Подготовка к ОГЭ "Сравнительный анализ текстов"

Подписи к слайдам:
Щербакова Е.В. МАОУ СОШ № 2 Г. Реж

Сравнительный

анализ текстов

(подготовка к ОГЭ)

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3

Критерии

Баллы

1. Умение сопоставлять художественные произведения

 

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, умеет строить сравнительную характеристику

2

б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

1

 

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

0

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

 

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

2

 

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа;

и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел);

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

1

 

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста ;и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

0

 

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3

3. Следование нормам речи

 

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

1

б) допущено более 2-х речевых ошибок

0

Максимальный балл

5

Выпускник должен уметь:
  • 1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.
  • 2. Строить сравнительную характеристику.
  • 3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).
  • 4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.
  • 5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.
  • 6. Приводить убедительные аргументы.
  • 7. Учитывать при ответе позицию автора (при анализе стихотворений – авторский замысел).
  • 8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания).
  • 9. Не подменять рассуждение пересказом текста.
  • 10. Владеть теоретико-литературными понятиями.
  • 11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.
Основные теоретико-литературные понятия: Тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя. Алгоритм работы
  • Внимательно прочитайте задание.
  • Выделите в формулировке главные слова.
  • Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.
  • Найдите в текстах основания для сравнения.
  • Постройте сравнительную характеристику.
Клише 1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)...  2. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах. 3. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность. 4. Нужно отметить ещё одно существенное несходство... 5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений.  5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений.  6. Ритмическое звучание стихотворений также контрастно. Стихотворные размеры, которые выбирают поэты, передают... (динамичность, движение; плавность, напевность) 7. В отличие от первого, второе стихотворение имеет... 8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста:
  • 8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста:
  • автор положил противоположность чувств (Пр.: любви и влюблённости). Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев.
  • 9. Стихотворения ... , казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них  позиция лирического героя и совершенно разные  настроения.
  • 10. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков)   можно сделать следующий вывод…
План сопоставительного анализа. Один текст является опорным.
  • 1.     Определите предмет, направление сопоставления (характеры героев, поступки, мотивы, образы и т. д.)
  • 2.     Найдите в обоих текстах элементы, отвечающие заданию.
  • 3.     Соотнесите их между собой.
  • 4.     Найдите принцип, по которому они объединены.
  • 5.     Обозначьте по пунктам общие позиции.
  • 6.     Покажите различия по пунктам.
  •  
Пример
  • Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?
1-3.Выделим в формулировке задания слова «различаются», «представления авторов». Вспомним литературоведческие понятия. 1-3.Выделим в формулировке задания слова «различаются», «представления авторов». Вспомним литературоведческие понятия. «Представления авторов» – авторская позиция: каково назначение поэта и поэзии. Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста. Чтобы понять идею стихотворения, необходимо проанализировать его образную структуру, композицию, выразительные средства и др. Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. 4. Основания для сравнения названы в формулировке задания: о назначении поэта и поэзии. Ключевые строки, слова:

Лермонтов

Тютчев

Поэт сравнивается с кинжалом

не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье

Назначенье поэта:

…мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы;

…отзвук мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных;

…власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье.

Небесное противопоставлено Земному.

На земле - грома, клокочущие страсти, пламенный раздор, бунтующее Море.

Она с Небес слетает к нам —

Небесная;

С лазурной ясностью во взоре;

Льет примирительный елей.

 

 

 

Составим связный ответ.
  • Составим связный ответ.
  • 1-й абзац – заявляет общую тему.
  • 2-й абзац – представление Лермонтова.
  • 3-й абзац – представление Тютчева.
  • 4-й абзац – вывод.
Представления Лермонтова и Тютчева о предназначении поэта и поэзии совершенно различны. Представления Лермонтова и Тютчева о предназначении поэта и поэзии совершенно различны. Стихотворение Лермонтова «Поэт» построено на сравнении поэзии с кинжалом: подобно боевому оружию, превратившемуся в «бесславную и безвредную игрушку», поэзия утратила свое общественное предназначение. Поэт – «осмеянный пророк», променявший власть над толпой на злато. Обличая поэта «изнеженного века», Лермонтов призывает поэта стать, как раньше, выразителем народных дум, когда его «могучие слова», «простой и гордый язык» «воспламеняли бойца на битву» и были подобны колоколу «на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Тютчев имеет совершенно другое представление о роли поэзии и месте поэта в обществе. Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» построено на контрасте земного и небесного. Земную картину создают образы грозы («клокочущих страстей», «пламенного раздора») и «бунтующего моря», символизирующие жизнь человечества. Поэзия, по мысли Тютчева, имеет божественное происхождение: «с небес слетает к нам — Небесная», она приносит в человеческий мир страстей «лазурную ясность», «льет примирительный елей». Таким образом, Лермонтов утверждает высокий идеал гражданской поэзии, а Тютчев считает, что роль поэзии – дарить человечеству гармонию и мир. Интернет-источники
  • http://images.vfl.ru/ii/1462291323/3aff9aaf/12531708.png
  • http://mouwsh1.ucoz.ru/vixoreva/0_8e5db_7203e9dc_XL.png
  • http://school110ufa.narod.ru/biblioteka/URyLibrocarowTV.png
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/9488/230070907.15/0_b7658_6f81ed2e_L.png
  • http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/28/zadaniya_oge_po_l-re.docx