Подготовка к сочинению по картине В.И. Сурикова "Взятие снежного городка" (1891) 6 класс УМК Львовой


1
МКОУ СОШ № 2
г.Нефтекумска Ставропольского края
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Подготовка к сочинению
по картине В. И. Сурикова
«Взятие снежного городка» (1891)
6 класс
УМК Львовой С.И.
учитель русского языка и литературы
Голышева Галина Эриевна
2015-2016 учебный год
2
Цель: расширение знаний о традициях и обычаях русского казачества через
овладение навыками искусствоведческого анализа.
Задачи:
тренировать учащихся в использовании глагольных форм для описания
действий,
обогащать словарный запас школьников,
учить создавать письменное высказывание на заданную тему,
воспитывать любовь к искусству..
Ход урока.
1) Вступительное слово учителя (слайд 1).
Мы, жители юга, с трудом представляем себе настоящую сибирскую зиму.
А вот широта и отвага души казачества нам понятны, так как независимо от
места поселения (Енисей, Дон, Кубань, Терек) казак всегда оставался вольным,
преданным отечеству, сильным духом и красивым душой. Именно таким
людям и посвятил свою картину «Взятие снежного городка» (1891) известный
русский художник Василий Иванович Суриков (1848 1916).
2) Творческая история картины (слайд 2).
Рассмотрите картину. Прочитав информационную справку к упражнению
(№ 496, но в разных изданиях варьируется), расскажите о сюжете картины.
Игра проводилась в Прощёное Воскресенье последний день
масленичной недели. На берегу Енисея изо льда и снега строили городок с
зубчатыми стенами, снежными пушками, фигурами пеших и конных.
Собиралось много играющих и зрителей. Было шумно, весело. «По обе
стороны народ стоит, а посредине снежная стена. Лошадей от неё
отпугивают криками и хворостинами бьют: чей конь первый сквозь неё
прорвётся», - рассказывал Василий Иванович об игре. Кульминацией
покорения становился миг, когда самый смелый и удачливый наездник,
ломая стену, врывался на коне в городок. Этот стремительный прорыв и
запечатлён на холсте.
Удивительно, но эта жизнерадостная картина была создана в тяжёлый
период жизни художника: у него умерла жена, он был в отчаянии, не мог
работать и поехал к себе на родину в Сибирь. Встреча с родиной как бы
вновь вдохнула в него жизнь, вернула его к творчеству. И этой картиной он
отдавал дань землякам, умеющим искренне радоваться, наслаждаться
жизнью и заражать своим оптимизмом.
3
(Слайд 3) «В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый. И
край-то какой у нас. Сибирь западная плоская, а за Енисеем у нас уже горы
начинаются: к югу тайга, а к северу холмы, глинистые розово-красные. И
Красноярск отсюда имя; про нас говорят: “Краснояры сердцем яры”», -
писал Суриков. Сильные духом, ярые сердцем, щедрые на доброту люди
составляли основу творчества художника.
О щедрости души говорит тот факт, что на учёбу в Императорской
Академии художеств молодому таланту дал денег золотопромышленник
П.И.Кузнецов.
3) Тема и идея картины (слайд 4).
Определите тему и идею картины, опираясь на слова В.И.Сурикова: «Мне
хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни,
краски её зимы, удаль казачьей молодёжи».
4) Знакомство с творческим наследием художника (слайды 5, 6, 7).
Тема удали и силы, широкой казачьей натуры будет звучать и в более
поздних полотнах Сурикова: «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»,
«Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин».
5) Погружение в мир картины.
(Слайд 8). Как организовано пространство? Сколько групп людей
изображено на картине?
- Чему посвящёна центральная часть полотна? (Всадник, разбивающий
снежную стену крепости. Перед нами победитель! Защитники остались
позади.)
- Что мы видим справа? дорожных санях сидят знатные казаки и
казачки, наблюдающие за забавой.)
- Кто изображён слева? (Толпа девушек, парней, замужних женщин с
ребятишками.)
- Что объединяет персонажей картины? (Интерес к игре.) Подберите как
можно больше определений, эпитетов к слову игра адорная,
захватывающая, увлекательная).
(Слайд 9) Опишите всадника (после ответов учащихся учитель на основе
появившихся на слайде слов даёт образец искусствоведческого описания
фрагмента картины).
- Подберите синонимы, обозначающие главного героя картины (казак,
победитель, противник).
4
- Опишите его фигуру, позу (изображён в стремительном движении, его
фигура слилась с конём, они разгорячились и охвачены азартом, всем телом
подался вперёд, правой рукой сбивает ледяные фигуры, украшавшие
крепость, левой напряжённо сдерживает коня), взгляд, глаза (горят удалым
огнём, взгляд устремлён вперёд).
(Слайд 10) Учащиеся по предыдущему образцу сами пытаются описать
фрагмент, используя предложенные слова, но сначала проводится
Словарная работа.
Норовистый (прост.) – упрямый, с норовом (норов – 1 нрав, обычай;
2 упрямство, с причудами (о человеке));
норовить (разг.) настойчиво стремиться сделать
что-нибудь или добиться чего-нибудь.
Удила приспособление из железных стержней, прикреплённых к ремням
узды (уздечка – часть конской сбруи, одеваемая на голову
лошади) и вкладываемых в рот лошади.
Закусить удила – зажать их так, что они не действуют.
- Опишите фигуру коня (в мощном прыжке переносит всадника через
преграду, передние копыта вскинуты, во все стороны из-под них летят
комья снега). Охарактеризуйте коня (молодой, норовистый, закусил удила,
выдувает раздутыми ноздрями горячий воздух, сверкает огненными глазами,
грива разметалась).
(Слайд 11)
- Опишите защитников, их действия и чувства (продолжают в азарте
сражаться, размахивая хворостинами; на лицах отражена целая гамма
чувств: одни от души веселятся, другие раздосадованы победой противника,
третьи готовы продолжать сражаться).
- Опишите юношу, изображённого на ближнем плане (он стоит спиной к
зрителю, в пылу сражения потеряв шапку, отклонился назад от сбивающего
преграду коня, защищается рукой, не отпускающей хворостину) и
подростка, стоящего поодаль (одет в светлую нарядную бекешу, смотрит
вслед всаднику, у него весёлое, румяное лицо, поднял вверх руку с
хворостиной, как будто приветствует противника).
Словарная работа.
Бекеша мужское пальто в талию со сборками.
(Слайд 12)
- Как изображены зрители (их позы, лица, взгляды)? (В живых позах,
увлечённо следят за зрелищем, развернувшись к всаднику, их весёлые,
оживлённые взгляды прикованы к движениям коня и казака-победителя;
сидят в кошеве, на спинку которой накинут чёрный ковёр, богато
5
расшитый яркими букетами; богатое узорочье ковра, нарядно
изукрашенная зелёная дуга, чистые оттенки снега и неба звучат весёлым
«перезвоном».)
Словарная работа.
Кошева (сиб.) розвальни, дорожные сани.
6) Осмысление глаголов действия.
(Слайд 13) Задание: распределить данные глаголы в соответствии с
действиями персонажей картины.
Казак-победитель
Конь
Защитники
Зрители
Располагаться, прорваться, стегать, пугать, разметаться, подбадривать,
пробиться, нестись, ворваться, разбивать, хохотать, толпиться, сшибать,
слиться, сверкать, разгорячиться, сбивать, сдерживать, лететь, закусить
(удила), размахивать, успеть, перескакивать, следить, приветствовать,
грозить, веселиться, сжимать, защищаться.
7) Коллективное обсуждение плана сочинения. (Слайд 14)
I. Вступление (сведения о художнике).
II. Основная часть:
а) тема, сюжет и композиция картины;
б) бесстрашный всадник и конь;
в) отважные защитники снежного городка;
г) увлечённые зрители.
III. Заключение (идея картины, мои впечатления).
Библиография:
1. И.П.Васильевых. Уроки русского языка. 6 класс. С. 144 – 145.
2. В.Б.Розенвассер. В.И.Суриков. С. 3 6, 42 43.
3. Г.П.Перепёлкина. В.И.Суриков. С. 88 – 93.