Конспект урока "Лингвистический анализ текста (по произведению М. Танаевой «Сквозь осенний сумрак)" 10 класс

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза
летчика-космонавта П.И.Беляева»
Урок русского языка
10 класс
«Лингвистический анализ текста
(по произведению М.Танаевой
«Сквозь осенний сумрак)»
Автор: Лысанова Е. А.,
учитель русского языка и
литературы, II
квалификационная
категория
г.Каменск-Уральский
2012 год
2
«Лингвистический анализ текста» (По произведению
М.Танаевой «Сквозь осенний сумрак») (Слайд 1)
Цель урока: формирование универсальных учебных действий через
обучение лингвистическому анализу текста.
Задачи урока:
1. расширять лексический запас учеников;
2. воспитывать читательскую культуру;
3. выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся
идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.
Эпиграф:
Если рядом нет меня,
То ещё не значит:
Ты забыт...
М.Танаева
(Слайд 2)
Ход урока
I. Создание проблемной ситуации (мотивация)
- Ребята, сегодня мы продолжаем работу над лингвистическим анализом
текста. На уроке мы постараемся привести знания и умения по анализу текста
в стройную систему. Вы закрепите навыки видеть его идейно-тематическое и
эстетическое своеобразие, разбираться в его композиции. Всё это будет
способствовать совершенствованию вашей собственной речи. Эта работа
очень трудная и важная, так как подготовит вас к написанию сочинения-
рассуждения, которое есть в структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой
аттестации за курс средней школы. Таким образом, наш урок очередной
этап в подготовке к экзаменам.
Универсальные учебные действия:
1.Мотивация;
2. Целеполагание;
Умение слушать объяснение учителя.
II. Исследование текста
- Для работы я предлагаю текст «Сквозь осенний сумрак» курганского автора
стихов и прозы Марины Танаевой. Что вы знаете о ней? (Групповое
поисковое задание) (слайд 3)
Исследовательская работа в группах:
1.группа - Знакомство с биографией М.Н.Танаевой
3
2 группа - Сборники стихов М.Н. Танаевой
3 группа - Основные темы творчества поэта
III. Обмен информацией
Танаева Марина Николаевна
Родилась 26 июня 1975 года в Кургане. В 1992 году окончила школу-лицей
№ 19, в 1997 году - факультет иностранных языков Курганского
госуниверситета. Стихи начала писать с семи лет, но, только изучая в
университете немецкую и английскую поэзию, поняла, что над стихами
нужно серьёзно работать. Работала сначала учителем английского и
немецкого языков, а затем заместителем директора в школе № 56, в
настоящее время преподает иностранный язык в Курганском
технологическом колледже.
Стихи Марины Танаевой публиковались в газетах, журналах 'Тобол",
«Сибирский край». Она была членом городского литературного клуба
«Поэтическая горница». С 2002 года – активный участник литературной
студии В. Ф. Потанина. В Курганском технологическом колледже ведет
кружок любителей поэзии. В 2005 году Марина Танаева была участником
семинара молодых литераторов в Нижнем Тагиле, затем побывала в
Германии, Люксембурге, Франции, Бельгии, Голландии.
Автор книг стихов "Сердцебиение", "Вензеля ночных дорог", "Вечерний
город", «Быть собой», «Малая родина». (слайд 4) Читатель полюбил
пронзительную исповедальную манеру письма М. Танаевой, принял душой
многие её темы, накрепко связанные с сегодняшним днём, с живой
современностью, у нее есть по-настоящему горькие строки, наполненные
неуёмной печалью, но всё же основные мотивы поэзии Марины Танаевой -
Жизнеутверждение, Любовь и Надежда.
В Союзе писателей России состоит с 2006 года.
Универсальные учебные действия:
Выдвижение гипотезы;
Речевое оформление (речевая грамотность);
Публичное исполнение.
4. Работа с текстом.
(Приложение 1)
(Схема анализа на столах у каждой группы, Результаты анализа излагаются в
виде связного высказывания.)
4
Работа в группах:
1 группа: указание основных признаков текста;
2 группа: указание типа и стиля текста;
3 группа: определение жанра данного текста.
( Карточка-информатор № 1 для учащихся, испытывающих затруднение при
выполнении данного задания)
1. Художественный, повествование – тип текста, в котором
описываются события в определенной последовательности)
2. Рассказ: малый объем, небольшое количество героев, мало
сюжетных линий.
А 30. Определите стиль и тип речи. (Слайд 6)
1) художественный; рассуждение
2) художественный; повествование
3) публицистический; рассуждение
4) научный; рассуждение-объяснение
УУД:
Познавательные:
Нахождение, преобразование, воспроизведении информации;
Выделение признаков;
Регулятивные:
изобретение содержания речи;
речевое оформление
Коммуникативные:
умение полно и ясно излагать свои мысли;
владеть монологической и диалогической формами речи;
умение ставить вопросы и отвечать на них;
планирование учебного сотрудничества.
- Ребята, почему текст назван «Сквозь осенний сумрак»?
Давай поясним каждое слово заглавия:
Сквозь «через» (преодоление);
Осень 1. «время года» (указание на время действия);
2. перен. «унылая пора»;
Сумрак перен. «печаль». (Слайд 7)
5
РАБОТА В ГРУППАХ АНАЛИЗ ТЕКСТА
(подчеркивают карандашом) выявление микротем
1 группа: 1 часть
Почему автор называет осень бессонной и бесслезной? (героиня теряет
близких людей: подруга уехала, сестра вышла замуж, бабушка умерла,
потерялся кот)
Автор делает акцент на слове бесслезной, как он это объясняет? (глаза
девушки были сухими, но в них затаилась боль и непролитые слёзы)
Как автор передает внутреннее состояние своей героини, какие слова
использует для этого? (дрожала, всматривалась в темноту, курила у окна)
Как вы понимаете слова героини «ну вот и все»?
Жизнь не стоит на месте, она продолжается и героиня живет, но все
делает механически… Найдите описание таких механических действий
(встала, выпила кофе, проделала утренние процедуры, пошла на работу)
На этом неприятности героини не заканчиваются. Найдите ключевые
слова…Что происходит? (вернули отчет, на работе все безобразно,
отвратительно, кто-то приглушенно рассмеялся, заявление об увольнении,
просто бродила, одинокая квартира)
Ребята, здесь появляются символы….какие? (нитка с иголкой символ
помощи, пятно на стене)
Как можно озаглавить первую часть? (Все плохо!)
2 группа: 2 часть
Находим ключевые слова во 2 части (светлая, теплая, уютная комната,
белый прозрачный свет, свечение, 2 силуэта, хорошо, легко, спокойно)
Ребята, какой новый образ появляется в этой части? Опишите
(силуэты) Кто это? (Ангел-хранитель защищает и оберегает человека от
несчастий)они являются символом спасения человека, надежды, помощи
Каково состояние героини? (хорошо, легко, спокойно, легкость)
Озаглавили (Переходное состояние)
3 группа: 3 часть
Ключевые слова (вернулся кот, на работу, зазвонил телефон, свежий
воздух, белоснежная тюль, Таня улыбнулась, пропела, свежая и бодрая)
У героини все налаживается, наступает белая полоса в ее жизни.
Кто приходит на помощь Тане? (соседка бухгалтер. Именно она
помогает, рассказывает о семейных проблемах, пишет заявление)
6
Как меняется состояние героини? лыбается, поет, спокойна, свежая,
бодрая)
Обобщение информации
Домысливание. Автор оставляет концовку рассказа открытой.
Попробуйте домыслить, что дальше может произойти с Татьяной? (встретит
человека, выйдет замуж, съездит в гости к подруге, навестит сестру, станут
подругами)
Обобщение информации.
Какие темы и проблемы мы можем выделить в рассказе? Над какими
проблемами заставляет нас задуматься автор? (Слайд 8)
(Потеря близких, одиночество, поддержка, понимание)
Что хотел автор сказать этим произведением? Идея? (не стоит
отчаиваться, жизнь как зебра есть темные и светлые полосы,, помощь придет,
откуда ее не ждешь) (Слайд 9)
Конфликт (Одинокий и незащищенный человек и враждебный ему
мир) (Слайд 10)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(Слайд 11)
Работа со словарем
- Мы говорим о вопросах, волнующих современное общество. Как вы
определите характер проблемы по значимости? (Актуальная.) (Слайд 12)
Актуальный – важный, существенный для настоящего момента.
- Какую сторону жизни человеческого общества касаются проблемы
текста? (Нравственные и социальные).
Нравственность внутренние духовные качества, которыми
руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.
РАБОТА В ГРУППАХ
1 группа Композиция текста (в основе прием антитезы: мир враждебный и
мир защищающий) (Слайд 13)
Экспозиция – потеря близких;
Завязка – не вернулся кот;
Развитие действия непринятый отчет порванный свитер смешок
увольнение – брожение по улицам – комната – сон4
Кульминация – явление ангелов
Спад действия – возвращение кота - порванное заявление - курсы;
Развязка «Я не одна»
7
2 группа: художественные особенности текста:
1. использование символов (нитка с иголкой жизнь наладится
порванный свитер, пятно на обоях символ опоры, защиты,
спокойствия) (Слайд 14)
2. Использование традиционного мотива сна, в котором разрешение
конфликта (Слайд 14)
3. Принцип противопоставления: (Слайд 15)
В основе сюжета: враждебный мир – защищающий мир;
Интерьер: темная, сырая комната в реальности и светлая, уютная
комната во сне
3 группа:
Внутреннее состояние героини: тяжесть на душе легкость и
спокойствие
4. Психологическое состояние героини (Слайд 16)
5. Образность языка метафора (занавеска билась на сквозняке), эпитеты
(осень бессонная, бесслезная), перифраз (кот рыжий разбойник,
большой ком) (Слайд 17)
УУД:
Познавательные:
умение находить, преобразовывать, воспроизводить информация;
анализировать, выделять признаки;
синтезирование
классификация объектов;
установление причинно-следственных связей, построение логической
цепочки рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы и самостоятельный выбор способов
решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
изобретение содержания речи;
речевое оформление
Коммуникативные:
умение полно и ясно излагать свои мысли;
владеть монологической и диалогической формами речи;
умение ставить вопросы и отвечать на них;
планирование учебного сотрудничества, умение вести диалог;
разрешение конфликтов;
контроль, коррекция, оценивание действий.
Личностные:
языковая грамотность;
работа в группе;
8
развитие логического мышления;
нравственно-этическое воспитание, определение ими истинных
жизненных ценностей.
Составление КЛАСТЕРА (подведение итогов) (Слайд 18)
Опорная схема, которая заполняется
при подведении итогов исследования
«Сквозь осенний сумрак»
Враждебный мир
Боль и непролитые слезы
одинокая, брошенная, незащищенная
Таня
обновленная, спокойная, уверенная
Ты не одна
Дружеский мир
Виден дальний свет
Почему стихи автор не закончил?
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
умение находить, преобразовывать, воспроизводить информация;
анализировать, выделять признаки;
синтезирование
9
классификация объектов;
установление причинно-следственных связей, построение логической
цепочки рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы и самостоятельный выбор способов
решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
изобретение содержания речи;
речевое оформление
Коммуникативные:
умение полно и ясно излагать свои мысли;
владеть монологической и диалогической формами речи;
умение ставить вопросы и отвечать на них;
планирование учебного сотрудничества, умение вести диалог;
разрешение конфликтов;
контроль, коррекция, оценивание действий.
Личностные:
языковая грамотность;
работа в группе;
развитие логического мышления;
нравственно-этическое воспитание, определение ими истинных
жизненных ценностей.
IV. Итоги урока
- Подведём итоги урока. Что изменилось в восприятии текста после
проведённого лингвистического анализа?
V. Рефлексия
К чему призывает нас автор? (ответы учеников)
Составить синквейн «Свет»
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
изобретение содержания речи;
речевое оформление
посткоммуникативная рефлексия
публичное исполнение.
Коммуникативные:
умение полно и ясно выражать свои мысли;
владение монологической формой речи;
оценка действий.
Личностные:
нравственно-этическое оценивание.
10
Домашнее задание: написать рецензию, опираясь на записи в тетради.
(Слайд 19)
(План рецензии) (Слайд 20)
Оценки за урок.
- Урок окончен. Спасибо за сотрудничество. (Слайд 21)
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
синтез как составление целого из частей, самостоятельное
достраивание;
подведение информации под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, построение логической
цепи рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы и самостоятельный выбор способов
решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
расположение собранного материала;
речевое оформление.
Коммуникативные:
1. умение полно и ясно излагать свои мысли.
Личностные:
самоопределение;
смыслообразование;
нравственно-этическое оценивание.
11
Приложение 1
Карточка-информатор № 1
Схема лингвистического анализа текста
1.Выразительно прочитайте текст, укажите признаки текста в нём. Что вы
знаете об авторе, времени создания этого текста?
2. Какое впечатление производит этот текст? Какое настроение передаёт
автор?
3. Определите тему, основную мысль, озаглавьте его.
4. Выделите микротемы, составьте план.
5. Укажите тип речи (иногда форму), стиль, жанр. Как это связано с идеей
автора?
6. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность композиции
основной мыслью текста.
7. Укажите используемые лексические, морфологические и синтаксические
средства.
Приложение 2
Карточка-информатор № 2
Признаки текста
1. Авторство.
2. Тематическое единство: тема, ключевые слова, основная мысль (идея)
и развёрнутость текста: подтемы, микротемы.
3. Последовательность: композиция. Тип текста: повествование,
описание, рассуждение.
4. Связность текста:
а) лексический повтор,
б) синонимические замены,
в) употребление местоимений и наречий вместо предшествующего
слова,
г) единство временных форм глаголов-сказуемых,
д) употребление союзов для связи предложений и частей текста
е) вид связи: цепная, параллельная.
5. Завершённость и цельность текста: стилистическое единство.
12
Приложение 3
План рецензии
1. Определите тему, основную мысль.
2. Выделите микротемы, проблемы
3. Укажите тип речи, стиль, жанр. Как это связано с идеей автора?
4. Конфликт
5. В чём особенности композиции? Укажите на обусловленность
композиции основной мыслью текста.
6. Укажите используемые лексические, морфологические и
синтаксические средства.
13
Сквозь осенний сумрак Марина Танаева
Эта осень была для неё бессонной и бесслёзной. Одного за
другим теряла она близких людей: подруга уехала за границу
работать гувернанткой, сестра вышла замуж, а старая бабушка
однажды утром не проснулась. Глаза девушки были сухими, но в них
затаилась боль и непролитые слезы. Когда не вернулся с прогулки её
любимый рыжий кот нервы не выдержали, она всю ночь курила у
открытого окна, дрожала от осенней прохлады, но всё равно
всматривалась в темноту. Потом сказала сама себе: ну вот и все.
Утром девушка встала, выпила кофе, механически проделала
все утренние процедуры и пошла на работу.
Главный бухгалтер, Регина Сергеевна, серьезная сухощавая и
сутуловатая женщина, покачала головой и вернула отчет,
испещренный карандашными исправлениями и пометками:
- Безобразно, Татьяна, просто отвратительно! Где ваше внимание?
Девушка покачнулась, зацепила плечом старый шкаф с
торчащими гвоздями, любимый вязаный свитер начал распускаться.
Пока она боком пробиралась к своему столу, придерживая петли
свитера на плече, кто-то приглушенно рассмеялся. «Таня», - позвала
её соседка-бухгалтер, и протянула нитки с иголкой. Танины руки
дрожали, она наскоро прихватила распускавшиеся петли, взяла
чистый лист бумаги и написала заявление об увольнении.
Домой она пришла уже вечером, очень не хотелось возвращаться в пустую одинокую квартиру, и она
весь день просто бродила по улицам, скверам, дворикам, магазинам. Уже стемнело, отопление еще не дали,
на обоях выступили пятна от сырости, одно пятно в углу напомнило ей силуэт покойной бабушки,
Афанасии Ефремовны. Таня не испугалась, но, почувствовав её присутствие, обессилено повалилась не её
кровать, и погладила сырое пятно на стене.
Она не заметила, как куда-то провалилась. Комната была той же самой, но светлой, уютной, теплой.
Вдруг она наполнилась светом, похожим на лунный. Свет был белым и прозрачным, в середине свечения
обозначились два силуэта. Таня прикрыла глаза рукой от их яркого света и попыталась подняться
навстречу. Она удивилась, что изменилась комната, но, главное, поняла, что ей хорошо, легко и спокойно
впервые за этот месяц.
Силуэты приблизилась, это были не то девушки, не то юноши, прекрасные существа с певучими
чистыми голосами, с длинными волнистыми волосами, одетые в сияющие одежды. Они посмотрели ей в
глаза и пропели: «Спокойно, мы здесь, мы тебя охраняем, ты не одна, не одна». Она хотела шагнуть к ним.
Но ноги не подчинялись. Постепенно свечение стало удаляться, пока, наконец, не исчезло. Но покой и
легкость остались с ней.
Сколько прошло времени, неизвестно, Таня очнулась на кровати бабушки, потому что к её лицу
прикасалось что-то мокрое и холодное. Она протянула руку и нащупала большой пушистый ком. Девушка
открыла глаза: на подушке, рядом с её лицом, лежал Фантик кот, который потерялся накануне. Он
обнюхивал её щёки, как будто узнавал: она это или нет. Таня протянула руку и погладила его, желая
проверить, сон это или нет. Кот замурлыкал, вяло махнул хвостом и затих. Таня посмотрела не часы и
рванулась с кровати: «На работу!», но тут же остановилась: работы больше нет. Она бесцельно походила по
квартире, вскипятила чайник. Зазвонил телефон, на проводе была та самая коллега, которая вчера одолжила
нитки и иголку:
- Татьяна Кирилловна! Привет, ты не спишь уже? Ну, ладно, я звоню сказать, Регина-то Сергеевна,
оказывается, не такая уж стерва, порвала вчера твое заявление, когда я рассказала ей о некоторых твоих
семейных обстоятельствах. И еще: с сегодняшнего дня тебя на курсы по бухучету направили, я сама за тебя
заявление накатала
-Да ты что, а сколько платить?
- Танюша, курсы от конторы – бесплатные. Ну, не опаздывай, тебе к десяти, улица Первомайская, дом 9.
Пока!
«Десять утра… Это хорошо, что есть время переварить все произошедшее», - подумала девушка,
заваривая кофе. Взгляд ее упал на приоткрытую балконную дверь. Так вот откуда пришел этот свежий
морозный воздух! И рыжий разбойник, возможно, взобрался на дерево, прошелся по ветке и прыгнул на
балкон, на свой родной второй этаж, он ведь не раз так делал! Белоснежная тюлевая занавеска билась на
сквозняке, вспомнилось ночное видение. Таня улыбнулась и мысленно пропела, как будто в ответ тем
существам: «Я знаю, вы здесь, я не одна, не одна. Я спокойна».
Через час она, свежая и бодрая, шагала по тихой осенней улице и сочиняла стихи:
Сквозь осенний сумрак
Сентябрь 2004 год. Виден дальний свет…