Подготовка к ЕГЭ: задание 24

«Подготовка к ЕГЭ: задание 24»
Содержание
1. Введение ……………………………………………………… 3
2. Изобразительно-выразительные средства языка …………… 5
3. Фонетические средства ………………………………………… 5
4. Лексические средства ………………………………………… 5
5. Синтаксические средства …………………………………10
6. Тренировочные задания (вариант1) ………………………… 14
7. Тренировочные задания (вариант2) ………………………… 15
8. Тренировочные задания (вариант3) ………………………… 16
9. Тренировочные задания (вариант4)…………………………… 18
10. Тренировочные задания (тексты) …………………………… 22
11. Список литературы для подготовки к ЕГЭ………48
Введение.
В Российской Федерации несколько лет проходил эксперимент по
введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). А теперь уже ЕГЭ по
русскому языку стал обязательной формой итоговой аттестации
выпускников. Для успешной сдачи экзамена необходима систематическая и
целенаправленная подготовка, требующая повторения всех основных
разделов школьного курса русского языка.
Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что особое
затруднение вызывает выполнение задания 24 (В8). Оно проверяет умение
находить и правильно определять изобразительно-выразительные средства
языка, используемые авторами в текстах.
За выполнение задания 24 может быть начислено от 0 до 4-х баллов.
За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из
списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла:
допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана
только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор
цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет
значение. (Официальный информационный портал ЕГЭ. (www.ege.edu.ru))
При подготовке обучающихся к выполнению данного типа заданий
необходимо особое внимание уделить, во-первых, терминологическому
аппарату: знание определений тропов, стилистических фигур и фонетических
средств наизусть первый шаг к успеху при выполнении задания, не
случайно оцениваемого двумя баллами. Именно поэтому данное пособие
начинается со СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ.
Во-вторых, необходимо выработать у школьников умения и навыки
находить любые средства в коротких отрывках из художественных текстов.
Для этого пособие содержит четыре варианта заданий для отработки именно
этих умений и навыков. И наконец, составителем предложены тексты как
художественные, так и публицистические, на основе которых написаны
фрагменты рецензий. В них анализируются языковые особенности текстов.
3
3
Необходимо вставить на места пропусков цифры, соответствующие номеру
термина из предложенного списка.
У большинства заданий есть ключи тветы), с помощью которых
можно быстро проверить правильность их выполнения.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к
ЕГЭ, а также учителям русского языка.
4
4
Изобразительно-выразительные средства языка.
Фонетические средства
Аллитерация повтор согласных звуков. Является приемом
выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие
стиха.
Ассонанс повторение гласных звуков.
Лексические средства
Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для
создания художественного образа и достижения большей выразительности. К
тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение,
метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Ни одно
художественное произведение не обходится без тропов. Художественное
слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и
сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все
это составляет художественные возможности слова, которое является
единственным инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в
переносном значении
Антонимы разные слова, относящиеся к одной части речи, но
противоположные по значению (добрый злой, могучая бессильная).
Противопоставление антонимов в речи является ярким источником
речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был
слаб телом, но силен духом.
Контекстные (или контекстуальные) антонимы это слова,
которые в языке не противопоставлены по значению и являются
5
5
антонимами только в тексте: Ум и сердце лед и пламень вот
основное, что отличало этого героя.
Гипербола образное выражение, преувеличивающее какое-либо
действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления
художественного впечатления: Снег валил с неба пудами. В сто сорок
солнц закат пылал.
Литота художественное преуменьшение: мужичок с ноготок.
Употребляется в целях повышения художественного впечатления.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -
благодаря своей новизне позволяют создавать определенные
художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или
проблемы: как бы нам самим следить, чтобы наши права не
поширялись за счет прав других? (А. Солженицын). И кюхельбекерно и
тошно (А.С. Пушкин).
Ирония это употребление слова или выражения в смысле, обратном
буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
(обращение к ослу).
Синонимы это слова, относящиеся к одной части речи,
выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся
оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.
Контекстные (или контекстуальные) синонимы слова,
являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов гений
любимое дитя природы. (В. Белинский)
Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской,
сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.
Метафора скрытое сравнение, основанное на сходстве между
далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит
неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий
признак. Например: Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не
6
6
жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть. (С.Есенин. )"Исчезал сонный
небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба,
продырявленного черным и губительным хоботом
орудия".(М.Булгаков. "Белая гвардия").
Развернутая метафора развернутое перенесение свойств одного
предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства
или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью.
Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных
предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить
предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является
выражением индивидуально-авторского видения мира.
Метонимия перенос значений (переименование) по смежности
явлений. Наиболее употребительные случаи переноса: а) с человека на
его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? спросил
постоялец, обращаясь к стеганой жилетке; б) с учреждения на его
обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева; в)
имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):
Великолепный Микеланджело! его скульптуре) или: Читая
Белинского…
Синекдоха прием, посредством которого целое выражается через
его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность
метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»
Оксюморон сочетание контрастных по значению слов, создающих
новое понятие или представление. Это соединение логически
несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно
исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на
восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко борьбы
противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение
7
7
автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…;
Ей весело грустить / Такой нарядно обнаженной (А. Ахматова)
Олицетворение один из видов метафоры, когда перенос признака
осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении
описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца,
нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще
неодушевленным предметом приписываются действия, которые
допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по
дорожкам сада. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается
радость.
Оценочная лексика прямая авторская оценка событий, явлений,
предметов: Пушкин это чудо.
Перифраз(а) использование описания вместо собственного имени
или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее
слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город не
Неве приютил Гоголя.
Сравнение одно из средств выразительности языка, помогающее
автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные
картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление
показывается и оценивается путем сопоставления его с другим
явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно,
будто, точно, и т.д., но служит для образного описания самых
различных признаков предметов, качеств, действий. Например,
сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его
глаза. Или: Глаза как звёзды… Часто встречается форма сравнения,
выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею
вползла в наши сердца.
Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов:
похож, подобен, напоминает:…бабочки похожи на цветы.
8
8
Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных
по смыслу и грамматически, это так называемое развернутое,
разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное
сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо.
Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами
светлячков зажгли ночь.
Фразеологизмы это почти всегда яркие выражения. Поэтому они
важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как
готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-
изобразительные характеристики героев, окружающей
действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра
божия.
Эпитет слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его
свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное
определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в
определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство.
Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает
как художественное, образное определение к другому:
прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта
скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок); причастия:
край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет
осиянный (М.Цветаева); существительные, иногда вместе с
окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин
(М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева). В
художественном произведении эпитет может выполнять различные
функции: образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-
бриллианты; создать атмосферу, настроение: хмурое утро; передать
отношение автора (рассказчика, лирического героя) к
характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник?"
9
9
(А.Пушкин). Обратите внимание! Все цветообозначения в
художественном тексте являются эпитетами.
Синтаксические средства.
Анафора, или единоначатие это повторение отдельных слов или
оборотов в начале предложения. Используется для усиления
высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба?
Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
Антитеза стилистический прием, который состоит в резком
противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект
резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить
противоречия, противопоставить явления. Служит способом
выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.
Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном
использовании повторяющихся союзов для логического и
интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов
предложения (или сочиненных предложений), для усиления
выразительности речи: Тонкий дождь сеялся и на леса, и па поля, и на
широкий Днепр (Г.); Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел,
и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность
(Кор.); По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались
черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны упр,).
Б е с с о ю з и е стилистическая фигура, состоящая в намеренном
пропуске соединительных союзов между членами предложения или
между предложениями; отсутствие союзов придает высказыванию
стремительность: Швед, русский, колет, рубит, режет, бой
барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон...
(П.); Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы,
сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики,
10
10
бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на
воротах... (П.)
Градация стилистическая фигура, заключающая в
последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений,
образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств
художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа,
ради человечества берегите мир! Градация бывает восходящая
(усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).
Инверсия обратный порядок слов в предложении. При прямом
порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное
определение стоит перед определяемым словом, несогласованное
после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство
образа действия перед глаголом: Современная молодежь быстро
поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в
ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это
сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной,
взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам
беречь!
Композиционный стык это повторение в начале нового
предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно
заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня
выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я
горжусь.
Многосоюзие риторическая фигура, состоящая в намеренном
повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального
выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не
обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
Парцелляция прием расчленения фразы на части или даже на
отдельные слова. Ее цель придать речи интонационную экспрессию
путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.
11
11
Девушка говорила без умолку. Про Сибирь, про счастье, про Джека
Лондона (В. Шукшин). Действовать, действовать надо. Плакать
потом. Ночью. Когда-нибудь. (Н. Ильина). Вот я и в Быковке. Один.
Топлю печь, пою песни, играю со Спирькой, который без ума от того,
что появился хозяин. На дворе осень. Поздняя. (В. Астафьев). Этот
год был темным от растаявшего снега. Шумным от лая караульных
псов. Горьким от кофе и старых пластинок. (С. Довлатов)
Повтор сознательное употребление одного и того же слова или
сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:
Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
Риторические вопросы и риторические восклицания особое
средство создания эмоциональности речи, выражения авторской
позиции: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не
бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги,
дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение,
грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами
человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере,
Муромским разбойникам? Какое лето, что за лето? Да это просто
колдовство!
Синтаксический параллелизм одинаковое построение нескольких
рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится
выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать это чудо земное.
Мать – это слово святое.
У м о л ч а н и е это оборот речи, заключающийся в том, что автор
сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или
слушателю) самому догадываться о невысказанном: Нет, я хотел...
быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть (П.); Что
подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть
такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только
указать — и пройти мимо (Т.).
12
12
Эпифора одинаковая концовка нескольких предложений,
усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: Я всю жизнь шел к
тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Э л л и п с и с это стилистическая фигура, заключающаяся в
пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения: Мы села
в пепел, грады в прах, в мечи серпы и плуги (Жук.); Вместо
хлеба камень, вместо поучения колотушка (С.-Щ.); Мужики за
топоры (А. Т.). Использование эллипсиса придает высказыванию
динамичность, интонацию живой речи, повышает художественную
выразительность.
13
13
Тренировочные задания (вариант 1)
Определите, какие средства художественной выразительности использованы
в приведенных отрывках. Разграничьте тропы и стилистические фигуры
речи.
1. Пустых небес прозрачное стекло (А.Ахматова).
2. Сидит милый на крыльце / С выраженьем на лице, / А у милого лицо /
Занимает все крыльцо (Частушка).
3. Ночевала тучка золотая / На груди утеса-великана (М.Лермонтов).
4. Степям и дорогам / Не кончен счет. / Камням и порогам / Не найден счет
(Э.Багрицкий).
5. Что ты значишь, скучный шепот? / Укоризна или ропот мной утраченного
дня? (А.Пушкин)
6. ...С кем мне поделиться / Той грустной радостью, что я остался жив
(С.Есенин).
7. На вересковом поле, / На поле боевом / Лежал живой на мертвом / И
мертвый на живом (С.Маршак).
8. Шумят толпой усталые перроны / И грустные глаза завидуют веселым.
(М.Борзыкин).
9. Милый друг, и в этом тихом доме / Лихорадка бьет меня. / Не найти мне
места в тихом доме / Возле мирного огня (А.Блок).
10. Он двадцать лет был нерадив, / Единой строчки не родив (Д.Минаев).
11. Солнышко утром в колодезь озер / Глянуло – месяца нет. / Свесило ноги
оно на бугор, / Кликнуло месяца нет (С.Есенин).
12. А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. / Какой бы выдумать
предлог, чтоб не учить предлоги? (Н.Матвеева).
13. Не живой он пел, а умирающий. / Лебедь пел все тише, все печальнее
(В.Брюсов).
14. И страна березового ситца / Не заманит шляться босиком (С.Есенин).
14
14
15. Вижу его на дороге и в гроте... / Смуглую руку у лба... (М.Цветаева)
16. Прекрасной дочерью своей / Гордится старый Кочубей (А.Пушкин).
17. Люблю летать, заснувши наяву (А.Пушкин).
18. В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук
(В.Маяковский).
19. Прибежал, пошел лобызаться с женой, / чаю выдул стаканов до тыщи...
(В.Маяковский)
20. Он знак подаст – / И все хлопочут; / Он пьет – все пьют и все кричат; / Он
засмеется – все хохочут; / Нахмурит брови – все молчат... (А.Пушкин).
Тренировочные задания (вариант 2)
Найдите все возможные тропы в стихотворении И. Бунина «Леса в
жемчужном инее…»
Леса в жемчужном инее. Морозно.
Поет из телеграфного столба