Конспект урока "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в прозаическом тексте" 8 класс

Экспрессивные возможности конструкций с
однородными членами в прозаическом тексте
Урок русского языка 8 класс
Автор : Трофимова Галина Анатольевна, учитель русского
языка и литературы СОШ №922 г.Москвы
«УМК любой».
Разделы: Русский язык
Цели урока:
- показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с
однородными членами в прозаическом тексте;
-показать, как работают конструкции с однородными членами в языке
художественного произведения для выражения авторской идеи;
-попытаться понять некоторые аспекты мироощущения В.Астафьева,
погрузившись в его язык;
-развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
текст В. Астафьева, фотоиллюстрация Домского собора в Риге,
органная музыка Баха (фрагмент на диске),
карточки с творческими заданиями,
графическое изображение звукового строя текста, интонационного рисунка
конструкций с однородными членами,
схема-таблица с однородными членами.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Итак, тема нашего урока: «Экспрессивные возможности конструкций с
однородными членами в прозаическом тексте». И как вы, вероятно,
догадались, речь пойдет о языковых особенностях художественного текста.
Во имя чего и для чего? правомерно прозвучат вопросы (зачитать цели
урока, записанные на доске ). Есть еще одна цель, практическая, подготовка к
экзамену, которая предполагает анализ текста для написания изложения и
мини-сочинения по авторскому тексту.
Что потребуется для нашей работы?
1. Знание того, что любое произведение строится по заветной формуле:
«Прежде чем начать писать, говорил М.Горький, я задаю себе три
вопроса: что хочу написать, как написать, для чего написать». Такой формуле
следует не только любой автор, но и каждый критик, и читатель.Тему, как
правило, находят быстро. Нахождение основной идеи требует вдумчивого
прочтения. Работа над формой требует знания и понимания роли языковых
средств выразительности.
Итак, заветная формула:
П=Т+И+Ф
Одна из составляющих формы текста композиция, т.е. построение. Мы
остановимся на построении повествовательного текста.
Экспозиция обстановка предшествующая действию; завязка, развитие
действия кульминация, развязка.
Вспомним особенности и описания, когда дается представление о предмете,
отдельные его признаки. И еще нам потребуются слова, выписанные на доске
и в ваших рабочих материалах. (см. Приложение 1).
Перед вами текст В. Астафьева и задания к нему. Текст необычен.
Он представляет особый жанр, название которому дал сам автор затесь.
Дословно «затесь» зарубка на дереве. В 1972 году выходит в печать целый
цикл затесей отдельной книгой.
Вот как сам автор определяет жанр книги:
–Меня часто спрашивают на встречах и в письмах: что такое «затеси»?
Первому изданию «3атесей» я дал подзаголовок «Короткие рассказы». Но это
неточно. Рассказов как таковых в книге было мало, остальные миниатюры
не тянули на рассказы, они были вне жанра, не скованы устоявшимися
формами литературы».
Итак, затесь это миниатюра, произведение вне жанра и вне устоявшихся
форм литературы.
Звучит текст (читает учитель). тексте намеренно не расставлены знаки
препинания).
Дом. Дом. Дом...
Домский собор с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над
Ригой звучит.
Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то
рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то рулады рожка, то звуки
клавесина, то говор перекатного ручья... И снова грозным валом
бушующих страстей сносит всё, и снова рокот. Звуки качаются. Они
густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
Всё замерло, всё остановилось. Душевная смута, вздорность суетной
жизни, мелкие страсти, будничные заботы все это осталось где-то в
другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни.
Микротексты Схемы однородных членов Глаголы, выражающие
смысловые отношения
1 абзац
2 абзац
3 абзац
Учитель : Вы поняли, что речь идет о Домском соборе в Латвии. Это самый
большой кафедральный собор Прибалтики, который был основан в 1211
году. Домский собор несколько раз перестраивался, поэтому в нем
переплетаются различные архитектурные стили. После реконструкции
собора в 1776 году высота башни достигла 90 метров.
Главной достопримечательностью Домского собора является его орган,
сооруженный в 1884 году. В это время это был самый большой орган в мире.
Домский собор сегодня – символ старого города.
Задание. Выполним тестовые задания по тексту.
Тест.
Сколько микротем в этом тексте?
а) 1,
б) 2,
в) 3,
г) 4.
К какому стилю речи относится текст?
а) к публицистическому,
б) к научному,
в) к художественному,
г) к деловому.
Каков тип речи текста?
а) повествование с элементами описания,
б) рассуждение,
в) повествование,
г ) описание с элементами рассуждения.
Укажите верное утверждение
а) 1 и 2 связаны параллельной связью,
б) 3 и 4 соединены цепной связью,
в) l и 2 предложения связаны цепной, местоименной связью.
Какова цель автора?
а) познакомить читателя с необычностью Домского собора,
б) дать описание собора,
в) передать те ощущения, которые испытывает он при звучании органной
музыки.
Учитель: Рассмотрим первый абзац. В чем его особенность? Запишем и
разберем.
Дом. Дом. Дом...
(Создается звуковая картина).
Вопрос: Почему первые слова выделены отдельной строкой? Какой прием?
Ответ: Звукоподражание.
Вопрос: Как первая строка связана со следующей строкой?
Ответ: Домский собор... (наложение звуков)
Вопрос: Какой тип речи использует автор?
Ответ: Описание места. Создаётся конкретный образ.
Учитель: Разберём по членам предложение, записанное под диктовку:
Домский собор с петушком на шпиле.
Учитель: Какое предложение по структуре? Почему?
Ответ: Назывное, односоставное. Задается тема. Центральный образ – собор.
Учитель: Что такое собор?
(Идет работа со словарём. См. Приложение 1)
Запись предложения: Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.
Учитель: Разберем по членам предложения? В чем особенности этого
предложения?
Ответ: Простое, осложнено однородными определениями: высокий,
каменный-контекстуально однородные, и здесь же есть инверсия.
Интонационно выделяется обстоятельство места. Предлог «по-над» из
народно-поэтического творчества. Связь предложений цепная, дополняется
образом действия.
Ученик делает обобщающий анализ первого абзаца:
Первый абзац создаёт картину местоположения собора. Первое и второе
предложения связаны образом Собора. В заглавие выносим: Домский собор
звучит.
В 1-м абзаце сцепляющее слово «он» (морфологическое средство)
Подлежащее в этом предложении выражено существительным, которое
совмещает предмет и факт его существования в настоящем времени.
И снова звучит текст (читает учитель под музыку органа):
…Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот,
то гром, то нежный голос влюбленных, то рулады рожка, то звуки клавесина,
то говор перекатного ручья... (музыка еще звучит).
Вопрос: Проследим, какие языковые средства автор использует для связи
первого и второго предложений?
Ответ: здесь параллельная связь, связующее слово «собор»).
Учитель: Какое слово главное?
Ответ: если в 1-м «собор»,то во 2-м «орган».
Учитель: Автор переводит музыку в слово, описывает свои впечатления от
нее. Музыку, кажется, надо слушать, а не рассказывать о ней. Но автор
дерзнул, и ему удалось, что по силам только великому мастеру слова.
Вопрос: Как передано звучание органа?
Ответ: Через звуковые образы природы.
Вопрос: Какие же это звуковые образы?
Ответ: Рокот, гром, рулады, перекаты, говор ручья.
Вопрос: Как можно охарактеризовать это предложение по структуре?
Ответ: Ряд однородных членов.
Задание. Проследим этот ряд по наличию второстепенных членов. Составим
схему однородных членов на доске и в тетрадях.
Подведем итог по второму абзацу. Делает это ученик с помощью учителя:
Итак, звуковая волна создается рядом однородных членов, а также
равномерным чередованием звуков -л) равномерное чередование
согласных звуков аллитерация). Разделительный союз «то» обозначает
смену явлений, их характерность для звучания органа. Ряд однородных
членов здесь открытый. Свидетельство незаконченности многоточие. Этот
знак еще передает взволнованность автора, какую-то недосказанность чувств,
переполняющих его. По своему лексическому значению слова, входящие в
ряд однородных членов, фактически являются контекстуальными
синонимами (рокот, рулады, перекаты – общее значение «раскаты»).
Задание. Разбор следующих четырех предложений делается учениками.
Потом дается их рецензирование. Разбираем предложение по членам (запись
в таблицах и на доске)
Вопрос к ученику, работающему у доски:
Какова роль обобщающего слова?
Составляем схему: [О: О, О, О]
В чем смысловая роль однородных членов?
Ответ: создаётся ощущение незавершенности ряда.
Вопрос: Возможно ли здесь перестановка обобщающего слова в конец
предложения?
Учитель: Почему автор не использует такой вариант?
Ответ: Слово «все» предупреждает о предстоящем перечислении.
Вопрос: Есть ли в ряде однородных членов смысловая градация?
Ответ: «Душа» в одном ряду со словами «земля», «мир» духовное
единение с окружающем миром.
Учитель: Почему однородные члены с бессоюзной связью?
Ученик: Это придает размеренность, завершенность.
Задание. Сопоставим конструкции однородных членов первой и второй
частей второго абзаца.
Ответ: B 1-й части – союзная, осложнена зависимыми словами; во 2-й части –
бессоюзная, одиночная.
Вопрос: Почему автор использует безличные конструкции предложений?
Ответ: Действие происходит независимо от человека, сообщается о
состоянии человека.
Вопрос: В каком времени происходит действие в 1-м, 2-м, 3-м абзацах?
Ответ: 1, 2 – в настоящем времени, 3 – в прошедшем времени.
Задание. Последний абзац читает ученик. Расставляем знаки препинания.
Составим схемы с однородными членами.
1 ряд – [0,0,0,0-0]
2 ряд – [О, О, О, О]
Вопрос: Чем отличаются ряды однородных членов с обобщающим словом во
2 и 3 абзацах?
Ответ: Наличием зависимых, пояснительных слов.
Вопрос: Меняется ли ритм перечисления? Что придает картине
замедленность, неповторимость?
Ответ: «Всё» даёт завершенность ряду однородных членов. В смысловом
плане этот абзац обособлен. В предыдущих – причина, в этом следствие).
Вопрос: С помощью каких синтаксических средств автор передаёт это
разделение пространственно-временных отношений?
Ответ: В 1, 2 абзацах глаголы звучит, плывёт, сносит, качаются; в 3-м
замерло, остановилось, осталось.
Задание: 1-й ряд подобрать смысловые синонимы к слову «замерло»
Ответ: оцепенеть, окаменеть, остолбенеть.
2-й ряд – остановилось
Ответ: заглохнуть, оборвать, запнуться.
Вопрос: Какую смысловую роль вносит трижды повторяющееся слово
«другой»?
Задание: Рассмотрим первый ряд однородных членов в последнем абзаце.
Почему в качестве зависимых слов выступают полные прилагательные?
Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные
заботы – всё осталось где-то...
Задание: Разберите по членам, составьте схему. Соотнесите основные
понятия: душа, жизнь, страсть, заботы и характеризующие их смута,
вздорность. 1-м случае ёмкие, значительные. Во 2-м случае мелкие,
будничные. Сочетаются далёкие по значению понятия несовместимые, что
создаёт парадоксальность.)
Вопрос: Каков же основной смысл текста? Что происходит с человеком?
Ответ: Душевное очищение, освобождение от чего-то, заслоняющего,
ненужного. Такое воздействие оказало на автора звучащая музыка органа.
Так посредством слова автору удалось передать то душевное потрясение,
которое он испытывал, слушая музыку.
Задание. Работая по таблицам, сформулировать основные особенности жанра
затеси, а также основные законы, по которым создавал автор это
произведение.
Приложение №2
Сформулировать законы, по которым В.Астафьев создавал затесь.
1.Писать нужно только о том, что ...
2.Произведение должно (как воздействовать на читателя?) ...
3.После прочтения читатель становится (каким?) ...
испытывает (что?) ...
4.Писать нужно (как?) ...
5.Нужно использовать все возможные языковые средства (какие?) ...
Ссылки
http://studbooks.net/preload/35/9777
http://www.e-reading.by/book.php?book=3338Литература
. 1. Акимов В. Человек и время: Очерки. - Л.: Советский писатель, 1986.- 248 с.
2. Кожинов В. Затеси метят тропу. // Литературное Обозрение, 1973. - № 1
3. Яновский Н. Виктор Астафьев: Очерк творчества. - М.: Советский писатель, 1982. - 345 с.
4. Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. Сурков А. А. - М.: Советская энциклопедия, 1975.