрушение мира природы неумолимо
ведет к уничтожению всего, что создано человеком.
4
Поэзия то, что родилось из глубоко личных переживаний и
одухотворено чувством. Этим-то она и отличается от стихов, напоминающих
зашифрованные газетные передовицы. Об этом хорошо сказал Борис
Пастернак:
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба.
И тут кончается искусство.
И дышит почва и судьба.
«Искусство» здесь в значении «искусственность», выдуманная жизненная
и художественная неправда. «Почва и судьба» - это близость к своей земле, к
народу, неотделимость от его жизни и судьбы. Настоящая поэзия всегда
народна и гражданственна.
Информационное обеспечение
1.Белков, В. Повесть о Вологде. [Текст] / В. Белков. М. : Вологда, 1991. – 102 с.
2.Поэзия второй половины XX века. Сборник. [Текст]. Москва: Слово, 2002.
696 с.
3.Кузнецов, Ю. П. До последнего края. [Текст] / Ю. П. Кузнецов. М.: Молодая
гвардия, 2006. – 213 с.
4.Голубничий, И. Ю. Я услышал, как молчит Россия. [Текст] / И. Ю.
Голубничий. М.: Литература в школе, 2011. – 234 с.