Проект "Употребление обращений в художественных текстах"


Проект «Употребление обращений в художественных текстах».
Цель исследования: определить типы обращений и их функции в художественной
речи.
Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:
1. Отобрать речевой материал: предложения и тексты с обращениями, употреблённые
в произведениях А.С. Пушкина.
2. Провести анализ отобранного материала.
3. Сделать выводы о характере использования поэтом обращений, их строении,
стилистической окраске, художественно-эмоциональной нагрузке.
Метод исследования это анализ художественных произведений.
Материалом исследования выбраны стихотворные и прозаические произведения
Александра Сергеевича Пушкина.
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (или к
чему) обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с
особой звательной интонацией.
Основная функция обращения побудить собеседника слушать, привлечь
внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена,
фамилии, название лиц по родству и т. д.
В художественных произведениях в функции обращений могут выступать
названия птиц, животных и неодушевленных предметов. Обращение может стоять в
начале, середине или конце предложения.
Такова точка зрения на обращение, изложенная в лингвистических словарях и
справочниках, а также в работах ученых-лингвистов. Из всех трудов, написанных на
тему исследования, наиболее интересной и наиболее полной является работа Д. Э.
Розенталя, изложенная в книге «Практическая стилистика русского языка». Розенталь
рассматривает обращения, используемые в художественных произведениях и в
частности в поэзии, выделяет стилистические функции обращений. Он пишет:
«Особую функцию выполняют обращения в поэзии, где они большей частью имеют
риторический характер (обращения к отсутствующему лицу, обращения к животным,
к неодушевленным предметам)».
Если в стилистически нейтральном тексте в роли обращения выступают
собственные имена людей, названия лиц по родству, по общественному положению,
по профессии и т.д., то в текстах с эмоциональной и экспрессивной окраской функция
обращения заключается не столько в назывании адресата речи, сколько в его
характеристике, выражении отношения к нему, общем повышении выразительности
речи.
В результате создаются различные стилистические разновидности обращений:
1. Обращения – метафоры
2. Обращения – перифразы
3. Обращения – метонимии
4. Обращения – иронии
5. Обращения – повторения
6. Обращения – риторические
7. Обращения – присловья
8. Обращения – фольклорные
9. Обращения – архаические»
Современные учёные-лингвисты развили идеи Д. Э. Розенталя в своих научных
работах. В основе нашего исследования также лежат положения, высказанные
знаменитым учёным.
Глава 1. Основные функции обращений к героям
В произведениях А. С. Пушкина обращения встречаются часто, они
разнообразны по тематике и строению, обладают различной стилистической
окраской и выполняют разные задачи.
1. Основная функция обращения (звательная) состоит в том, чтобы, назвав
собеседника, привлечь его внимание, побудить к восприятию речи.
В послании «19 октября 1825 года» Пушкин в день рождения Лицея обращается из
Михайловского к своим друзьям:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
2. Обращения также служат для обозначения конкретного лица, адресата
речи:
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
3. Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или
поддержать внимание собеседника. Оно часто выполняет одновременно ещё
одну функцию. С их помощью автор выражает своё отношение к своему
адресату. Оценочную функцию обращения отмечал ещё М.В. Ломоносов, он
писал: «…сею фигурою можно советовать, хвалить, насмехаться…»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждёшь меня.
Александр Сергеевич Пушкин обращается к своей няне Арине Родионовне с
нежностью и любовью. Определение «дряхлая» не несёт здесь отрицательной
оценки, оно указывает только на старость.
В то же время эмоциональное звучание обращений в поэтическом тексте
нередко достигает высокой патетики. Для создания эмоциональности речи
писатели могут использовать как обращения слова с яркой экспрессивной
окраской. В оде «Вольность» поэт обращается к царям-тиранам:
Самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу…
4. Обращения играют в художественных текстах и другие важные роли. Они
помогают создать образ того или иного литературного героя, показать
отношения между персонажами. В «Сказке о рыбаке и рыбке» жадная старуха
ругает старика за то, что он не воспользовался возможностью разбогатеть.
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Старик боится ослушаться свою гневную жену. А ей уже хочется быть дворянкой, а
потом и царицей…
Осердилась пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою
5. Откроем роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Действие романа
происходит в 70-ые годы XVIII века. В нём встречаются обращения, которые
сейчас практически не употребляются, на смену им пришли совершенно
другие формы:
Эх, батюшка Петр Андреевич, – отвечал он [Савельич] с глубоким вздохом.
Барин, не прикажешь ли воротиться? – спросил ямщик.
Его благородие жалует мне шубу со своего плеча, его на то барская воля, а ты,
холоп, не спорь и слушайся.
Государь Андрей Петрович! Отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я
получил.
Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы
мои накинули тебе веревку на шею.
Как же так, господин коллежский советник? – возразил изумленный генерал.
Что ты, сударь? Как же я тебя-то покину?
Какова роль этих обращений в пушкинском тексте? Обращения вводят нас в
обстановку XVIII века, создают исторический фон, помогают увидеть
социальное неравенство людей, их место на общественной «лестнице».)
6. Характерной особенностью обращений является их использование в
письмах. Во многих произведениях А.С. Пушкина герои пишут письма, например,
в романах «Евгений Онегин», «Капитанская дочка». В повести «Дубровский»
старая нянька Владимира Дубровского Орина Егоровна, простая крестьянка, пишет
ему письмо:
Государь ты наш, Владимир Андреевич, я, старая нянька, решилась тебе доложить
о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит
как дитя глупое. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей
вышлем на Песочное . . .
Пушкин употребляет в её письме обращение «соколик мой ясный», характерное
для фольклорных произведений, которое передаёт любовь няни к своему
воспитаннику и её близость к миру народной поэзии.
Глава 3. Обращения к неодушевлённым предметам и явлениям
В художественной речи обращения нередко адресованы неодушевлённым
предметам, явлениям. Это обращения к странам и континентам, городам, рекам,
явлениям природы во всем ее многообразии, к явлениям космической жизни, к
пространству и времени, к различным проявлениям интеллектуального и
эмоционального мира человека.
Обращения раскрывают те сферы жизни, с которыми поэт теснее всего связан,
обнаруживают предметы и явления, которые интересуют поэта, о которых он
рассуждает, с которыми вступает в диалог, например:
1) Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив,
И черных скал вершины.
2) Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы. ( «К морю» )
А. С. Пушкин употребляет при обращении различные типы определений,
согласованные и несогласованные, приложения, использует ряды однородных
обращений.
Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Обращения, адресованные к неодушевлённым предметам, явлениям природы, часто
представляют собой обращения - эпитеты, например:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан. («Погасло дневное светило»)
Обращения - метафоры:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он. ( «Евгений Онегин» )
Обращения - перифраз:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит… ( «Медный всадник» )
Обращение в поэтическом тексте часто выступает как особый
художественный прием — прием олицетворения, например:
Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега...
Ты затопил, освирепев,
Свои брега. ( «Обвал» )
Таким образом, обращения к неодушевлённым предметам и явлениям часто
являются средствами лексической выразительности – тропами.
Глава 4. Текстообразующая функция обращений
Обращение и похожие синтаксические конструкции
В художественном тексте обращение может представлять собой центральную часть
сообщения и организовывать текст в целом:
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес. ( «Туча» )
Предмет раздумий автора, туча, назван в обращении, без которого текст развалится.
Текстообразующая роль обращений характерна для творчества таких поэтов 20
века, как Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Булат Окуджава.
Необходимо разграничивать обращения и внешне похожие на них
синтаксические конструкции: назывные предложения и именительный
представления.
Именительный представления это фигура речи, на первом месте которой стоит
изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему
последующей фразы.
Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и
усилении его звучания:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... ( А.С. Пушкин)
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём
отозвалось. (А.С. Пушкин)
Назывные предложения указывают на существование предмета, именительный
представления вызывает представления о предмете или лице, обращение же
указывает на адресата речи и в отличие от названных конструкций произносится со
звательной интонацией.
Например:
Москва! Москва! Люблю тебя как сын… предложение с обращением.
Вот и Москва! — назывное предложение.
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось... (Пушкин)
именительный представления.
Заключение
Данная работа посвящена рассмотрению обращений в творчестве Александра
Сергеевича Пушкина. Его произведения содержат очень богатый материал для
анализа. А.С. Пушкин достаточно часто прибегает к приему обращения. Он
использует обращения не только по их прямому назначению, называние адресата,
но и наделяет их специфическими стилистическими функциями.
Проведя небольшое исследование по проблеме «Использование обращений в
текстах художественной литературы», мы убеждаемся в следующем:
1. Обращения составляют важную функционально - семантическую часть стиля
поэта или писателя.
2. В творческом наследии А.С. Пушкина есть все основные типы обращений,
выделяемых современной лингвистикой.
3. Обращения в художественных текстах полифункциональны: они называют
собеседника автора; помогают понять отношение автора к адресату речи; рисуют
исторический фон; помогают понять характеры персонажей; изображают круг
интересов автора; служат для усиления выразительности речи; являются средством
образования текста.
Список используемой литературы
1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 1987
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 2002
3. Шахова С. Е. Типы и функции обращений в лирике А.А. Блока. 1998
4. Русский язык и культура речи. Под редакцией Максимова В.И. 2001
5. Материалы Интернета