Презентация "Ономастическое пространство романа «Преступление и наказание»"

Подписи к слайдам:
Ономастическое пространство романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: воспитатель Детского дома № 20 Букакина Т.П. Цели:
  • выявление особенностей функционирования имён собственных в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», определение их места в ономастическом пространстве романа.
  • Задачи:
  • охарактеризовать специфику имён собственных как лингвистической единицы, установить принципиальное отличие имён собственных от имён нарицательных,
  • рассмотреть антропонимы и топонимы в историческом и функционально – семантическом аспекте,
  • описать специфику литературной ономастики,
  • выявить и установить место антропонимов и топонимов в ономастическом пространстве текста романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» .
Имена собственные – это такие слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут какого-либо специального указания на этот класс. Имена собственные Антропонимы Топонимы имя, гидронимы, отчество, ойконимы, фамилия, оронимы, псевдоним, космонимы, прозвища. урбанонимы Литературные антропонимы – имена, созданные самим автором и в той или иной степени характеризуют персонаж. Карпенко М.В. Стилистическая функция литературных антропонимов накладывается на их знаковую функцию, а их контекстуальное значение - на объективно заложенную в имени информацию. Ономастическое пространство художественного произведения – это совокупность всех поэтонимов (имена собственные в художественном тексте), которые имеются в художественном произведении. Функции поэтонимов:
  • идентифицирующая
  • художественно – стилистическая
  • функция дифференциации
Виды урбанонимов в романе:
  • агоронимы( названия площадей)
  • « Близость Сенной(площади), обилие известных заведений…»
  • годонимы(названия улиц, переулков, бульваров)
  • «…которую нанимал от жильцов в С-м переулке(Столярярном переулке)», «…к преогромнейшему дому, выходившему одною стеною на канаву, а другою в – ю улицу (Садовая или Гороховая улицы)», «…проходил же он тогда по К – му бульвару (Конногвардейскому бульвару)» 3. эмпоронимы (названия магазинов,увесилительных заведений) « - Ну вот! А третьего дня, в « Гамбринусе», три партии сряду взял у вас в биллиарде…»
  • хоронимы городские (имена парков, районов, кварталов)
  • « Проходя мимо Юсупова сада…» « …ночевал на Песках…у коломенских» « Ну, а прежнюю квартиру, - помню только. Что у Пяти Углов, - Харламова дом…»
  • экклезионимы (названия соборов, храмов)
  • « Купол Исаакиевского собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше…»
Типы антропонимических « формул» в тексте романа Ф.М.Достоевского:
  • только имя : Миколка, Афрасиньюшка, Настасья, Федосья и т.д.
  • « имя + отчество» : Порфирий Петро-вич, Катерина Ивановна, Никодим Фомич, Дарья Францевна, Лизавета Ивановна, Алёна Ивановна и т.д.
  • « имя + отчество + фамилия» : Авдотья Романовна Раскольникова, Родион Рома-нович Раскольников, Софья Семёновна Мармеладова, Пётр Петрович Лужин и т.д.
  • только фамилия : Заметов, Зосимов, Кох, Капернаумов, Теребьев, Закладчиков, Свидригайлов и т.д.
Родион Романович Раскольников « розы покупающий» « родной» «родимый» « раскол родины» «намёк на династию Романовых» «раскол в сознании героя» Звуковой фон: « РО – РО – РА» - эффект рокота, бунта
  • Фамилия Раскольникова впервые возникает во время его первого визита к старухе – процентщице
  • « – Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц»
  • имя главного героя возникает впервые на страницах письма матери
  • « Милый мой Родя...» Таким образом, введя сначала персонаж, а после его фамилию в ситуации, когда главный герой «пришёл делать пробу своему предприятию», Достоевский подчёркивает внутренний психологический надлом героя, « раскол» между ним и людьми. Имя возникает в атмосфере любви, в письме из дома. Частота употребления Раскольников Родя 491 82
Сонечка( Софья) Мармеладова « мудрость» « разумность» «сладости, комфорта», Софья – Сонечка – диминутивная форма имени Частота употребления Соня( Сонечка) Софья Семёновна 293 61 Свидригайлов (частота употребления в романе 161 раз) Звуковой ряд « др», « гайл» - сложное сумбурное, режущее слух В романе отсутствует имя и отчество персонажа в речи других героев романа, и присутствует только фамилия. Для русского сознания привычно употребление формулы обращения « имя + отчество + фамилия». Поэтому, употребление только фамилии воспринимается как нечто чуждое, отталкивающее, человек предстаёт без своих родовых корней, без души. «И эта низкая, оскорбляющая всякое человеческое достоинство, ползающая, вечно пресмыкающаяся личность … ».