Конспект урока "Правописание глаголов, причастий, деепричастий. Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах" 8 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс. ________
Урок 9 . Правописание глаголов, причастий, деепричастий.
Знаки препинания при причастных и деепричастных
оборотах.
ЦЕЛИ УРОКА:
1) обобщить знания по темам «Правописание глаголов, причастий, деепричастий»;
2) изучить роль причастий и деепричастий в художественном тексте.
ТИП УРОКА: обобщающее повторение.
ХОД УРОКА
Мотивационно-целевой этап
I. Слово учителя.
Задача сегодняшнего урока – обобщить знания о глагольных формах, которые так не похожи на
глагол, что их иногда выделяют в особые части речи. Мы вспомним об их грамматических
особенностях, а также выясним, какова их роль в художественных текстах.
Начнем мы с формы, о которой М.В. Ломоносов сказал: «Она служит сокращением человеческого
слова, заключая имени и глагола силу».
Что это за форма? (Причастие.)
Как вы понимаете выражение М.В. Ломоносова? (Причастие соединяет в себе качества имени
прилагательного и глагола. От прилагательного оно унаследовало способность определять,
обозначать свойства предмета, от глагола – представлять эти свойства в развитии, меняющимися
во времени.)
III. Лингвистический эксперимент
Теперь давайте проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте заменить причастия прилагательными
в следующем отрывке из стихотворения М.Лермонтова «Родина».
До замены:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
После замены:
Люблю дымок паленой жнивы,
В степи ночной обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белых берез.
Сравните авторский текст с тем, который получился после замены. Что ушло из стихотворения (не считая,
конечно, ритма)? Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Объясните причину.
(Искусственный вариант отрывка статичен, неподвижен. Природа кажется неподвижной. Авторский текст с
причастиями обладает большей изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет, меняется во времени.)
IV. Свойства причастного оборота
Часто причастие в текстах употребляется с зависимыми словами. Поэтому нам важно выявить
роль причастного оборота в художественной речи.
V. Обобщение материала по причастиям
Вспомним, что мы говорили о причастиях и причастных оборотах. Чем же они привлекают
писателей и поэтов? (Причастие и причастный оборот не только образно описывают предметы,
явления, но и представляют их признаки в динамике, в процессе становления, развития,
изменения. Объясняется это тем, что эти конструкции соединяют в себе энергию глагола и
описательную экспрессию прилагательного.)
VI. Деепричастие
Еще одна глагольная форма – деепричастие. Выясним, какую роль оно играет в художественных
текстах.
ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! (Перевод А.Шмульяна)
Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя,
гремя);
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встреча