Методический материал "Диктант на разделение конструкций на составляющие элементы"

Диктант на разделение конструкций на составляющие элементы
Диктуемые сложные предложения или слова разделяются при написании
на простые части. Выполнение подобного задания формирует навыки
осуществления словообразовательного, синтаксического и пунктуационного
разборов, способствует осознанию взаимосвязи различных языковых единиц.
Диктант на расширение
Расширение в ходе записи диктуемого материала осуществляется за счёт
введения в не связанные по смыслу, разрозненные предложения или связный
текст слов, которые бы соответствовали поставленной учителем задаче.
Введение языковых единиц позволяет увеличить в тексте концентрацию слов с
определённой орфограммой, обогатить текст введением определённых частей
речи и стилистически окрашенных оборотов.
Диктант на расширение обогащает словарный запас учащихся, поскольку
предполагает использование конкретной лексики, слов определённой
тематической группы. Руководствуясь смыслом фразы, логикой текста, ученики
подбирают подходящие по смыслу слова и выражения. Вставки слов не
должны разрушать смысл фраз, нарушать их стиль и особенности
грамматического построения. Кроме того, ученик должен учитывать замысел
автора и особенности его речи, авторскую манеру изложения. Таким образом,
развивается стремление учащихся к речевому самосовершенствованию.
Задачи, решать которые приходится ученику в процессе написания
диктанта на расширение, позволяют использовать его в качестве подготовки к
написанию творческих работ: изложений и сочинений.
Методика проведения диктанта
1. Первое прочтение материала с пропусками слов для предварительного
ознакомления с содержанием предложений или текста.
2. Формулирования цели работы.
3. Второе прочтение материала.
4. Коллективный анализ наиболее удачных вариантов вставок.
Задание.
Вспомните с помощью таблицы значения обстоятельств.
Значение обстоятельств
Вопросы обстоятельств
образа действия и степени
как? каким образом? в какой степени?
места
где? в каком месте? куда? откуда?
времени
когда? как долго?
цели
зачем? с какой целью?
условия
при каком условии?
сравнения
как? на что похоже?
причины
почему? по какой причине?
уступки
несмотря на что?
Запишите диктант, расширив текст за счёт введения обстоятельств,
превратив текст-повествование в описание действий (пропущенные обстоятельства из
авторского варианта выделены).
Однажды в русском дремучем лесу мне попалась чернобурая лисица.
Шкура этой лисицы была так хороша, что мне стало жаль портить её пулей или дробью.
Не медля ни минуты, я вынул пулю из ружейного ствола и, зарядив ружьё длинной
сапожной иглой, выстрелил в эту лисицу. Так как она стояла под деревом, игла крепко
пригвоздила её хвост к самому стволу.
Я не спеша подошёл к лисице и начал хлестать её плёткой.
Она так ошалела от боли, что поверите ли? выскочила из своей шкуры и убежала от
меня нагишом. А шкура досталась мне целая, не испорченная ни пулей, ни дробью.
(Р.-Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена. Лисица на иголке.)
Задание.
Запишите текст диктанта описание картины. Рассмотрите репродукцию
картины И. Левитана «Вечер на Волге». По ходу записи текста диктанта внесите в его
содержание изменения – добавьте описание деталей, на которые вы обратили внимание.
Первая поездка на Волгу оставила у Левитана тяжёлое впечатление, о котором он
рассказал в письме А.П. Чехову: «Она (Волга) показалась мне настолько тоскливой и
мёртвой, что у меня заныло сердце. Правый берег, нагорный, покрыт чахлыми кустарниками
и, как лишаями, обрывами. Левый…сплошь залитые леса. И над всем этим серое небо и
сильный ветер». Впечатления, полученные Левитаном, позволили создать произведения,
которые можно отнести к числу его лучших творений.
Такова картина «Вечер на Волге». Она интересна по композиции и выразительна по
передаче состояния природы. «Тёмными силуэтами выделяются на пустынном берегу
рыбацкие лодки, в надвигающихся сумерках виднеются загоревшиеся на дальнем берегу
огоньки. Общий сумеречный тон картины прекрасно передаёт суровую тишину пейзажа,
ощущение реки, как бы погружающейся в ночную дремоту. Своим скупым тональным
колоритом, величавой простотой мотива картина резко отличается от работ предыдущего
периода» (Прытков).
(Д.К. Самин. 100 великих художников.)