План анализа стихотворения


План анализа стихотворения
1. Историко-биографический комментарий (время создания, исторические события, историко-
культурные факты, история создания стихотворения, конкретные лица, оказавшие влияния на создание
произведения)
2. Род литературы. Жанровое своеобразие.
3. Вид лирики (пейзажное, интимное, философское (медитативное), гражданственно-патриотическое
стихотворение)
4. Идейно-тематический анализ (тема, проблема, идея, пафос (эмоциональный настрой), чувства).
5. Особенности композиционного построения (строфы, рифмы)
6. Образ лирического героя.
а) Способ его проявляется в стихотворении (непосредственно через «я», опосредованно через другие
словесные образы)
б) Характеристика лирического героя (что за персонаж, чувства, любовь к природе)
в) Эволюция чувств лирического героя: чувства в статики или в динамике.
7. Другие словесные образы стихотворения. Индивидуально-авторские. Традиционные (образ Музы;
ворона как символа темной силы; моря, как беспокойной жизни; Богоматери)
8. Изобразительные средства языка:
а) лексические (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные/однозначные слова, архаизмы, историзмы,
фразеологизмы);
б) синтаксические (различные виды синтаксических конструкций, риторические вопросы, восклицания);
в) графические (использование заглавных букв, курсива, числительных, разнообр. построение строф, строк).
9. Тропы и приёмы выразительности, стилистические фигуры: эпитеты (логические, художественные,
метафорические, постоянные), сравнения (простые, развёрнутые), метафоры (сухие: ход часов, ручка двери;
общеязыковые: жар сердца, сердце стонет; индивидуально-авторские).
Разновидность метафоры – метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности (смычок запел).
Синекдоха: 1) целое вместо части; 2) часть вместо целого.
Перифраз – приём, заключающийся в замене какого-либо слова описательным оборотом.
Гипербола. Литота. Антитеза. Сопоставление. Градация – климакс и антиклимакс.
Повтор (точный/неточный, константный (повторяющиеся строки рядом), дистантный (повторяющиеся строки
на расстоянии).
Разновидности повторов: анафора, эпифора, параллелизм (синтаксический: «В синем море волны хлещут. В
синем небе звёзды блещут»; интонационный – повтор ритмического рисунка; тематический).
Анжан-беман (перенос, перескок): «Сказать по правде, очень / Никто не озабочен».
Парцелляция – приём разделения фразы на части или отдельные слова.
Антифразис – употребление слова или выражения в противоположном , обычно ироническом смысле.
Аппликация вмонтирование в текст литературного произведения общеизвестного выражения (пословицы,
поговорки, прозаического отрывка).
Ретардация - поэтический прием, состоящий в замедлении, задержании повествовательного потока,
ритмической устремленности, развития сюжетных положений и т. п.
Олицетворение (прозопопея).
10 Виды рифм: мужская ударение на последний слог, женская - ударение на предпоследний слог,
дактилическая - ударение на третий от конца слог, гипердактилическая - ударение на четвёртый и
последующие от конца слоги.
Точная (все звуки совпадают) – неточная.
Бедная (созвучны ударные гласные: зову - иду; вблизи земли) – богатая (наиболее полное совпадение
звуков: демократ – стократ)
Открытая (заканчивается на гласный) – закрытая (заканчивается на согласный).
По положению в стихе: конечная, начальная, внутренняя.
Грамматическая рифмующиеся слова одной части речи. Неграмматическая - рифмующиеся слова разных
частей речи.
Простая – одно слово рифмуется с одним. Составная – несколько слов рифмуется с одним.
По характеру звучания: ассонанс (совпадают ударные звуки), диссонанс (неточная рифма, в которой
совпадают послеударные звуки, а ударные не совпадают).