Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Комментарий к проблеме текста (практика)"


Подписи к слайдам:
Комментарий к проблеме текста Подготовка к ЕГЭ Часть 3 (С)

Подготовка к ЕГЭ Часть 3 (С) Комментарий к проблеме текста (практика)

КАШПУР Наталья Ивановна

ГБОУ Гимназия № 261

Санкт-Петербург

2012

http://aida.ucoz.ru

(1)Закружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. (2) Хорошо бродить, утопая в листве. (3) Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи…

(4) – Дедушка, скажи что-нибудь грустное.

(5) – Осенние листья.

(6) – А грустнее?

(7) – Осенние звёзды.

(8) – Грустнее осенних звёзд бывает?

(9) – Осенние птицы.

(10) – Дедушка, есть осенние люди?

(11) Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, - забываю, что нет. (12) Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13) Он мой остров, мой материк, моя Земля.

(14) – Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15) Ответь, дед, мне это очень нужно.

(16) – Если ты мне скажешь: первая звезда, - я пойму. (17) Это начало счёта, это надежда на звёздное небо.

(18) – Дед, ну при чём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?

(20) – Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму – хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21) Но когда говорят: первая любовь, - я не понимаю, что это? (22) Начало счёта или надежда на вторую и третью?

(23) – Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.

(24) – Глупый ты ещё. (25) Пойми, внук. Маму, Родину, Любимую не нумеруют.

(26) – Дед, она не любит меня.

(27) – А ты сам как к себе относишься?

(28) – Плохо, дедушка, совсем плохо.

(29) – А летать ты пробовал?

(30) – Дед, средний я, серый, какие там полёты.

(31) – Объясни, такого не понимаю.

(32) – Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (33) Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать – они это знают. (34) Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35) Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью – их не обижают, они маленькие. (36) Шмыгаю я, дед.

(37) – Она тебя замечает?

(38) – Никто я для неё. (39) Моя жизнь – ожидание кости. (40) Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.

(41) – К себе не подпуская, вешай объявления на столбах.

(42) – Шутишь, дед, какие объявления?

(43) – Продаётся собачья шкура.

(44) – А если придут за шкурой?

(45) – На вырученные деньги купишь скрипку.

(46) – Зачем мне скрипка, дед?

(47) – Станешь играть любимой.

(48) У меня нет родной деревни – мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49) Моя отчизна – мой дедушка, его слова, его мысли. (50) Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.

(51) Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52) Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. (53) Он знал о ней всё.

(54) Как-то он сказал:

(55) – Одни учёные утверждают: лунные кратеры – остатки потухших

вулканов, другие доказывают – следы метеоритов. (56) Я уверен, лунные кратеры – застывшие взгляды великих. (57) Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше – взор Бунина, а прямо перед тобой – Маяковского. (58) Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!

(59) – Не получается у меня, дед.

(60) – Что не получается?

(61) – Ничего не понимаю, во всём запутался. (62) Дедушка, а кто они такие – осенние люди? (63) Может, я и есть осенний?

(64) – Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только сам.

(65) – Ой, дед, завидую я тебе.

(66) – Это не так уж и плохо, я интересно жил.

(67) – Дедушка, а как дальше мне, что делать?

(68) Засыпая, я вновь услышал его голос:

(69) – Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70) Жив твой дед!

(71) Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:

(72) – Люди, жив мой дед! (73) Мой умный, добрый, осенний дед! (74) Мой остров! (75) Моя Земля!

В рассказе (по А. Попову) необходимо отметить:

http://aida.ucoz.ru

метафоричность дедовских реплик, мягкую иронию

игру слов

ретроспективу: автор в рассказе возвращается к прошедшим событиям

глубокий подтекст

контраст в мироощущении и мировосприятии героев

Вопросы, о которых беседовали герои рассказа:

О достоинстве

О мироощущении

О любви

О самооценке

О смысле жизни

Какие проблемы поднимает автор в тексте?

смысла жизни

памяти

ответственности за другого человека

роли взрослых в формировании личности

нравственного выбора

человеческих взаимоотношений

Какая из этих проблем основная?

Рассказ – это воспоминание повествователя об уроках, преподанных дедом, следовательно, на одно из первых мест выходит ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ.

Однако тогда почему рассказчик помнит деда, считает его своим «отчим домом», своей «отчизной»?

Ответ очевиден: всё, чего достиг и достигнет внук, произошло благодаря влиянию деда, его мудрым и ироничным советам.

Следовательно, основная проблема – роль взрослых в формировании личности подростка (в воспитании нравственных черт характера).

ВНУК

ДЕД

Молодость

Старость

Вопросы

Ответы

Жалобы

Мудрые советы

Пессимизм

Счастье

Поиски себя в мире

Достойно прожитая жизнь

Замкнутость, сомнения

Спокойная уверенность,

открытость миру

Ученик

Учитель

Анализируем первый абзац

  • Какие эмоции вызывает в рассказчике осень?

Положительные эмоции:

«хорошо набирать» листву

«хорошо бродить»

Ему также нравится «дикий танец осени», и он пытается его воссоздать, «заставляя кружиться вновь и вновь» осенние листья.

Первый абзац – это прошлое или настоящее героя?

Скорее, это настоящее: оно помогает рассказчику вернуть, воссоздать ту, ушедшую осень, когда рядом был дед.

Это ретроспектива: одиночество рассказчика прочитывается уже в первом абзаце. Да и содержание начала диалога доказывает эту мысль: внук просит деда рассказать что-нибудь грустное.

Почему рассказчику грустно?

Грусть – от неразделённой любви: рассказчик ощущает себя средним, серым

Осенние листья, звёзды, птицы – уход, холод, прощание; мотив одиночества.

«Осенние люди в понимании рассказчика дополняют, усиливают самое «печальное».

Может быть, в самом деле «осенние люди» грустнее «осенних птиц» лишь потому, что не выменять осенней мудрости на молодость.

Чем интересен фрагмент рассказа о любви?

должна быть ЕДИНСТВЕННОЙ

К Матери

Любовь

К Родине

К Любимой

Как вы понимаете мысль деда о звёздах и надежде на звёздное небо?

В чём парадоксальность мысли предложения: «Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым»?

Звезда – это победа, успех, достижения.

Внук – ХОЧУ быть счастливым;

дед – УЖЕ счастлив (т.к. он стар);

ХОЧУ счастья и ЕСТЬ счастье.

Почему для рассказчика желание счастья ассоциируется только со старостью?

Потому что для него молодость – время страданий, поисков и итогов. Он «ничего не понимает и во всём запутался». А дед мудр, умеет любить и знает все ответы, он жил интересной жизнью. Дед счастлив.

Справедлива ли самооценка, данная рассказчиком самому себе (предл.26-37)?

О каких полётах говорит дед в ответ?

Не любит ОНА; он сам себя НЕ любит – средний, серый;

да, рассказчик искренен, самокритичен.

Летать – мечта, окрылённость, успехи, уверенность в себе.

Почему для внука совет деда о полётах неприемлем?

приём противопоставления, а отсюда:

щенок

слоны

собака

мыши

Приём противопоставления, а отсюда:

Ощущение одиночества

Ощущение серости жизни (даже зрительные образы мышей, слонов, собак - серые).

Противоречивые поиски собственного «я»: «шмыгаю я, дед» (мышь) -стремление быть мелким, незаметным;

«моя жизнь – ожидание кости» (собака) – ожидание случайных знаков внимания любимой, подачек судьбы, недоверие к людям.

Перечитаем ещё раз этот фрагмент и предложения 51-55.

Какой иносказательный смысл советов деда?

Не принимать подачки, не пресмыкаться и не озлобляться – сохранять чувство собственного достоинства.

Сделать любовь подвигом самоотверженности, самопожертвования.

Как возникает в рассказе мотив ностальгии?

Дедушка – отчий дом, родная деревня, отчизна.

Градация: «Он мой остров, мой материк, моя Земля» (твёрдая опора под ногами, спасительное убежище).

Обратимся к вопросам, на которые внук так и не получил ответа:

(10) – Дедушка, есть осенние люди? (62) Дедушка, а кто они такие – осенние люди?

Почему дед не ответил на них, как, впрочем, и на ряд других?

Он считал, что внук САМ должен думать и размышлять, решать вопросы:

Смысла жизни

Самоопределе-ния

любви

Обратимся к финалу рассказа ( предложения 65-75)

Какой смысл 69-70 предложений?

У рассказчика масса нерешённых проблем, и обращение к памяти, переосмысление сказанного дедом поможет ему их решить: повторы и композиционный стык усиливают эту мысль.

Как зрительно размыкает рассказчик свой замкнутый мир после осознания этого?

Как дополняет нашу мысль эта пара слов: шмыгаю – заорал?

Открытая форточка – окно в мир,

к людям.

Рассказчику захотелось быть услышанным, понятым, замеченным.

«Мой умный, добрый, осенний дед!» – кричит рассказчик. Следовательно, он уже нашёл ответ на свои вопросы об «осенних» людях. Как можно истолковать эту метафору?

Есть ли уверенность, что внук научится летать?

Мудрый, всё изведавший, всё знающий: «Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел».

Осень, пожалуй, и есть время ответов. Как и человеческая, с годами приходящая мудрость.

Безусловно. Дедовские корни дадут силу и ему стать крылатым.

Выводы:

именно в юношеском возрасте человек начинает воспринимать и осмысливать состояние собственного «я». Юность особенно чувствительна к внутренним психологическим проблемам. И очень важно, когда рядом есть мудрый наставник, который поможет разобраться в себе и окружающем мире. Автор использует психологический метод, основанный на идее движения, названный Чернышевским «диалектикой души».

Диалектика души – понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т.п.)

Внутренний мир героев изображается в процессе, как постоянный, постоянно меняющийся психический поток, и вполне уместным будет упоминание о том, как сказал об этом Л.Н. Толстой: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться… А спокойствие – душевная подлость».

Что следует указать в текстуальном комментарии?

подтекст

контраст как композиционный приём

указать на ретроспективу

отметить метафоричность рассказа

диалектику души рассказчика

Пример текстуального комментария

Проблему роли взрослых в формировании личности подростка автор рассматривает на примере воспоминаний одного из героев рассказа.

Комментируя её, нельзя не отметить мастерство А. Попова в передаче душевного состояния повествователя: именно подтекст позволяет понять, что чувствует и переживает молодой человек. Автор подчёркивает, что диалоги с дедом, переосмысление сказанного им, помогли внуку разобраться в сложнейших нравственных и психологических проблемах:

ретроспектива помогает увидеть диалектику души рассказчика. Используя контраст как композиционный приём, автор показал, как важно в юности иметь рядом счастливого человека, прожившего интересную жизнь, понявшего её смысл: внук учится у деда самоуважению, умению найти в этой жизни истинные ценности, правильный путь к любимой, окружающим людям. А. Попов даёт читателю возможность поверить в силу подобного влияния взрослого человека: «осенний» дед и его уроки всегда живы в памяти героя рассказа. Его внутреннее перерождение, возрождение уже началось.

Пример концепционного комментария

Рассматривая проблему роли влияния взрослых на формирование личности подростка, автор обращает наше внимание на то, что главным событием рассказа становится перемена, которая происходит с повествователем. Данную проблему писатель раскрывает с помощью диалога двух героев – внука и деда. Приём противопоставления позволяет увидеть, как расходятся мнения по важнейшим нравственным вопросам представителей двух поколений, исходя из которых можно представить психологический портрет этих персонажей.

Дед – мудрый, полно и интересно проживший жизнь, знающий ответы на самые сложные вопросы, а внук – подросток, которому только предстоит их решать. Он пытается найти путь к людям и к самому себе, однако ему мешает низкая самооценка. Метафоричность речи деда объясняется тем, что он предоставляет внуку возможность поразмышлять над сказанным и самостоятельно принять решение, сделать выбор. Автор подчёркивает, что только так – уважительным отношением и мудрыми советами, а не назиданием и приказами – можно воспитать личность.

Чтобы не возникали в комментарии речевые ошибки, связанные с повторением слова «автор», следует помнить, что возможна следующая замена:

  • публицист (если текст публицистического стиля);
  • писатель (если текст художественного стиля);
  • местоимением «он»;
  • указанием фамилии автора текста.

Презентация составлена на основе

методических рекомендаций Г.Т. Егораевой:

Г.Т. Егораева. ЕГЭ 2011. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. – М.: Издательство «Экзамен», 2011