Презентация "Сочинение на ЕГЭ: накануне экзамена"

Подписи к слайдам:
Сочинение на ЕГЭ: накануне экзамена Сенина Наталья Аркадьевна, Нарушевич Андрей Георгиевич Общие результаты выполнения задания 25 второй части экзаменационной работы. 2017

№ п/п

Критерий оценивания

Максимальный балл

Средний процент выполнения

K1

Формулировка проблем исходного текста

1

92

K2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

3

64

K3

Отражение позиции автора исходного текста

1

87

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

3

62

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2

72

К6

Точность и выразительность речи

2

63

Общие результаты выполнения задания 25 второй части экзаменационной работы

№ п/п

Критерий оценивания

Максимальный

балл

Средний процент выполнения

K7

Соблюдение орфографических норм

3

62

K8

Соблюдение пунктуационных норм

3

48

К9

Соблюдение языковых норм

2

59

К10

Соблюдение речевых норм

2

62

К11

Соблюдение этических норм

1

95

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

2

86

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, ПОСТАВЛЕННЫХ автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два

примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению,

важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного

цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. ОБЪЯСНИТЕ ПОЧЕМУ. СВОЁ МНЕНИЕ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объѐм сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулѐм баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для анализа

(1)Мы с вами не миллионеры, у нас нет родовых замков, нет поместий с загородными дворцами, нет даже особняков под офис. (2)Но и нас, абсолютно рядовых россиян, окружает старина. (3)Только не ценим мы еѐ. (4)Не бережѐм.

(5)Мы желаем видеть красоту каждый день в собственном доме. (6)Ради красоты идѐм на денежные жертвы: покупаем французские обои или турецкий ковер. (7)Вешаем под потолком чешскую люстру. (8)Привозим из турпоездки фарфоровую пастушку и ставим на комод. (9)И правильно делаем. (10)Имеем право. (11)А иногда даже возможность.

(12)Но вот что огорчительно: во имя новой красоты мы слишком часто выкидываем из дома то старьѐ, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью, а вещью в стиле ретро.

(13)Что я имею в виду?

(14)У обжитой квартиры, как у родного города, всегда есть возраст, и глаз его сразу с радостью улавливает. (15)И увидев дома у приятеля керосиновую лампу, медный самовар или примус, мы восхищѐнно причмокиваем:

(16)– Ишь ты! (17)Где достал?

(18)А он не доставал — он нашѐл на свалке.

Текст для анализа

(19)Мы, к сожалению, стареем довольно быстро — не так уж долог человеческий век. (20)Но нас окружает множество вещей, которые старятся ещѐ быстрее нас. (21)Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего детства, которые ушли в историю.

(22)И если вернутся оттуда, то лишь в качестве мудрых и полезных украшений наших квартир.

(23)Я, например, учился писать ручкой с пѐрышком, а чернила носил в замечательной посудине — чернильнице-невыливайке. (24)Помню, редкие в ту пору иностранцы спрашивали, где можно купить «русский компьютер» — счѐты: говорили, что на этом агрегате подсчитывали даже государственный бюджет.

(25)Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел огромный оранжевый абажур, может, даже шѐлковый, который вручную смастерила мама. (26)И ведь как уютно было в комнате! (27)Ещѐ у нас была швейная машинка «Зингер» — в каком из переездов я потерял эту замечательную вещь?

(28)Я назвал эти предметы не слишком далѐкой старины мудрыми и полезными. (29)Почему?

(30)Вот почему.

Текст для анализа

(31)Нас когда-то в школе учили (а наших детишек и нынче учат), что прошлое страны — это войны, сухопутные и морские сражения, царские указы, боярские

заговоры, крестьянские восстания и победные революции. (32)Отчасти верно. (33)Но

ведь помимо торжественной государственной истории была ещѐ иная, не менее значимая: история наших семей, частная жизнь прабабушек и прадедушек, их ежедневная борьба за существование, их бытовая смекалка, позволявшая выжить и под татарами, и под царями, и под большевиками.

(34)До нас уже дошло, что купеческие особнячки надо не сносить, а реставрировать. (35)До нас ещѐ не дошло, что крестьянские избы, сараюшки и баньки по-чѐрному — тоже памятники старины, без которых эта самая старина будет иметь не честное человеческое лицо, а спесивую начальственную морду с дворцами, гербами

и парадными залами. (36)До нас тем более не дошло, что и в наших современных,

вполне комфортабельных городских жилищах стоит хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и более дальних предках, которые вопреки всем властям, и отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам

тоненькую свечечку жизни.

« Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях

нескольких слов. Эти слова

светятся, как звѐзды, из-за них

и существует стихотворение».

А.Блок

Трѐхуровневая модель понимания

художественного текста

Фактическая (фактуальная) информация:

сообщение о фактах, событиях, процессах

Кто…?, Куда…?, Когда…?, Откуда…?, Как…?, Каким образом…?

Концептуальная информация: авторское понимание отношений между фактами, авторская оценка, понимание причинно-следственных связей

Почему…?, Зачем…?, По какой причине…?, Чем объясняется…?, В чѐм различие…?, Какая взаимосвязь…?

Содержательно-концептуально-оценочная информация :

осмысление текста с точки зрения личных нравственных норм, отношение читателя к прочитанному, оценка авторской идеи

Как оценить поступки, слова, действия героев? Хорошо это или плохо? Как поступил бы ты? На чьей стороне твои симпатии и антипатии? Согласен ли ты с позицией автора?

Ключевые слова концептуального уровня

Ключевые слова фактуального уровня

Старина Старые вещи Старьё

Рухлядь Ретро Вещь

Здания, архитектура Войны, сражения История

Семья

Прошлое Помнить

Памятники старины Вещественная память Мудрые вещи Красота

История

История семей, история государства

Прошлое страны Память, жизнь Память не бережём

Тоненькая свечечка жизни

Опорно-концептуальные слова текста Л. Жуховицкого

Вещи Прошлое

Памятники старины

История Память

Связь поколений

Ключевые слова-концепты учащихся

 Красота Старина Память Жизнь

 Старина Часть истории Памятники старины

Красота

Тоненькая свечечка жизни

Формулирование проблемы Информация о тексте

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема исторического прошлого нашей страны, сохранения памяти о прошлом. (Что создаѐт историю страны?)

1. Нашу историю создают не только войны и революции, но и частная жизнь наших предков.

Историческую ценность представляют не только дворянские и купеческие особняки, но и крестьянские избы.

2. Проблема отношения к старым предметам быта. (Как мы относимся к предметам не слишком далѐкой старины, олицетворяющим прошлое?)

2. Мы стареем быстро, а вещи – ещѐ быстрее нас, но они – мудрые и полезные предметы, вещественная память о наших предках, передавших нам через эти предметы «тоненькую свечечку» жизни.

Формулирование проблемы Верные формулировки
  • В представленном тексте Л.Жуховицкий поднимает проблему исторической памяти.
  • В своѐм тексте писатель Л.Жуховицкий поднимает проблему сохранения исторической памяти.
  • Нужно ли сохранять старинные вещи? Об этом размышляет в
  • своѐм тексте Л.Жуховицкий.

Формулирование проблемы

проблемы

сформулирован

еѐ частный

Вместо аспект:

  • Проблема

ценности

вещей, которые

у нас

есть.

ставит Леонид

Жуковский в

Именно эту проблему

своѐм тексте.

важности сохранения

истории,

нам о необходимости

этого

  • Поднимая проблему автор рассказывает явления.
Формулирование проблемы

Проблема не сформулирована:

  • Статья Жуховицкого заставила меня задуматься над окружающими нас вещами и предметами. Мне было приятно читать данную статью. Проблема скрытая в ней, актуальна для всех времѐн.
  • Проблема сформулирована неверно:

  • Что такое красота? Красота – это то, что вызывает восхищение у людей, но некоторые этой красоты просто не замечают. Именно проблему красоты в мелочах поднимает в своѐм тексте Л.Жуховицкий.

равнодушия людей к

  • В данном тексте автор поднимает проблему истории быта наших семей.
  • Автор раскрывает тему старых предметов.
Комментарий Объект комментирования

является

проблема,

Объектом комментирования

сформулированная учащимся.

проблему,

следует

Комментируя

информацию из

текста,

значимую для

привлекать

раскрытия

данной проблемы

(предложения, абзацы и т.д.).

Однако комментарий не должен сводиться к пересказу

текста

содержания: фактическая информация

должна встраиваться в концептуальную.

ТиТпиыпыииннффооррммааццииии втеткесктсат,е
  • Фактуальная информация – это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.
  • Концептуальная информация – это субъективное понимание отношений между фактами, событиями, их оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.

используемые в комментарии

Что такое «пример-иллюстрация»?

Пример-иллюстрация – это

значимая для

раскрытия поставленной проблемы информация текста, прежде всего фактуальная, встроенная в собственную интерпретацию текста.

Комментарий

Комментарий подменяется пересказом

В данном фрагменте автор рассказывает о том, как мы не ценим старые вещи, выкидываем их на свалки, а взамен покупаем что-то современное, новое, красивое.

Отсутствуют примеры-иллюстрации (как

правило, при пересказе текста)

Старые вещи несут за собой множество приятных моментов. Они позволяют окунуться в прошлое, вспомнить фрагменты из своей жизни. Благодаря старью, как молодѐжь привыкла вырожаться, мы можем пояснить и многое рассказать своим детям.

Комментарий

Комментарий без опоры на текст

  • Проблема, которая поднимается в этом тексте,
  • социальной. Она обсуждается в СМИ. Ей уделяют

является

внимание

многие писатели и поэты. И она не теряет своей актуальности и в наше время.

  • Эту нравственную проблему

рассматривали многие писатели

на протяжении многих лет

и философы. Она остаѐтся

актуальной и в наше время, ведь всѐ чаще на телевидении и в газетах обращают внимание на сохранение памятников старины.

Комментарий

Леонид Жуховицкий считает, что «рядовые россияне не ценят

старину». Он сожалеет о том, что люди часто выкидывают старьѐ, чтобы украсить дом более современными вещами. Автор с трепетом вспоминает о некоторых вещах своего детства: о ручке с пѐрышком, огромном оранжевом абажуре, швейной машинке «Зингер». Он называет эти предметы не слишком далѐкой старины «мудрыми и полезными». Автор считает, что в этих вещах хранится история наших семей, бытовая смекалка наших прабабушек и прадедушек, позволившая им выжить в самые трудные времена. А ведь некоторые и представления об этих вещах не имеют. Жуховицкий опасается, что отсутствие вещественной памяти о наших предках приведѐт к тому, что потомки не смогут понимать значения многих слов. Он призывает нас хранить вещественную память о предках, которые «сберегли и передали нам тоненькую свечечку жизни».

Позиция автора
  • Позиция автора предельно ясна: каждый из нас
  • должен хранить память о прошлом.

  • Позиция автора такова: люди не должны забывать истории своей семьи, и поможет им в этом сохранение старинных вещей бабушек и дедушек.
  • Позиция автора такова: людям нельзя забывать о своей истории, они должны знать и помнить о том, что было до нас.
Аргументация

дома-музеи

Н.В.Гоголь. «Мѐртвые души» И.А. Гончаров. «Обломов»

А.П. Чехов. «Вишнѐвый сад» М.А.Шолохов. «Тихий Дон» М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита» В.Г.Распутин. «Прощание с Матѐрой»

Д.С. Лихачѐв. «Письма о добром и прекрасном»

Краеведческие и исторические музеи, мемориальные выдающихся деятелей страны и пр.

Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки

Пособие предназначено для тех, кто хочет научиться писать сочинение и получить максимальный балл на экзамене. Оно содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, а также разработанные авторами задания к ним и методику подготовки к выполнению части 2.

Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала. В пособие включено также много разнообразных и оригинальных упражнений, часть которых дана в тестовой форме и снабжена ответами.

Таким образом, формат книги позволяет использовать еѐ как тренировочную тетрадь.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Контактная информация

Сенина Наталья Аркадьевна [email protected]

Нарушевич Андрей Георгиевич [email protected]