Конспект урока "Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально-этическую тему" 11 класс скачать


Конспект урока "Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально-этическую тему" 11 класс

Конспект урока русского языка в 11 классе.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Тема: Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на
морально-этическую тему.
Урок рассчитан на 2 ч.
Цели:
- формировать навыки культуры речи;
- проверить орфографическую и пунктуационную грамотность;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского
языка.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Сообщение учителем темы и цели урока, ее мотивация.
II. Сообщения учащихся об академике Д.С.Лихачеве, о его письмах,
адресованных молодому поколению.
АКАДЕМИК ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ
(19061999)
Краткая биография.
Дмитрий Сергеевич Лихачев родился, прожил большую часть своей
жизни и окончил свои дни в Санкт-Петербурге. Родился он 15 ноября 1906
года. (В 1918 г. в России был введен новый календарный стиль и теперь
день его рождения по новому стилю обозначается как 28 ноября).
Учился Д.С. Лихачев сначала в гимназии Человеколюбивого Общества
(1914–1915), затем в Гимназии и реальном училище К.И. Мая (1915–1917),
заканчивал среднее образование Советской трудовой школе им.
Л.Лентовской (1918–1923). С 1923 по 1928 г. учился в Ленинградском
государственном университете на факультете общественных наук, на
этнолого-лингвистическом отделении. Здесь он проникся особой любовью
к родной истории и культуре и начал исследовать древнерусскую
литературу.
Сразу по окончании университета Дмитрий Лихачев по ложному
доносу и обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован и
1928–1932 гг. провел в заключении: сначала полгода в тюрьме, затем два
года в Соловецком лагере особого назначения, и, наконец, на каторжной
стройке Беломоро-Балтийского канала. Этот период академик Д.С.
Лихачев впоследствии называл «самым важным временем в своей жизни»,
потому что пройдя через страшные испытания тюрем и лагерей, он
научился жертвенной любви к людям и всегдашнему следованию по пути
Добра.
Осенью 1932 г. Дмитрий Сергеевич поступил работать литературным
редактором в Соцэгиз, в 1934 г. Был переведен в Издательство Академии
наук СССР, а с 1938 г. стал работать в Институте русской литературы
(Пушкинский Дом). Здесь он для коллективного труда «История культуры
Древней Руси» (т.2) написал главу о древнерусской литературе XI-XIII вв.
Писал он этот труд с великим вдохновением – «как стихотворение в
прозе». В 1938 г. с ученого, наконец, была снята судимость.
В 1935 г. Дмитрий Сергеевич Лихачев женился на Зинаиде
Александровне Макаровой. В 1937 г. у них родились дочери-близнецы –
Вера и Людмила.
В 1941 г. он становится старшим научным сотрудником Института
русской литературы. В том же году он защищает кандидатскую
диссертацию на тему «Новгородские летописные своды XII века».
Находясь в блокаде в Ленинграде, он пишет и издает книгу «Оборона
древнерусских городов» (1942). В июне 1942 г. ученый вместе с семьей
эвакуируется в Казань.
В 1945 победном году Д.С. Лихачев пишет и издает книгу
«Национальное самосознание Древней Руси». В следующем году получает
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 19411945
гг.».
В 1946 г. Он становится доцентом, а с 1951 года – профессором
Ленинградского государственного университета: читает курсы по истории
русского лето-писания, палеографии и истории культуры Древней Руси.
В 1947 г. Д.С. Лихачев защищает диссертацию на степень доктора
филологических наук по теме: «Очерки по истории литературных форм
летописания XI-XVI вв.». В середине века (1950 г.) в серии «Литературные
памятники» в сопровождении его научных статей и комментариев выходят
две замечательнейшие книги: «Повесть временных лет» и «Слово о полку
Игореве».
В 1953 г. ученый был избран членом-корреспондентом, а 1970 —
действительным членом Академии наук СССР. Такое позднее избрание
было обусловлено тем, что научные труды этого великого ученого не
отражали материалистической и антирелигиозной парадигмы
официальной науки. Между тем Д.С. Лихачев был избран иностранным
членом и членом-корреспондентом целого ряда стран, а также почетным
доктором университетов Софии, Будапешта, Оксфорда, Бордо, Эдинбурга
и Цюриха.
Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по
проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали
всемирно признанной классикой филологической науки. Он автор более
500 научных работ и около 600 публикаций по самому широкому кругу
проблем изучения истории, литературы, культуры и защиты памятников
культурно-исторического наследия России. Его статья «Экология
культуры» (журнал Москва, 1979, № 7) заметно усилила общественную
дискуссию по охране памятников культуры. С 1986 по 1993 г. академик
Д.С. Лихачев был председателем Советского фонда культуры (с 1991 г. —
Российского фонда культуры»).
В 1981 году в автомобильной катастрофе погибла его дочь Вера.
Ученый много раз говорил, что ее смерть была для него самым скорбным
событием в жизни.
В 1988 году в год празднования 1000-летия Крещения Руси академик
Д.С. Лихачев принимал самое активное участие в торжествах,
проходивших в Великом Новгороде.
Ученый имел множество наград, как отечественных, так и зарубежных.
Среди них высшие награды СССР — сталинская премия (1952), звание
Героя Социалистического труда и золотая медаль «Серп и молот» (1986),
Большая Золотая Медаль им. М.В. Ломоносова (1993), орден «За заслуги
перед Отечеством» II степени (1996), орден Апостола Андрея
Первозванного «За веру и верность Отечеству» за вклад в развитие
отечественной культуры. Он стал первым кавалером ордена Апостола
Андрея Первозванного после восстановления в России этой высшей
награды.
В 1989–1991 гг. академик Д.С. Лихачев избирался народным депутатом
Верховного Совета СССР от Советского Фонда культуры.
В 1992 г. ученый стал председателем общественного юбилейного
Сергиевского комитета по подготовке к празднованию 600-летия
преставления Преподобного Сергия Радонежского.
Наиболее значительные его труды: «Человек в литературе Древней
Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания
Премудрого» (1962), «Текстология» (1962), «Поэтика древнерусской
литературы» (1967), «Эпохи и стили» (1973), «Великое наследие» (1975),
«Поэзия садов» (1982), «Письма о добром и прекрасном» (1985), сборник
статей «Прошлое — будущему», (1985). Некоторые его книги
переиздавались несколько раз.
Кончина Дмитрия Сергеевича Лихачева последовала 30 сентября 1999
года.
После его смерти вышел в свет замечательный сборник его статей
«Русская культура» (2000) книга, ставшая завещанием ученого своим
современникам и молодому поколению граждан России.
28 ноября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения великого
ученого. 2006 год президентом Российской Федерации В.В. Путиным
объявлялся Годом Лихачева.
III. Чтение учителем текста.
Самое большое.
А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в
окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно
слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу,
которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку,
можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое,
как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой
дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на
школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое
чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке
человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости
ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет
необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между
патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом любовь к
своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим
близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все
слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое,
обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это
значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки,
бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих
людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять
необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость.
Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно
оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена
скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и
прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе
имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту
спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями:
«Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно
выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность
тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в
большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в
широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу,
стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде правде-
истине и правде-справедливости.
(Д.С.Лихачев)
1. Беседа по содержанию.
2. Работа над композицией и планом изложения.
3. Повторное чтение текста.
IV. Написание изложения публицистического стиля с элементами сочинения.
Задание: Озаглавить текст, при написании изложения использовать любой
жанр. В заключение работы выразить свое отношение к проблеме, поднятой
автором.
V. Итог урока.