Разработка урока "Наставник и заступник России (Д.С. Лихачёв. К 100 - летию со дня рождения)"

Министерство образования Российской Федерации
Наставник
и
заступник
России
(разработка урока)
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
МОБУ СОШ № 22
ст.Чамлыкской
Лабинского района
Краснодарского края
Ломова Евдокия Сергеевна
Лабинск
2012
Тема: Наставник и заступник России ( Д. С. Лихачёв. К 100
летию со дня рождения ).
Цель: 1) познакомить с основными фактами биографии
великого сына России;
2)учить анализу публицистических статей Д.С.Лихачёва
по книге «Письма о добром и прекрасном»;
3) воспитывать нравственные качества у учащихся на
примере жизни и деятельности учёного, публициста,
общественного деятеля и содержания его трудов.
Оборудование урока: портрет Д.С.Лихачёва.
Ход урока
Человек должен быть интеллигентен!..
Интеллигентность нужна при всех .
обстоятельствах. Она нужна и для
окружающих, и для самого человека…
Интеллигентность – это способность
к пониманию, к восприятию, это
терпимое отношение к миру и к людям
Д.С.Лихачёв
1.Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
2.Вступительное слово учителя.
Сегодняшний наш урок посвящён замечательному человеку
Дмитрию Сергеевичу Лихачёву. Он ушёл из жизни совсем
недавно(1906 – 1999).Таких людей, как он , называют совестью
нации. Восприимчивость и чуткость к людям, непримиримость при
встрече со злом, предельная честность и способность по - новому
видеть мир, жёсткая требовательность прежде всего к самому себе
и глубочайшая интеллигентность лишь некоторые черты его
неординарной личности.
28 ноября 2006 года исполнится 100 лет со дня рождения этого
великого человека.
3.Реализация индивидуального домашнего задания
Слушаем доклад сообщение ученика по биографии Д.С.Лихачёва.
(Приложение 1.)
4.Слово учителя
Как видим, Дмитрий Сергеевич прожил долгую, полную трудных
испытаний, жизнь. И ему было что завещать молодому поколению.
Своеобразным завещанием Интеллигента с большой буквы можно
назвать книгу «Письма о добром и прекрасном», вышедшую в1985
году в издательстве «Детская литература». Написанная в форме
новелл, эссе, раздумий, афоризмов , эта книга получила широкую
популярность у нас в стране и за рубежом.
Книга содержит 46 писем, адресованных молодёжи. Вот названия
некоторых из них: «Самая большая ценность жизнь», «В чём
смысл жизни», «Честь истинная и ложная», «Про карьеризм», «О
воспитанности», «О дурных и хороших влияниях», « Про зависть».
Уже в названиях чётко определена задача этого труда –
«поделиться опытом прожитой жизни».
Центральное место в книге, на мой взгляд, занимает письмо
двенадцатое (как мы узнали из доклада сообщения ученика,
Дмитрий Сергеевич был глубоко верующим человеком) под
названием «Человек должен быть интеллигентен».
5.Чтение учащимися Письма двенадцатого «Человек должен
быть интеллигентен». Текст находится на столах учащихся.
(Приложение 2 )
6.Анализ текста.
А ) Определите стиль и тип текста.
(Публицистический стиль; рассуждение)
Б) Какова основная мысль прочитанного текста?
( Интеллигентный человек это человек, имеющий не только
хорошее образование или талант, но и определённые морально
нравственные качества.)
В) Какие средства выразительности использует Д.С.Лихачёв своём
тексте?
( Синтаксический параллелизм, риторические вопросы, ряды
однородных членов, фразеологизмы.
… « А если у него профессия не требует интеллигентности? А если
он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А
если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность
сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных,
будет просто мешать его сближению с другими людьми?» )
7.Путешествие по книге Д.С.Лихачёва «Письма о добром и
прекрасном» (диспут)
1. «В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная и
целенаправленная».
Согласны ли Вы с этими словами автора книги?
2. «Счастья достигает лишь тот, кто стремится сделать
счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих
интересах и о себе. Вот это «неразменный рубль».
Вам есть чем возразить?
3. «Люди, служившие другим, имевшие в жизни добрую и
значительную цель, запоминаются надолго. А люди, ни о ком не
заботившиеся, как бы выпадают из памяти».
Так ли это?
4. « В жизни надо иметь своё служение – служение какому – то
делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если
будешь ему верен».
Поможет ли тебе такое понятие в жизни?
5.Можете ли Вы для себя ответить, что самое главное в жизни?
А как отвечает Д.С.Лихачёв?
6.Наш век – век практицизма. И так ли важна сегодня
формулировка Лихачёва: «Вооружайтесь знаниями. Недаром
говорится: « Знания – это сила». А оружие знания – это мирное
оружие. Знания раскрывают нам многие двери, но войти в них мы
должны сами».
7.Лично Вам знакомство с творчеством Лихачёва дало какой то
определённый стимул, заставило пересмотреть какие – то
жизненные позиции?
8. Есть ли для Вас в основных принципах нравственности Дмитрия
Сергеевича определённое несогласие и почему?
9. Какие основные письма привлекли Ваше внимание в этой книге?
10. Что порекомендуете прочесть у Лихачёва своим друзьям?
8. Заключительное слово учителя
Таким образом, советы, которые можно получить, прочитав эту
книгу, касаются практически всех сторон жизни.
Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя,
педагогический такт которого и умение говорить с учениками -
один из главных его талантов.
И потому, что эти советы даёт авторитетный человек, к ним нужно
обязательно прислушаться.
А в 1991 году Лихачёв пишет книгу «Раздумья», как бы логическое
продолжение «Писем о добром и прекрасном». Завершают
«Раздумья» 10 заповедей человечности, сформулированные
Великим сыном России.
Послушайте их. Д.С.Лихачёв не только вывел их для других, он
сам по ним прожил свою жизнь
Десять заповедей человечности
1.Не убий и не начинай войны.
2.Не помысли народ свой врагом других народов.
3.Не укради и не присваивай труда брата своего.
4.Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло
или ради корысти.
5.Уважай мысли и чувства братьев своих.
6.Чти родителей и прародителей своих и всё сотворённое
ими сохраняй и почитай.
7.Чти природу как матерь свою и помощницу.
8.Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями
свободного творца, а не раба.
9.Пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое.
10.Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается
свободным.
Приложение 1.
Д.С.Лихачёв – совесть русской нации
Дата рождения---28.11.1906г.
28.11.2006г. -100 лет
Я живу за человека, которого расстреляли вместо меня, и я должен
прожить за него достойно…
Д. С. Лихачёв
Я благодарен судьбе, что не раз сводила меня Д.С. Лихачёвым. Для меня
он самое главное воплощение идеи человеческой открытости, терпимости, высокого
гражданского сознания. Если бы меня спросили, что бы я хотел пожелать своим детям, я
бы ответил: встретить на своём жизненном пути такого человека, каким был и остаётся
для меня Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Джордж Сорос
В нашей галактике между Юпитером и Солнцем вращается малая планета 2877. Она
носит имя выдающегося человека Д.С.Лихачёва. Имя это давно и прочно вошло в золотую
книгу русской культуры. В суете веков его имя будет незыблемым. О нём будут
вспоминать, когда будут говорить о подлинной интеллигенции. Его жизнь пример
служения русской культуре.
Д.С.Лихачёв родился в Петербурге 28 ноября 1906 года в семье инженера- электрика. В
1915 году поступил в гимназию, которую закончил уже после революции в 1923 году. В
том же году он поступил в Ленинградский университет, причём на 2 отделения сразу-
славяно-русский и романо-германский. Его преподавателями были такие крупные
филологи, как будущий академик Виктор Васильевич Жирмунский и крупнейший
исследователь творчества Н. А Некрасова В. Евгеньев-Максимов(псевдоним Максимова
Владислава Евгеньевича).
Ученик знаменитого Жирмунского Лихачёв, казалось бы, должен был стать если не
германистом, то во всяком случае специалистом по западноевропейской литературе. На
семинарах своего учителя он занимался главным образом английскими поэтами начала
19 века-Шелли, Кейсом, Уордсвортом и Байроном. Думал и о том, чтобы посвятить себя
Шекспиру .Однако всё получилось иначе. В книге «Воспоминания» Лихачёв
рассказывает, что в 1923 году стал заниматься древнерусской литературой, потому что
«хотел удержать в памяти Россию, как хотят удержать в памяти образ умирающей матери
сидящие у её постели дети». Он пишет, что любовь к родине его самого и друзей его
юности «меньше всего походила на гордость родиной, её победами и завоеваниями»
далее: «Мы не пели патриотических песен: мы плакали и молились».
Д.С. Лихачёв входил в небольшое (разумеется неофициальное) «Братство Серафима
Саровского», которое было организовано в Ленинграде 1 августа 1927 года, когда « у нас,-
как говорит Д. С. в очерке, посвящённом истории братства- возникла идея посещать
церковь совместно».
Просуществовало оно всего несколько месяцев- до ареста всех её членов. Затем на
Соловках он сблизился с отцом Николаем Пискановским, которого называет своим
духовным отцом, и с епископом Виктором (Островидовым). Владыка, как пишет Лихачёв,
«был очень образован, имел печатные богословские труды, но видом напоминал сельского
попика, встречал всех широкой улыбкой. Охрана Соловков страшно боялась любого
непослушания арестованных, и Совнарком как-то разрешил расстрелять 300 человек. В
этом списке был и Д. С. В тот день родители Лихачёва были у него на свидании, они
сидели втроём, когда Д. С. Вызвали его товарищи: «За тобой приходили…» Сказав
родителям, что идёт на ночную работу, будущий академик в раздумьях вышел на улицу:
куда идти? В роту нельзя возвращаться. Направился в Кремль и спрятался там между
поленницами дров. В это время на кладбище раздавались выстрелы. Д. С. Так и просидел
в ожидании целую ночь. К утру всё закончилось. Появилась уверенность, что кошмар не
повторится и бояться больше нечего. С тех пор каждый прожитый день он считал
подарком судьбы. «Я живу за человека, которого расстреляли вместо меня,- вспоминал он
впоследствии,- и я должен прожить за него достойно…»Помимо заключения на Соловках
Лихачёв был отправлен работать на строительство Беломоро-Балтийского канала.
В 1934 году он возвращается в Ленинград и поступает на работу в издательство
Академии наук литературным редактором. В 1938 году с Лихачёва была снята судимость
и он становится младшим научным сотрудником, а с 1941г. после успешной защиты
кандидатской диссертации - старшим научным сотрудником Института русской
литературы ( Пушкинского дома). В 1954г. он возглавляет отдел древнерусской
литературы и не расстаётся с ним до конца своей жизни, оставив в нём своё блистательное
научное творчество, осветившего духовным светом целую эпоху.
Труды академика Д.С. Лихачёва, посвящённые русскому летописанию, широкому кругу
проблем теории и истории древнерусской литературы и культуры – всемирно признанная
классика. Он автор 500 научных и почти 600 публицистических работ, десятков книг,
переведённых на многие языки. Среди них «Человек в литературе Древней Руси»,
«Культура Руси времён Андрея Рублёва и Епифания Премудрого», «Текстология»,
«Поэтика древнерусской литературы 17 века», «Эпохи и стили», «Великое наследие»,
«Поэзия садов», «Письма о добром и прекрасном», «Прошлое будущему», «Русское
искусство от древности до авангарда» и другие
Д.С. был избран членом – корреспондентом Академий многих европейских стран,
почётным доктором университетов Бордо, Будапешта, Оксфорда, Софии, Цюриха,
Эдинбурга. Первым в России был удостоен ордена Андрея Первозванного и ордена «За за-
слуги перед Отечеством», является основателем Фонда культуры и журнала «Наше
наследие».
Д.С.Лихачёв является бесстрашным ниспровергателем мифов репрессивной
идеологии. Он поднял голос против бескрылой марксистской догмы «бытие определяет
сознание» и примером своей жизни возродил веру в первичность свободной воли и жизни
духа человеческого. Как и его святой, преподобный Дмитрий Прилуцкий был не только
наставником, но и заступником России.
Академик Д.С.Лихачёв скончался 30 сентября 1999 года в возрасте 93 лет.